Статья: Формируйте речь детей всей семьей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №135 ОАО «РЖД»







Статья

Тема: Формируйте речь детей всей семьей!













Составила:

Минсадыкова Евгения Сергеевна

Воспитатель

первой квалификационной категории











Г.Артемовский 2016г

Формируйте речь детей всей семьей!

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.


Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Для функции речетворчества «таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция самая ранняя: первое слово, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце жизни ребенка, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года он может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью.

Но зачастую большинство детей дошкольного возраста испытывают трудности в формировании навыка речи. Ситуация последних лет такова, что детей не говорящих или с системными нарушениями речи становится все больше. Спровоцировать возникновение речевых нарушений у детей может огромное количество факторов. К ним относятся различные патологии беременности: токсикоз, перенесённые инфекционные заболевания, иммунологическая несовместимость крови матери и плода.

Далеко не последнее место среди причин, вызывающих проблемы в речевом развитии ребёнка, занимают осложнения при родах. Среди них выделим родовые травмы и кислородное голодание клеток головного мозга.

Могут оставить свой роковой след ранние (от 0 до 2-х лет) заболевания центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, общий наркоз при оперативном вмешательстве, вирусные инфекции.

При некоторых речевых нарушениях специалисты выделяют наследственные формы.

Проблема формирования навыка речи происходит в основном в период с полутора до трех лет. Педагог дошкольного образования в своей работе использует разные методы и подходы для формирования речи ребенка.

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д. Но не только педагоги , но и родители должны помогать формировать речь ребенка.

Насколько ребенок быстро и правильно будет учиться разговаривать, как будет формироваться его сознание и личность напрямую зависит от его ближайшего окружения. Поэтому родителям нужно знать, как развивать речь и мышление маленького человечка, в зависимости от периодов его взросления.

Что делать, чтобы ребенок заговорил!

1) Развитие эмоционального общения со взрослым (Игры на подобие «По кочкам, по кочкам»)

2)Развитие общего подражания (Игры на подобие «Ножками потопаем, ручками похлопаем»)

3) Развитие делового общения (Обучение ребенка выражать свои мысли любым доступным ему способом). Для этого используют методы побуждения к разговору: предлагать выбрать из нескольких вариантов, задавать наводящие вопросы, поддерживать инициативу малыша)

полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:

на (предложение) - протягивать раскрытую ладонь;

дай (просьба) - сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);

да (согласие) - кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);

нет (отрицание) - покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;

там (указание направления) - взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;

вот (указание на близлежащий объект) - показать прямым указательным пальцем на предмет;

сюда (подзывание) - взмах ладонью по направлению к себе;

хорошо (одобрение) - сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;

молодец (одобрение, похвала) - погладить по голове;

ай-ай-ай (порицание) - указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;

тихо (призыв к молчанию, тишине) - прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;

баю-бай (спать пора) - смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;

привет (здороваемся) - берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;

пока (прощаемся) - машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);

большой (обозначение величины) - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);

маленький (обозначение величины) - приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);

один (обозначение количества) - показать указательный пальчик.

Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях, описанных в нашей книге.

Помните, что при обучении малышей жестам необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной культуры) жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка. Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей).

4) Развитие неречевого слуха (обращать внимание ребенка на звуки природы (листва, дождь), животных, предметов обихода(пылесос, масло на сковороде). Потом играть в игры «угадай что это?»

5) Развитие речевого слуха(Игры на подобие «принеси мячик» говорить тихо, с разной интонацией. Игры на подобие «говоришь одно делаешь другое»)

6)Развитие физиологического дыхания (Игры «подуй на свечу»)

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот - «набираем полную грудь воздуха»;

выдох происходит плавно, а не толчками;

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

7) Развитие речевого дыхания (Поем гласные, шипим как змея, подражаем звукам различных животных (Ко-ко, Га-га)

8) Развитие моторики рук (Автор советует уделять большее внимание обучению ребенка обслуживать себя - кушать, одеваться, умываться)

9) Развитие понимания речи

9.1) Создание речевой среды (Постоянный разговор с ребенком в быту)

Примеры.

Умывание

- Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо - вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек - вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку

Все необходимые вещи разложены на стульчике.

- Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны - вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

И т. д.

На прогулке

- Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал - и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков. И т. д.

Приготовление обеда

Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.

- Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так.

Построим дом

Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.

- Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик - большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда...

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка

9.2) Накопление пассивного словаря. (Сначала просто называем вещи (стол, кровать, ножки) потом усложняем (за чем мы кушаем? На чем мы спим? Чем Сыночек ходит?)

10) Развитие активной речи ребенка путем подражания.

Подражание речи взрослого проходит несколько этапов:

I ) Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре.

II)Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных - му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек - бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам - би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова: малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.

III) Повторение слов. Вначале это простые короткие слова - мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

IV) Повторение коротких фраз.Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе - 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

11) Использование ритма в развитии речи (использование стихов)

Птичка

Села птичка на окошко.

«Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай!

Улетела: Ай!»

Дождик

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки



Используемая литература:

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1973, с. 5.

Е. Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет».

Н.В. Ершова, И.В.Аскерова, О.А.Чистова Занятие с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития.



© 2010-2022