Урок по развитию речи в классе предшкольной подготовки по теме Лиса с лисятами

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по развитию речи в классе предшкольной подготовки. Тема « Лиса с лисятами»

Цель: научить детей составлять описательный рассказ о лисе.

Программные задачи:

Знакомить детей с образом жизни лисицы, ее повадками.

Обучать детей составлению описательного рассказа. Учить их давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая к пересказу текстов.

Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать рассказ. Совершенствовать владение детьми структурой предложения, увеличивая его за счет однородных второстепенных членов, родственных слов. Формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действие. Совершенствовать диалогическую форму речи детей.

Развивать речевое дыхание детей, речь: работать над техникой речи, дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

Развивать образное и логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память детей.

Учить детей доброте, отзывчивости, умению активно переживать за того, кто попал в беду, стремиться его выручить. Воспитывать любознательность.

Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать необходимость ее сохранения.

^ Ход урока:

I. Оргмомент

-Учитель:

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

2. Сообщение темы урока и целей урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в лес. Во время путешествия мы будим встречаться с разными животными. Будим знакомиться с одним из животных, учиться описывать животного, описывать картину.

Вот и лес стоит густой

Качает всем нам головой

Ветки ласково он тянет

В гости нас зовёт и манит.

- Мы пришли в гости, а с хозяевами надо поздороваться.

- Кого мы называем хозяевами леса? (Деревья, трава, кустарники, животные, птицы, ручей, река)

Здравствуй, здравствуй добрый лес,

Полный сказок и чудес

Мы никого здесь не обидим

И чудеса твои увидим.

^ 2. Звучит аудиозапись. Шум леса. Пение птиц.

Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы и ягоды. Надо быть внимательным к природе и её обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес- это дом и пища.

Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя на природе. Давайте вспомнил правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

Чтобы река и ручьи не мутнели

Рыбы резвились, и птицы бы пели

Зелень от солнца в жару бы спасала

Каждому правила знать не мешало.


1.Дети запомнит должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!


2. Но так жестоко поступать

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут -

Добро и красоту несут.


3. Без взрослых с огнём развлекаться опасно-

Закончиться может забава ужасно

В лесу очень сухо бывает порой

Костёр обернётся серьёзной бедой.


4. Вот в поход пришли ребята,

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться,

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки.


5. Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья!

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

6. Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!


7. Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Правила повторили, теперь идём в гости, помните, нельзя тревожить жителей леса.
3. Работа по теме урока.

Дыхательная гимнастика. Дышим свежим воздухом.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята мы встречаем в лесу следующих животных (дидактическая игра с картинками ЛОСЬ -ЛОСИХА-ЛОСЁНОК, ВОЛК-ВОЛЧИЦА-ВОЛЧОНОК, ЗАЯЦ-ЗАЙЧИХА-ЗАЙЧОНОК, МЕДВЕДЬ-МЕДВЕДИЦА-МЕДВЕЖОНОК, ЛИС-ЛИСИЦА-ЛИСЁНОК)

-Какие это животные? Почему их называют ДИКИМИ?
Отгадайте загадку.

Хитрая плутовка

Ражая головка

Пушистый хвост- краса

Кот же это? Лиса.(Вывешивается картинка)


Сейчас нам надо составить небольшой рассказ о лисе. Какая лиса? Что она делает? Назвать части тела? Где живёт? Чем питается?


Воспитатель выставляет картину «Лиса».

Воспитатель: кто это?

Дети: Это лисица.

Воспитатель показывает на центральный кружок схемы.

Воспитатель: Чья это морда?

Дети: Это лисья морда.

Воспитатель: Какая лисица? Назовите слова-признаки.

Дети: Красивая, хищная, умная, осторожная, ловкая и т. д.

Воспитатель ставит знак «?» в кружочке № 1. Дети делают то же.

Воспитатель: Что лисица умеет делать? Назовите слова-действия.

Дети: Прятаться, подкрадываться, ловить, обманывать, прыгать, заметать (следы), уходить (от погони).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще я знаю, что у лисы очень тонкий слух и острый нюх. Значит, она может хорошо слышать и легко искать добычу. Какие же части тела помогают лисице это делать? Назовите части тела и опишите их.

Дети: у лисы есть мордочка, она вытянутая. На ней есть маленькие, зоркие, черные глазки, чуткий нос, пасть с острыми зубками. Ушки у лисы на макушке. Шубка у лисы теплая, пушистая. Хвост у нее пушистый, длинный, красивый, рыжий с белым кончиком, похожим на огонек.

Воспитатель и дети пишут в кружочке № 2 букву «Ч».

Воспитатель: (показывает на хвост). Что это?

Дети: Это лисий хвост.

Воспитатель: Ребята, нарисуйте в кружочке № 3 лисий хвост. Какой он? На что похож?

Дети: хвост у нее пушистый, длинный, красивый, рыжий с белым кончиком, похожий на огонек.

Воспитатель: Хотите узнать, почему у лисы кончик хвоста белый?

Дети: Да.

Воспитатель: Маленькие лисята видят его даже тогда, когда стемнеет. Они бегут за мамой-лисой и не теряются. Ляжет лисичка спать, свернется калачиком, накроется пушистым хвостиком и спит - тепло ей! А кто детеныши у детей?

Дети: У лисы - лисята

Воспитатель: Не хотите ли что-нибудь спросить?

Воспитатель выставляет картину «Лиса с лисятами».

Дети: А какая лисичка мама?

Воспитатель: Лисичка воспитывает своих малышей-лисят вместе с папой-лисом. Он ходит на охоту, приносит добычу для своей семьи, охраняет нору. Мама-лисица ухаживает за детенышами. Лисята рождаются маленькими, слепыми. Через две недели они открывают глаза, а потом начинают весело играть, возиться, баловаться. Мама-лиса преподает им лисьи уроки, учит быть их быть быстрыми, ловкими, осторожными, терпеливыми.

Нарисуем в кружочке № 5 домик. Что это значит?

Дети: Это значит, что надо рассказать. Где живет лиса.

Воспитатель выставляет картину «Лиса в норе»

Воспитатель: Кто из вас знает, ребята, как называется домик лисы? Для чего он ей нужен?

Дети: Это нора. Нора нужна лисе, чтобы прятать в ней лисят. Сама лиса прячется от своих врагов.

Подземные норы это надежное убежище для лис, но и своеобразным местом их обитания, где в знойный полдень можно спрятаться от жары, а в дождь и холод - от ненастья.

^ Весной у лисицы появляются детёныши. Как их называют? (лисята, щенята)

Их бывает 4-10 лисят. Новорожденные лисята слепые и глухие. Но вот они подрастают, через 12 дней они начинают видеть, хвостики становятся длинными и пушистыми. Через месяц они начинают выходить и норы, но далеко от неё не отходят.

Интересно наблюдать за таким выводком. Обычно, как только начнет пригревать солнце, все лисята один за другим гурьбой выбегают из норы и затевают возню. Целые часы они играют, гоняются друг за другом, кувыркаются, образуя общий клубок. Наигравшиеся и уставшие лисята любят поваляться и подремать на песке под лучами утреннего солнца. Лисята очень прожорливы, поэтому матери и отцу приходится потрудиться, чтобы накормить их. Через 3-4 месяца лисята начинают самостоятельную жизнь.



Воспитатель: На кого охотиться лиса летом?

Дети: На птиц, зайцев, может и в курятник залезть.

Воспитатель: Правильно, летом и осенью корма для нее вдоволь. Лиса ест лягушек, ящериц, жуков, яйца птиц, маленьких птенчиков, мышек, может поймать и маленькую, неопытную уточку. Когда в лесу созревают ягоды, лисичка с удовольствием лакомится ими.

Выставляется картина «Лиса мышкует»

Воспитатель: Зимой лисе трудно прокормится. Зайцы уже поменяли свои шубки на белые - не видно их. Приходится лисичке выбираться на охоту за мышками-полевками. Услышит лиса, как мышки пищат, подкрадется, прыгнет, ударит о снег всеми лапами и поймает испуганных грохотом мышей. Вот и обед!

Но у лисы есть и враги. Как вы думаете, ребята, кто это?

Дети: Это охотники.

Воспитатель: Вы правы. Мех лисицы ценный, теплый. Даже в сказках говорится о том, как люди стараются его добыть на воротники, на шубы. Но, несмотря на то, что лисица - хищница, у нее есть враги и среди зверей. Это волки, медведи, рыси и даже крупные хищные птицы

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, лисица вредный или полезный зверь?

Ответы детей.

Воспитатель: Лиса не виновата, что родилась хищницей. Если бы она не уничтожала мышей, их стало бы слишком много. А зайчишек она ловит самых слабых и больных. В природе все взаимосвязано. Вот и выходит, что лиса и пользу приносит.

4. Физминутка.

  1. У лисицы острый нос 2. Музыкальная физминутка

У неё пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса важно пошагивает.

Шубу рыжую поглаживает.

5. Закрепление.

- Рассказы ребят выслушиваем.

- А какие вы знаете сказки о лисе? Лиса и журавль, Лисичка сестричка и серый волк, Лиса и козёл, Колобок,

6. Картинка с изображением лисы. Звуковой анализ. Раскрась картинку.

7. Игра Хитрая лиса

8. Итог занятия. Рефлексия.

Научились составлять описание лисы. Узнали много нового и интересного о лисе.

Что понравилось?

Давайте, ребята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!



© 2010-2022