- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Урок по развитию речи в классе предшкольной подготовки по теме Лиса с лисятами
Урок по развитию речи в классе предшкольной подготовки по теме Лиса с лисятами
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Овечкина М.В. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по развитию речи в классе предшкольной подготовки. Тема « Лиса с лисятами»
Цель: научить детей составлять описательный рассказ о лисе.
Программные задачи:
Знакомить детей с образом жизни лисицы, ее повадками.
Обучать детей составлению описательного рассказа. Учить их давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая к пересказу текстов.
Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать рассказ. Совершенствовать владение детьми структурой предложения, увеличивая его за счет однородных второстепенных членов, родственных слов. Формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действие. Совершенствовать диалогическую форму речи детей.
Развивать речевое дыхание детей, речь: работать над техникой речи, дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.
Развивать образное и логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память детей.
Учить детей доброте, отзывчивости, умению активно переживать за того, кто попал в беду, стремиться его выручить. Воспитывать любознательность.
Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать необходимость ее сохранения.
^ Ход урока:
I. Оргмомент
-Учитель:
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
2. Сообщение темы урока и целей урока.
Сегодня на уроке мы отправимся в лес. Во время путешествия мы будим встречаться с разными животными. Будим знакомиться с одним из животных, учиться описывать животного, описывать картину.
Вот и лес стоит густой
Качает всем нам головой
Ветки ласково он тянет
В гости нас зовёт и манит.
- Мы пришли в гости, а с хозяевами надо поздороваться.
- Кого мы называем хозяевами леса? (Деревья, трава, кустарники, животные, птицы, ручей, река)
Здравствуй, здравствуй добрый лес,
Полный сказок и чудес
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим.
^ 2. Звучит аудиозапись. Шум леса. Пение птиц.
Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы и ягоды. Надо быть внимательным к природе и её обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес- это дом и пища.
Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя на природе. Давайте вспомнил правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.
Чтобы река и ручьи не мутнели
Рыбы резвились, и птицы бы пели
Зелень от солнца в жару бы спасала
Каждому правила знать не мешало.
1.Дети запомнит должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
2. Но так жестоко поступать
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут -
Добро и красоту несут.
3. Без взрослых с огнём развлекаться опасно-
Закончиться может забава ужасно
В лесу очень сухо бывает порой
Костёр обернётся серьёзной бедой.
4. Вот в поход пришли ребята,
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться,
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки.
5. Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья!
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
6. Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
7. Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Правила повторили, теперь идём в гости, помните, нельзя тревожить жителей леса.
3. Работа по теме урока.
Дыхательная гимнастика. Дышим свежим воздухом.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята мы встречаем в лесу следующих животных (дидактическая игра с картинками ЛОСЬ -ЛОСИХА-ЛОСЁНОК, ВОЛК-ВОЛЧИЦА-ВОЛЧОНОК, ЗАЯЦ-ЗАЙЧИХА-ЗАЙЧОНОК, МЕДВЕДЬ-МЕДВЕДИЦА-МЕДВЕЖОНОК, ЛИС-ЛИСИЦА-ЛИСЁНОК)
-Какие это животные? Почему их называют ДИКИМИ?
Отгадайте загадку.
Хитрая плутовка
Ражая головка
Пушистый хвост- краса
Кот же это? Лиса.(Вывешивается картинка)
Сейчас нам надо составить небольшой рассказ о лисе. Какая лиса? Что она делает? Назвать части тела? Где живёт? Чем питается?
Воспитатель выставляет картину «Лиса».
Воспитатель: кто это?
Дети: Это лисица.
Воспитатель показывает на центральный кружок схемы.
Воспитатель: Чья это морда?
Дети: Это лисья морда.
Воспитатель: Какая лисица? Назовите слова-признаки.
Дети: Красивая, хищная, умная, осторожная, ловкая и т. д.
Воспитатель ставит знак «?» в кружочке № 1. Дети делают то же.
Воспитатель: Что лисица умеет делать? Назовите слова-действия.
Дети: Прятаться, подкрадываться, ловить, обманывать, прыгать, заметать (следы), уходить (от погони).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще я знаю, что у лисы очень тонкий слух и острый нюх. Значит, она может хорошо слышать и легко искать добычу. Какие же части тела помогают лисице это делать? Назовите части тела и опишите их.
Дети: у лисы есть мордочка, она вытянутая. На ней есть маленькие, зоркие, черные глазки, чуткий нос, пасть с острыми зубками. Ушки у лисы на макушке. Шубка у лисы теплая, пушистая. Хвост у нее пушистый, длинный, красивый, рыжий с белым кончиком, похожим на огонек.
Воспитатель и дети пишут в кружочке № 2 букву «Ч».
Воспитатель: (показывает на хвост). Что это?
Дети: Это лисий хвост.
Воспитатель: Ребята, нарисуйте в кружочке № 3 лисий хвост. Какой он? На что похож?
Дети: хвост у нее пушистый, длинный, красивый, рыжий с белым кончиком, похожий на огонек.
Воспитатель: Хотите узнать, почему у лисы кончик хвоста белый?
Дети: Да.
Воспитатель: Маленькие лисята видят его даже тогда, когда стемнеет. Они бегут за мамой-лисой и не теряются. Ляжет лисичка спать, свернется калачиком, накроется пушистым хвостиком и спит - тепло ей! А кто детеныши у детей?
Дети: У лисы - лисята
Воспитатель: Не хотите ли что-нибудь спросить?
Воспитатель выставляет картину «Лиса с лисятами».
Дети: А какая лисичка мама?
Воспитатель: Лисичка воспитывает своих малышей-лисят вместе с папой-лисом. Он ходит на охоту, приносит добычу для своей семьи, охраняет нору. Мама-лисица ухаживает за детенышами. Лисята рождаются маленькими, слепыми. Через две недели они открывают глаза, а потом начинают весело играть, возиться, баловаться. Мама-лиса преподает им лисьи уроки, учит быть их быть быстрыми, ловкими, осторожными, терпеливыми.
Нарисуем в кружочке № 5 домик. Что это значит?
Дети: Это значит, что надо рассказать. Где живет лиса.
Воспитатель выставляет картину «Лиса в норе»
Воспитатель: Кто из вас знает, ребята, как называется домик лисы? Для чего он ей нужен?
Дети: Это нора. Нора нужна лисе, чтобы прятать в ней лисят. Сама лиса прячется от своих врагов.
Подземные норы это надежное убежище для лис, но и своеобразным местом их обитания, где в знойный полдень можно спрятаться от жары, а в дождь и холод - от ненастья.
^ Весной у лисицы появляются детёныши. Как их называют? (лисята, щенята)
Их бывает 4-10 лисят. Новорожденные лисята слепые и глухие. Но вот они подрастают, через 12 дней они начинают видеть, хвостики становятся длинными и пушистыми. Через месяц они начинают выходить и норы, но далеко от неё не отходят.
Интересно наблюдать за таким выводком. Обычно, как только начнет пригревать солнце, все лисята один за другим гурьбой выбегают из норы и затевают возню. Целые часы они играют, гоняются друг за другом, кувыркаются, образуя общий клубок. Наигравшиеся и уставшие лисята любят поваляться и подремать на песке под лучами утреннего солнца. Лисята очень прожорливы, поэтому матери и отцу приходится потрудиться, чтобы накормить их. Через 3-4 месяца лисята начинают самостоятельную жизнь.
Воспитатель: На кого охотиться лиса летом?
Дети: На птиц, зайцев, может и в курятник залезть.
Воспитатель: Правильно, летом и осенью корма для нее вдоволь. Лиса ест лягушек, ящериц, жуков, яйца птиц, маленьких птенчиков, мышек, может поймать и маленькую, неопытную уточку. Когда в лесу созревают ягоды, лисичка с удовольствием лакомится ими.
Выставляется картина «Лиса мышкует»
Воспитатель: Зимой лисе трудно прокормится. Зайцы уже поменяли свои шубки на белые - не видно их. Приходится лисичке выбираться на охоту за мышками-полевками. Услышит лиса, как мышки пищат, подкрадется, прыгнет, ударит о снег всеми лапами и поймает испуганных грохотом мышей. Вот и обед!
Но у лисы есть и враги. Как вы думаете, ребята, кто это?
Дети: Это охотники.
Воспитатель: Вы правы. Мех лисицы ценный, теплый. Даже в сказках говорится о том, как люди стараются его добыть на воротники, на шубы. Но, несмотря на то, что лисица - хищница, у нее есть враги и среди зверей. Это волки, медведи, рыси и даже крупные хищные птицы
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, лисица вредный или полезный зверь?
Ответы детей.
Воспитатель: Лиса не виновата, что родилась хищницей. Если бы она не уничтожала мышей, их стало бы слишком много. А зайчишек она ловит самых слабых и больных. В природе все взаимосвязано. Вот и выходит, что лиса и пользу приносит.
4. Физминутка.
-
У лисицы острый нос 2. Музыкальная физминутка
У неё пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса важно пошагивает.
Шубу рыжую поглаживает.
5. Закрепление.
- Рассказы ребят выслушиваем.
- А какие вы знаете сказки о лисе? Лиса и журавль, Лисичка сестричка и серый волк, Лиса и козёл, Колобок,
6. Картинка с изображением лисы. Звуковой анализ. Раскрась картинку.
7. Игра Хитрая лиса
8. Итог занятия. Рефлексия.
Научились составлять описание лисы. Узнали много нового и интересного о лисе.
Что понравилось?
Давайте, ребята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!