Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей

дошкольников средствами

нетрадиционной техники

рисования


«Общение с искусством - одна из больших радостей жизни».

В.А. Сухомлинский


Каждый ребенок в определенный период жизни начинает рисовать, интересоваться карандашами, красками, мелками. Рисует где угодно: на обоях, на асфальте, в альбоме. В рисунок ребенок вкладывает чувства, эмоции, воображение. В этот период необходимо поддержать увлеченность ребенка рисованием.

Для этого и существуют нетрадиционные техники рисования, они привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, а главное - процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика.

Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений.

Нетрадиционные техники рисования развивают чувство инициативы, делают ребенка более самостоятельным и побуждает его стремиться к совершенно нестандартному и творческому отображению своих ощущений. Развитие происходит гармонично, всесторонне, и в результате из маленького игривого художника вырастает полноценная и творческая личность!

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования ладошками, пальчиками. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движение собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Рисование пальцами дает минимальную нагрузку на мышцы руки и не имеет шаблонов. Рисунки всегда получаются яркими и интересными.

Рисуя ладошками и пальцами, ребенок может изобразить вполне узнаваемые незамысловатые предметы. Это могут быть различные животные - например жираф, осьминог или верблюд, кроме того, из отпечатков рук может получиться солнышко, цветок или елка.

Очень простая техника нетрадиционного рисования - это точечный рисунок. Рисовать можно фломастерами, карандашами, но лучше всего рисунки получаются красками, в которые обмакивают ватные палочки. Нарисовать можно что угодно, можно сделать точечный орнамент для уже готового рисунка, например, украсить платочек, тарелку или божью коровку.

Еще одна нетрадиционная техника рисования в детском саду - сочетание рисунка и аппликации. Ее суть сводится к тому, что на заранее нарисованный или вырезанный рисунок наклеиваются разноцветные бумажные шарики, которые ребенок собственноручно делает из бумаги. Размеры шариков могут быть разнообразными. Когда шарик готов, смазываем его клеем и приклеиваем на основу. В результате у нас получается объемный разноцветный рисунок-аппликация.

Схожая техника создания рисунка - обрывание бумаги. Точно так же, как и при скатывании шариков, берем готовый рисунок или фон. На нем рисуем клеем то, что хотим изобразить, и заклеиваем образовавшееся пространство порванными заранее кусочками цветной бумаги.

Просто и симпатично можно делать рисунки с помощью кляксографии. На бумагу капаем краску, складываем лист пополам и проглаживаем его рукой, чтобы краска отпечаталась на другой стороне. Разворачиваем лист и сочиняем, на что похожа наша клякса, после чего дорисовываем недостающие детали.

Детям постарше будет интересна техника тычка жесткой полусухой кистью, позволяющая нарисовать пушистые или колючие поверхности. Для того чтобы сделать такой рисунок, берем жесткую кисть и в сухом виде окунаем ее в гуашь, после чего ударяем ею по бумаге, заполняя пространство. Мочить кисть в воде нельзя, только в краске. Так можно нарисовать ежика или, например, снег.

Отдельной группой стоят техники оттисков или печатей. Их можно выполнять поролоновыми губками, скомканной бумагой, заранее вырезанными из картофеля печатями с различными сюжетами, а также высушенными травинками и листьями. Все эти инструменты годятся для создания необычных художественных эффектов. Делается все просто - выбранный инструмент окунается в краску и с его помощью делается оттиск на бумаге. Если изображение не очень хорошо отпечаталось, дорисовать его можно при помощи кисти.

Для детей старшей группы годятся еще более «волшебные» способы рисования, например, рисование акварелью по мокрой бумаге с созданием эффекта размытости, «проявляющийся рисунок», монотипия или гравюра.

«Проявляющийся рисунок» делаем так: рисуем восковыми мелками или свечой нужное нам изображение, после чего закрашиваем весь лист полностью акварельными красками, подходящими по цвету к рисунку. За счет разной текстуры краска скатывается с воскового изображения, и сделанный ранее рисунок как бы «проступает» сквозь слой краски, оставаясь не закрашенным.

Техника «Монотипия» - такая техника рисования, которая предполагает складывание бумаги пополам и рисование только на одной половине симметричного предмета (пейзаж, отражающийся в воде, бабочка, ваза и т.д.) Когда половина рисунка готова, лист бумаги складываем пополам так, чтобы краска отпечаталась на его второй половине. Получившееся изображение раскрашиваем кистью по своему усмотрению.

Техника «Граттаж» (или гравюры) схожа с «проявляющимся рисунком» с той разницей, что свечой натираем весь лист, который после этого закрашиваем тушью, создавая фон в определенном месте листа. Когда тушь подсохнет, палочкой с острым концом царапаем нужное нам изображение.

Помните, что рисование для любого ребенка - это большая радость. Это увлекательная деятельность, тягу к которой нужно поддерживать, каждый раз открывая новые возможности для детского творчества.



© 2010-2022