Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР Лунтик и его друзья

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе для детей с ОНР


Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение года.

Задачи:

1. Совершенствовать умение считать до5, согласовывать существительное с числительным.

2. Совершенствовать умение анализировать объекты и выделять из представленного ряда лишний по характерным признакам.

3. Закреплять знания геометрических фигур.

4.Формировать умение обобщать, классифицировать.

5. Упражнять в подборе антонимов, в образовании относительных прилагательных.

6. Развивать фонематический слух, чувство рифмы.

7. Развивать общую и мелкую моторику.

9. Развивать логическое мышление, внимание.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная презентация, телевизор, мяч, рисунок-раскраска, игрушка - Лунтик, сломанные игрушки (транспорт).

Ход Занятия:

На слайде появляется яйцо с загадкой:

«Я любимец детворы,

Прилетел я к вам с Луны.

У меня четыре ушка,

Фиолетовое брюшко.

С Кузей я люблю играть,

Хочу многое узнать»

Логопед: Кто же это?

Дети: Лунтик (появляется Лунтик - кукла)

Логопед: Сегодня Лунтик хочет познакомить вас со своими друзьями.

Это необычный малыш - он родился на Луне.

Звучит аудиозапись (Однажды на другой планете родился необыкновенный малыш...)

Логопед: Ребята, Лунтик приглашает нас в гости

Логопед: Отправимся в гости к Лунтику? Вот только на чем? ( НА столе лежат сломанные игрушки. Обращается внимание детей на транспорт.

Игровое упражнение: «Без чего?»

Дети отвечают полными ответами: Грузовик без кузова, мотоцикл без колеса, поезд без вагона, автомобиль без стекла.

Логопед: Ребята, вы заметили, какой транспорт целый? (Автобус и лодка) значит к Лунтику мы отправимся на автобусе.

(Решаем, что поедем на автобусе, т.к. он целый).

Логопед: Кто управляет автобусом? (водитель). Назначаем ребенка водителем, дается в руки руль.

Кто продает билеты? (дети отвечают, выбирается кондуктор и надевается сумка).

Дети строятся друг за другом и говорят физминутку с действиями, отправляются в путь.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)

И в окошко посмотрели (руками показывают окошко, смотрят в него)

Наш шофер педаль нажал (встают, ставят правую ногу вперед)

И автобус побежал (друг за другом двигаются по кругу)

Логопед: Вот мы и доехали до "Лесной полянки".

Логопед: Ребята, а вы помните у кого же поселился Лунтик, когда попал на Землю?

Дети: У пчел - бабы Капы и деда Шера.

Логопед: Правильно, дом, в котором поселился Лунтик, выстроил дедушка Шер. Он отличный инженер. Про то, как он строил дом, паук Шнюк даже стихотворение сочинил.

А вот и он сам! (Демонстрация слайда)

Логопед: Да, паук Шнюк очень любит поэзию! Только что-то память стала его подводить - иногда путает слова. Послушайте, что он сочинил. Если заметите ошибку, вы его поправьте.

Игровое упражнение «Исправь ошибку».

Доски на гору везем,

Будем строить новый «ком» (дом).

Здесь хорошее местечко -

Протекает мимо «печка» (речка).

Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько «норку» (корку).

Мишка плачет и ревет -

Просит пчел, чтоб дали «лед» (мед)

Баба Капа мед дала -

Тут и кончилась «игла» (игра).

Логопед: А вот чертеж дома, который построил дедушка Шер. (Изображение дома по частям).

- Интересно, а мы можем соорудить такой же дом из палочек? Давайте попробуем!

Игровое упражнение «Сложи дом из палочек»

Выкладывание домика из палочек

Логопед: Ребята, Лунтик для вас накрыл стол, чтобы попить чай. А из чего мы будем пить чай? (слайд с разной посудой)

Дети: Из чашки.

Логопед: А где мы вскипятим воду?

Дети: В чайнике.

Логопед: Куда засыпем заварку?

Дети: В заварочный чайник.

Логопед: Куда положим конфеты, сахар, сухари.

(Дети образовывают существительные с суффиксом - НИЦ- конфетница, сахарница, сухарница)

Логопед: Лунтик любит пить чай с разным вареньем. Посмотрите какое варенье Лунтик приготовил для вас.

Игровое упражнение «Варенье КАКОЕ?»

Варенье из клубники, какое? - клубничное.

Варенье из малины, какое? - малиновое.

Варенье из черники, какое? - черничное.

Варенье из ежевики, какое? - ежевичное.

Варенье из слив, какое? - сливовое.

Логопед: Молодцы ребята, научили Лунтика не только называть правильно посуду, но и названия варенья.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что когда Лунтик родился на Земле, у него появилось много друзей. Вспомним его друзей (на слайде появляются иллюстрации). А как назвать их одним словом?

Дети: Насекомые.

Логопед: Давайте научим их выполнять зарядку и рассказывать стишок про насекомых.

Пальчиковая гимнастика: «Прилетела к нам вчера…»

Логопед: Ребята, кто самый лучший друг Лунтика?

Дети: Самый лучший друг - кузнечик Кузя. (Демонстрация слайда )

Логопед: Правильно, кузнечик Кузя, всегда помогает Лунтику - ведь он его друг. А вы хотите стать друзьями Лунтику? Тогда нужно помочь Лунтику? Ведь друзья всегда помогают в трудную минуту.

Игровое упражнение «Скажи одним словом»

Назовите разные предметы одним словом. (Слайд )

Стул, стол, комод, шкаф, кровать - это…(мебель)

Платье, рубашка, брюки, свитер, куртка - это… (одежда)

Велосипед, автомобиль, самолет, катер, трамвай - это…(транспорт)

Яблоко, киви, банан, груша, лимон - это…(фрукты)

Подберезовик, подосиновик, лисичка, боровик - это…(грибы)

Воробей, ворона, снегирь, ласточка, соловей - это…(птицы)

Картофель, капуста, морковь, огурцы - это… (овощи).

Игровое упражнение « Что лишнее и почему?»

Логопед: Кузя и Лунтик приглашают вас пойти погулять к пруду. Там живет черепаха тетя Мотя. (Демонстрация слайда ). Она лучше всех делает бусы.

Ее бусы очень нарядные, посмотрите одна бусинка в них лишняя. Догадайтесь, какая и почему.

Игровое упражнение «Посчитай-ка!»

- А вы умеете считать?

Тетя Мотя предлагает посчитать ее бусинки разной формы двумя словами от 1 до5. Например: Один круг, два круга,..пять кругов. (На слацде квардартЮ круг, овал)

Логопед: Ребята, посмотрите, на пруд прилетела божья коровка Мила. Она расстроена - злые гусеницы Вупсень и Пупсень сорвали ее любимые цветы и разбросали по полянке, давайте поможем собрать цветы в вазу и назвать их. Составим предложение: Я поставлю в вазу одуванчик.

А вот и гусеницы пожаловали! (Демонстрация иллюстрации на слайде). Ох и вредные они! Ребята давайте поиграем в игру «Наоборот», и тогда гусеницы из злых превратятся в добрых.

Дидактическая игра «Наоборот» (антонимы) с мячом.

На слайде карточка с рисунками, логопед называет, а дети находят рисунок с изображением предмета, противоположного по значению с первым, называют словосочетания.

(Например, высокое дерево - низкое дерево, грустная девочка - веселая девочка и т.д.)

Итоговая часть

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Пора прощаться с Лунтиком и его друзьями.

Давайте подарим Лунтику наши улыбки. А нам он дарит свою фотографию, чтобы вы его не забывали.

Логопед: Давайте дружно на прощанье скажем: «До свидания!»



Технологическая карта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный

В комнату залетает воздушный шар с открыткой - загадкой:

«Я любимец детворы,

Прилетел я к вам с Луны.

У меня четыре ушка,

Фиолетовое брюшко.

С Кузей я люблю играть,

Хочу многое узнать»

- Кто же это?

-Если вы правильно определите первый и последний звуки в слове «Лунтик», то вас ожидает сюрприз. (После выполнения задания появляется Лунтик - кукла)

Сегодня Лунтик хочет познакомить вас со своими друзьями.

Это необычный малыш - он родился на Луне.

Отгадывают загадку, определяют первый и последний звуки в слове «Лунтик».

2. Д/и «Колумбово яйцо»

- Ребята, а вы помните, как Лунтик появился на свет? (Вылупился из яйца).

Давайте попробуем собрать яйцо из скорлупок.

Выкладывают овал из деталей игры «Колумбово яйцо»

3. Игровое упражнение «Исправь ошибку»

- У кого же поселился Лунтик, когда попал на Землю?

Дом, в котором поселился Лунтик, выстроил дедушка Шер. Он отличный инженер. Про то, как он строил дом, паук Шнюк даже стихотворение сочинил.

А вот и он сам! (Демонстрация игрушки)

Паук:

- Да, я очень люблю поэзию! Только что-то память стала меня подводить - иногда путаю слова. Если заметите ошибку, вы меня поправьте.

Доски на гору везем,

Будем строить новый «ком» (дом).

Здесь хорошее местечко -

Протекает мимо «печка» (речка).

Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько «норку» (корку).

Мишка плачет и ревет -

Просит пчел, чтоб дали «лед» (мед)

Баба Капа мед дала -

Тут и кончилась «игла» (игра)

-У пчел - бабы Капы и деда Шера.


4. Игровое упражнение «Сложи дом из палочек»

- А вот чертеж дома, который построил дедушка Шер. (Схематическое изображение дома).

Интересно, а мы можем соорудить такой же дом из палочек? Давайте попробуем!

Выкладывание домика из палочек.

5. Игровое упражнение «Скажи одним словом»

- У Лунтика на Земле появилось много друзей. Самый лучший его друг - кузнечик Кузя. (Демонстрация игрушки «кузнечик» из «Киндер - сюрприза»). Он ему всегда помогает - ведь Лунтик многого не знает. А вы поможете Лунтику? Тогда объясните ему, как можно назвать разные предметы одним словом.

*Стул, стол, комод, шкаф, кровать - это…(мебель)

*Платье, рубашка, брюки, свитер, куртка - это… (одежда)

*Велосипед, автомобиль, самолет, катер, трамвай - это…(транспорт)

*Яблоко, киви, банан, груша, лимон - это…(фрукты)

*Подберезовик, подосиновик, груздь, опенок, рыжик - это…(грибы)

Воробей, ворона, снегирь, ласточка, соловей - это…(птицы)

Называют обобщающие понятия.

6. Игровое упражнение « Что лишнее и почему?»

Кузя и Лунтик приглашают вас пойти к пруду. Там живет черепаха тетя Мотя. (Демонстрация игрушки). Она лучше всех делает бусы.

Черепаха: « Мои бусы очень нарядные, но одна бусинка в них лишняя. Догадайтесь, какая и почему»

Идут к «пруду», встречают черепаху. Определяют лишнюю бусинку, объясняют свой выбор. (Лишняя бусинка с буквой А - на всех остальных нарисованы цифры)

7. Игровое упражнение «Посчитай-ка!»

- А вы умеете считать?

Тетя Мотя предлагает посчитать от 1 до5; от 5 до 7; от 8 до 10; от 4 до 9; от 5 до 10.

Считают, согласно инструкции (индивидуальная работа)

10. Дидактическая игра «Наоборот» (антонимы)

- А вот и гусеницы пожаловали! (Демонстрация иллюстрации). Ох и вредные они! Хватит вам злиться! Давайте лучше поиграем в игру «Наоборот», и тогда вы из злых превратитесь в добрых.

Дети берут карточки с рисунками, а затем находят рисунок с изображением предмета, противоположного по значению с первым, называют словосочетания.

(Например, высокое дерево - низкое дерево, грустная девочка - веселая девочка и т.д.)

11. Итог

- Вот и закончилось наше путешествие. Пора прощаться с Лунтиком и его друзьями.

Давайте подарим Лунтику наши ракеты. Пусть он выберет самую надёжную и полетит к себе на родину.

А нам он дарит книжку - раскраску о своих приключениях.

Давайте дружно на прощанье

скажем: «До свидания!»

Прощаются с Лунтиком, в свободное время раскрашивают рисунки.



© 2010-2022