Личностно-ориентированный проект Подари свою заботу

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский, личностно - ориентированный проект

«Подари свою заботу»


Семья - основа основ человеческого счастья, уверенности в своем будущем. У крепкой семьи - крепкие корни. Почтение, внимание и заботу к пожилым людям человек будет испытывать лишь в том случае, если в его сознание заложили это с раннего детства. Данный проект позволяет раскрыть в детях нравственные стороны взаимоотношений со старшим поколением. Возраст участников проекта: дети 6-7 лет, педагоги, семьи воспитанников.










Содержание проекта


Авторы - разработчики: Дудина Л.Л. - старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Василек» общеразвивающего вида» Заинского Муниципального района Республики Татарстан.

Недошивина Е.В. - заведующий МДОУ «Детский сад «Василек» общеразвивающего вида» Заинского Муниципального района Республики Татарстан.

Тема пректа : «Подари свою заботу».

Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.

Актуальность проекта.

Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для всего российского общества. Традиционно основную роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет семья. При этом каждый член семьи выполняет различные функции, которые дополняют друг друга.

Если три поколения хорошо сосуществуют друг с другом, в доме создается очень теплая и уютная атмосфера. Дети также выигрывают от чувства преемственности, неразрывности поколений, которое идет от присутствия в их жизни дедушек и бабушек.

Цель проекта:

  • показать участникам проекта необходимость приемственности поколений в духовно-нравственном воспитании детей;

  • формировать у воспитанников заботливое, внимательне отношения к старшему поколению.

Задачи проекта:

  • сформировать у детей представление о значимости семьи в жизни каждого человека;

  • развить интерес к изучению своей родословной;

  • раскрыть значимость семейных взаимоотношений в решении различных жизненных ситуаций.



Этапы реализации проекта.

Подготовительный - сбор информации, составление плана работы над проектом (приложение № 1)

Практический - реализация проекта.

Итоговый - подведение результатов, презентация работы над проектом (приложение № 2)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, семьи воспитанников.

Срок реализации проекта: 5 месяцев.

Предполагаемый результат: осознание роли приемственности поколений в формировании духовно - нравственного сознания ребенка.

Продукт проектной деятеьности: сочинения детей «Человек мой дорогой», книга «Бабушкина вкуснятина», генеологическое древо семей, фотовыставка «Вот какие мы помощники», выставка поделок «Моя частичка доброты», авторская игра «Семейный альбом».

Презентация проекта: праздничное мероприятие «Дарю тебе свое тепло!»





Приложение №1


План работы над проектом


месяц

мероприятие

примечание

июнь

  1. Сбор информации о семьях воспитанников.



  1. Выявление у детей знаний о членах своей семьи.

Анкетирование родителей;

опрос воспитанников

Фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, род занятий и др.

июль

  1. Беседа с детьми на тему «Моя семья».



  1. Составление генеалогического древа семьи.



  1. Сбор рецептов любимых блюд детей, приготовленных бабушками.

семьи воспитанников


  1. Беседа с детьми «Как я забочусь о членах моей семьи».



  1. Оформление совместных сочинений детей и родителей «Человек мой дорогой».



  1. Размещение информации для родителей «Когда мы вместе, то и душа на месте»



сочинения посвящены бабушкам и дедушкам

о внимательном отношении каждого члена семьи друг к другу

август

  1. Занятие с детьми «Я - помощник».



  1. Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в семье - залог самостоятельности».



  1. Организация совместного субботника с семьями воспитанников.



сбор созревших семян, полив огорода, перекопка освободившейся земли; починка малых архитектурных форм на участке и др.

сентябрь

  1. Занятие ручным трудом



  1. Сбор фотографий для оформления авторской игры «Семейный альбом».



  1. Беседа с детьми «Если б я был волшебником…»

изготовление поделок для бабушек и дедушек к празднику



выявить, что бы дети хотели сделать для своей семьи

октябрь

Презентация проекта: праздничное мероприятие для родителей, бабушек и дедушек «Дарю тебе свое тепло!»

оформление выставок продуктов проектной деятельности

Примечание. Педагоги систематически детей знакомят с пословицами и поговорками о труде, семье и дружбе; организуют игры; используют художественную литературу соответствующую теме проекта.

Еженедельно дети вместе с взрослыми рассказывают воспитателям на «посиделках» о хороших поступках совершенных ими дома и получают от него флажок или другой отличительный знак - символ старания.








Приложение № 2


Сценарий мероприятия «Дарю тебе свое тепло!»


Дети забегают в зал, встают полукругом и исполняют песню

«Праздник к нам пришел» муз. Р. Хисматуллиной


Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые взрослые, мы рады приветствовать вас, разных по возрасту, но близких по духу, по крови людей.

Именно вы, уважаемые бабушки и дедушки, своей теплотой, любовью, лаской учите своих внучат быть добрыми и чуткими людьми.

Сегодня мы пригласили в наш уютный зал именно вас, наши дорогие, уважаемые и мудрые. Надеемся, что эта встреча, посвященная Дню семьи, запомнится вам надолго и принесет массу положительных эмоций.


Звучит красивая спокойная музыка

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, рисунок рта и носа, достоинства и слабости.

А вот, что говорят о вас ваши внуки. Послушайте, пожалуйста.

Зачитываются отрывки из рассказов детей


Я живу с мамой, папой и бабулей. Она не работает и поэтому у нее много времени для меня. Я очень люблю с ней играть. Летом мы ходим с ней на детскую площадку, а зимой, по вечерам, играем в настольные игры. А еще когда мама с папой меня ругают, бабуля всегда меня жалеет и защищает. Бабуля учит меня говорить по-татарски, мне это очень нравится.

* * *


Мой дед катает меня на машине и покупает разные игрушки. Он меня никогда не ругает.

* * *


У меня есть прабабушка ей уже 82 года. Но, наша прабабушка только по годам старенькая - она полна сил и энергии. Наша прабабушка - рукодельница, она не может сидеть без дела или попусту болтать на лавочке, возле подъезда. Ее руки постоянно чем-то заняты - то она вяжет носки, то варежки, то мочалку для купания. А еще она печет пирожки, напечет целую гору с разной начинкой и угощает всех.

* * *


Мой дедушка веселый и умный. Он играет со мной в разные игры. Зимой мы с ним катаемся на лыжах; осенью ходим за грибами, а летом играем в футбол. Мне с ним очень весело! Я люблю своего дедулю. Он самый лучший!


* * *


У меня есть бабуля и деда. Я их очень люблю. Я с дедой играю в разные игры, с ним очень весело. А бабуля читает мне книжку «Как ослик мечтал стать бабочкой». Бабуля меня вкусно кормит. Я очень рад, что у меня есть такие бабуля и дедуля.

* * *


В выходные я остаюсь ночевать у бабушки и дедушки. У них есть тарелка на балконе и по телевизору можно смотреть «Теленяню». А с другой бабулей весной мы пускали кораблики. Было очень весело. Когда будет тепло, дед возьмет меня на рыбалку, даст стрельнуть из ружья и наполнит бассейн во дворе. А песочницу во дворе он уже сделал.

* * *


У меня самые лучшие бабушка и дедушка. Бабуля угощает всякими вкусностями, а дед катает меня на тракторе. Они меня почти никогда не ругают. Я их очень - очень люблю.



Думаем, вам очень приятно было услышать такие хорошие слова от своих внуков. А нам радостно за вас, потому что вы не одиноки, вас любят и, главное, в вас нуждаются!

Дети читают стихи о дедушке и бабушке.



Загадка про бабушку

Я вам загадаю загадку

А вы отгадайте ее.

Кто ставит на пятку заплатку?

Кто гладит и чинит белье?

Кто дом по утру прибирает?

Кто ставит большой самовар?

Кто с младшей сестренкой играет

И водит ее на бульвар?

Кем коврик бахромчатый вышит

(Сестренке, видать по всему)?

Кто письма подробные пишет

Солдату - отцу моему?

Чьи волосы снега белее

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею?

О ком сочинила стихи?

Е. Григорьева


* * *

Ой, дедуля!

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

А. Чурбанова


* * *

Лепешки.

Прошу вас:

Возьмите

Всего понемножку

И вы испечёте

Такую лепёшку!…

Соли, муки,

Молока и крахмала,

И простокваши,

Что долго стояла,

Корицы, сметаны,

Яиц и воды,

От манки и масла

Не будет беды!

Орехов, изюма,

Песка и варенья,

Смешайте, как следует

Всё без стесненья!…

А если хотите рецепт уточнить,

То бабушке надо моей позвонить...

М. Садовский



Дети исполняют песню «Без бабушки…»

слова Л.М. Квитко


* * *

Очень бабушку люблю!

Ей я помогаю.

В магазине всё куплю,

В доме подметаю…

Прополю и огород,

Наношу водицы.

А когда луна взойдёт,

Сказка мне приснится.

Эту сказку у окна

Бабушка расскажет.

Засыпаю, а она

Мне носочки вяжет.

Чтоб морозною зимой

Не замёрзли ножки

У меня, её родной

И любимой крошки

Т. Маршалова

Ведущий. Ребята, я хочу узнать, какие вежливые слова вы говорите своим бабушкам и дедушкам когда благодарите их или обращаетесь с просьбой. Предлагаю поиграть в игру «Бусы для бабули».

Проводится игра «Бусы для бабули»

Правила игры: дети делятся на две команды, капитаны команд - взрослые. Каждая команда должна для своего капитана собрать бусы. Для этого они бегут по очереди в магазин, говорят продавцу вежливое слово и делают покупку (получают бусинку). Чья команда последней произнесет волшебное слово та и считается победителем, так как бусинок у этой команды будет большее, соответственно и бусы получатся длиннее.


Про бабушку.

Мы с бабулей очень дружим.

Мы друг другу помогаем.

Мне она … готовит ужин,

Для неё я … всё съедаю.

Я её вожу за ручку.

Не всегда поймёт прохожий,

То ли бабушка мне внучка,

То ли я ребёнок всё же.

Кто кого ведёт в «Молочный»?

Кто кого в «Игрушки» тащит?

Мы живём семьёю прочной,

Дружим дружбой настоящей!

Говорят нам папа с мамой:

- Рядом вы с утра до ночи.

Только спать ложиться рано

Что-то бабушка не хочет.

Не желает мерить лужи

И песок считает грязным!

В остальном - мы очень дружим,

Несмотря на возраст разный.

Т. Бокова

Ведущий. Наверное, многие узнали себя в этом стихотворении. А сейчас предлагаю посмотреть сценку, в которой многие дети узнали и себя и Вас.


Дети разыгрывают сценку «Бабушка Энциклопедия»

по стихотворению Натальи Ивановой


Бабушка - Энциклопедия

У бабули - внук и внучка -

Почемук и Почемучка.

Целый день свои вопросы

Задает народ курносый:

"Почему зеленый лист?

Почему поет артист?

Почему усы у кошки?

Почему у стула ножки?

Почему огонь горит?

Почему орел парит?

Почему растет трава?

Почему шумит листва?»

Бабушка весь день в очках

Проверяет в словарях,

Выясняет для внучат,

Почему ручьи журчат,

Почему зимой мороз,

Почему шипы у роз,

Почему ревет медведь,

Почему сверкает медь,

Почему бывает дождик,

Почему колючий ежик...

Ну и внучка! Ну и внук!

Бабушку они сумели

Сделать "доктором наук",

И всего за две недели!



Ведущий. Дети вас повеселили, а сейчас предлагаю Вам, уважаемые гости, показать свое умение в исполнении частушек.

Бабушки исполняют частушки на русском и татарском языках.

  1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться;

Тут народу очень много,

Можем растеряться!


  1. Я в деревне живу,

Сушки, пряники жую.

Я частушек много знаю

И сейчас для вас спою.


  1. Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?


  1. Мы не пишем, не читаем,

А частушки напеваем.

Приходите в гости к нам,

Мы еще и спляшем вам!


  1. У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец


Ведущий. Наши дети исполнят для вас песню на татарском языке.

«Бабочка» муз. Ф. Шаймордановой


Ведущий. Дорогие наши гости, приглашаем всех желающих поиграть с нами в татарскую народную игру «Тюбетейка»


Проводится татарская народная игра «Тюбетейка»

Правила игры: во время звучания музыки участники игры передают друг другу тюбетейку. Участник игры, у которого в руках окажется тюбетейка, после остановки музыки должен исполнить творческий номер по собственному желанию.


Ведущий. Семья для каждого из нас - самое главное, самое ценное в жизни. Если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье. Семья - это основа мира, благополучия. О семье сложено много пословиц. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети и взрослые вспоминают пословицы о семье.


  • Дом вести - не рукавом трясти.

  • Когда семья вместе, и сердце на месте.

  • Дом красив не углами, а пирогами.

  • Семейные нелады доведут до беды.

  • В родной семье и каша гуще.

  • Каков батюшка, таковы у него и детки.


  • Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.

  • Доброе слово - половина счастья.

  • Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети.

  • Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Ведущий. Сегодня мы ведем теплый, задушевный разговор, но говорят, что наиболее ярко наши чувства, мысли, эмоции передает музыка. Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Угадай мелодию» (угадав мелодию, все дружно исполняют песню):

для детей звучит мелодия «Улыбка», «Голубой вагон» В.Шаинского,

для взрослых: «Оренбургский пуховый платок», Г. Пономаренко;

«От чего гармонь поет» А. Пахмутовой.



Ведущий. Чтобы все было в порядке,

Чтобы тонус нам поднять,

Всех зову на танцплощадку

Веселый танец станцевать.


Общий танец «Если нравится тебе, то делай так ...»

(песенка японских ребят)

Ведущий. Чьи руки добрые

так с детства нам знакомы,

Чей нежный взгляд с рождения знаком?

При ком всегда уют, порядок в доме,

Кто угостит нас сладким пирогом?

Кто утром заплетает нам косички,

Стихи читает, песенки поет?

Ведет кто в садик юную сестричку,

А старших в школу среднюю ведет?

Кто пожалеет, кто простит обиды,

Кто песни нам поет по вечерам,

А нашалим, то не подаст и виду,

Лишь улыбнется чуть устало нам?

Кому мы в праздник пишем поздравления,

Рисунки дарим, детские стишки?

Кто нам игрушки дарит в день рождения,

Тепло своей усталой чуть руки?

Кто эта фея, ангел в доме добрый,

Кому мы эти сроки посвятим?

Они святые, потому сегодня

Дети хором: «Спасибо» бабушкам своим мы говорим!

Ведущий. Вот и подходит к концу наш праздник. Мы рады, что Вы у нас есть. Благодаря Вам мы собрали богатый материал, который пополнил нашу копилку интересных идей. Надеемся на дальнейшее сотрудничество, только вместе с Вами мы сможем воспитать ответственных, целеустремленных, трудолюбивых и милосердных детей. Желаем, чтобы именно эти дети окружили Вас своей заботой и вниманием. И пусть из года в год их доброе отношение к Вам растет вместе с ними.

А сейчас дети хотят Вас пригласить на чай с пирогами.

Дети исполняют чайные частушки


  1. Посидеть за самоваром,

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.


  1. Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец самовар.


  1. Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.


  1. Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай,

В чае я души не чаю,

Наливай, горячий чай.


  1. Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Дети исполняют песню на татарском языке «Гости» муз. Ф. Шаймордановой

Во время исполнения песни гости рассаживаются за накрытые столы.

Использованная литература:

1. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики/Под редакцией Т.А.Макаровой - М., 1979.

2. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под редакцией

Т.В.Антоновой. - М., 1995.

3. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье.//Дошкольное воспитание. - 1991. -№ 2.

4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями. Зачем? Как? - М., 1993.

5. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблема и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей //Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6.

В сценарии использованы стихи Е. Григорьевой, А. Чурбановой, М. Садовского, Т. Маршаловой, Т. Боковой, Н. Ивановой. Музыка Ф. Шаймордановой, В.Шаинского, Г. Пономаренко, А. Пахмутовой, Р. Хисматуллиной.





© 2010-2022