Мини-музеи в детском саду. Из опыта работы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Во время реализации образовательного проекта «Что откуда берется» мы столкнулись с проблемой отсутствия в дошкольном учреждении информации о некоторых предметах, истории их возникновения и область использования. Так в дошкольном учреждении появились мини-музеи.
Музеи - это культурно-образовательные и научно-исследовательские учреждения, предназначенные для изучения, сохранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достоянию национального и мирового историко-культурного наследия.
Музейная педагогика - новая отрасль педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер, находясь "на перекрестке" музееведения, социальной педагогики и педагогики досуга.
Музейная педагогика - это отрасль педагогической науки, которая построена на основе научно-практической деятельности и ориентированная на передачу культурно-образовательного опыта в условиях музейной среды.
Что такое мини-музей?
Мини-музеи в детском саду - это особое развивающее пространство, созданное с целью приобщения ребенка к миру искусства, расширение его культурного и национального мировоззрения, формирование жизненной компетентности.
Задачи мини-музея - показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи мини-музея
• Формировать у дошкольников понятия "музей", знакомить с ролью музеев в нашей жизни;
• Обогащать и постоянно обновлять предметно-развивающую среду в ДОУ;
• Использовать при знакомстве с определенной темой широкий спектр различных форм работы;
• Развивать познавательные интересы детей;
• Формировать проектно-исследовательские умения дошкольников;
• Привлекать воспитанников и их родителей к самостоятельной поисковой деятельности;
• Формировать активную жизненную позицию.
Мини-музеи в детском саду были созданы с учетом возраста детей, размещены в групповых комнатах и в музыкальном зале. Учредителями музеев(воспитателями) был разработан паспорт каждого музея, где указана дата и цель основания мини-музея, его название и тема, есть описание всех экспонатов. Разработан план занятий в мини-музее и дидактические игры с экспонатами музея, обозначенная ближайшая перспектива развития мини-музея. Каждый экспонат можно и даже нужно трогать руками, исследовать, осматривать. Так в Амвросиевском ДОУ №7 «Красная Шапочка» созданы такие мини-музеи:
• «Куколка-красавица» - первая младшая группа. Собраны куклы-пупсики, куклы в одежде для разных сезонов, куклы-мотанки, куклы, изготовленные родителями собственноручно. В перспективе там будут куклы в национальных костюмах, куклы в профессиональной униформе, куклы народов мира.
• «Мягкая игрушка своими руками» - вторая младшая группа. Представлены мягкие игрушки, изготовленные детьми и родителями собственноручно сшитых из ткани, меха, вязаные. Изюминка музея - персонажи мультфильмов «Смешарики» и «Жил-был пес», связанные крючком. В перспективе освоение воспитателем и детьми нового способа изготовления мягких игрушек - валяние.
• Музей ветра и воздуха - музей І средней группы. Представленные виды транспорта , которые движутся в воздухе и с помощью воздуха, модель ветряной мельницы, игрушки для игр с ветром(мыльные пузыри, воздушный змей), образцы растений, семена которых разносятся ветром, вентилятор, веер, а также оборудование для развития речевого дыхания.
• «Пуговица» - мини-музей во II средней группе. Здесь собраны пуговицы разные по размеру, форме, цвету, материалу, из которого изготовлены, по способу пришивания и количеством дырочек. В экспозиции музея -картины из пуговиц, украшения, игрушки и музыкальные инструменты из пуговиц. Есть информация по истории возникновения этого предмета и правилах пришивания пуговиц. Создан целый ряд дидактических игр с использованием пуговиц для развития мелкой моторики и усвоения сенсорных эталонов.
• «Тик-так» - мини-музей в старшей группе. В экспозицию музея собраны часы разных видов: наручные, настольные, настенные, карманные, песочные, механические и электронные, есть информация о часах на башнях, напольных часах, цветочных и солнечных часах. В музее представлены модели часов, изготовленных детьми собственноручно для усвоения понятия времени, а также серия дидактических игр для формирования умения ориентироваться во времени.
• Мини-музей нитей - II старшая группа. В широкой экспозиции представлены нити из разного сырья - шерсти, хлопка, шелка, льна, синтетики, материал, из которого они были изготовлены, фильмы, фотографии и мультимедийные презентации о процессе изготовления нитей и ткачестве. Есть в экспозиции оборудования для изготовления изделий из ниток - иглы, наперстки, спицы и крючки для вязания. Кроме этого - игрушки и декоративные украшения из ниток, образцы вышивки, загадки, пословицы и поговорки о нитках и иголках. Есть в музее даже хирургические нити.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних и старших группах экскурсии проводили сами дети, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те, или иные предметы.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего дошкольного учебного заведения.

Начало формы

Конец формы



© 2010-2022