- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конструкт по физическому развитию на тему История мяча
Конструкт по физическому развитию на тему История мяча
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Устьянцева А.Г. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Воспитатель: Устьянцева Алла Геннадьевна
Тема: ИСТОРИЯ МЯЧА
Возрастная группа: старшая, подготовительная
Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие.
Форма НОД: «Путешествие по реке времени»
Вид НОД: Исследование объектов предметного мира.
Форма организации деятельности детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная,
Учебно - методический комплект:
-
Образовательная программа ДОО
-
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.13г.
Цель: Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно - исследовательскую деятельность.
Задачи совместной познавательно - исследовательской деятельности
Задачи с учётом особенностей воспитанников группы
Воспитательные:
-
Воспитывать умение сотрудничества и взаимопонимания в совместной деятельности и общении.
-
Воспитывать интерес к физическим движениям посредством стимулирования занимательным содержанием.
Развивающие:
-
Развивать познавательно - исследовательскую активность (узнавать, сравнивать).
-
Развивать логику, речевой слух, диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, общую моторику, самоконтроль;
-
Развивать волевую саморегуляцию поведения посредством выполнения действия с мячом.
Обучающие:
-
Формировать представления о временных отношениях на примере возникновения мяча.
-
Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.
-
Развивать умение осуществлять выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью.
-
Развивать любознательность.
-
Формировать умение анализировать, сопоставлять в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
Планируемый результат:
-
Проявляют познавательный интерес и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
-
Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач;
-
Проявляют интерес к историческому прошлому;
-
Умение делать логические выводы;
-
Обогащение словарного запаса по теме; умение работать со смысловым содержанием слова.
-
Совместно с педагогом ставят цель, планируют совместную деятельность, выбирают средства достижения цели;
-
Дети анализируют, сравнивают, классифицируют;
-
Умеют оценивать свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии совместной деятельности;
-
Имеют представления о временных отношениях на примере появления мяча.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
-
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
-
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
-
создания положительного фона ребёнка;
-
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
-
воспитания в процессе совместной поисковой деятельности.
Принципы обучения:
-
наглядности;
-
сознательности и активности;
-
проблематизации;
-
индивидуализации;
-
последовательности и системности;
-
доступности.
Методы повышения познавательной активности:
-
элементарный анализ (установление причинно - следственных связей);
-
сравнение;
-
метод вопросов.
Методы обучения и развития:
-
эмоциональная насыщенность;
-
игровые приёмы;
-
выдвижение гипотез (предположения).
Методы повышения эмоциональной активности:
-
игровые и воображаемые ситуации;
-
сюрпризный момент;
-
элементы творчества и новизны.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: карта - панно «река времени», картинки;
Мультимедийные: презентация, дидактическая игра «Назови мяч»;
Литературные: загадка.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность
детей
Планируемый результат
I. Обсуждение реального события.
Задача: вовлечь детей в познавательно-исследовательскую деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня будет необычное занятие, а насколько необычное вы скоро узнаете, но для начала у меня есть для вас загадка:
У Непоседы - паренька.
Круглые бока.
Ударишь - не плачет,
А всё выше скачет.
- Посмотрите сколько в нашем зале много мячей.
А вам нравится играть с мячом? Почему?
Ведет диалог с детьми.
Мотивирует детей к высказыванию.
Комментирует высказывания.
Дети:
- свободно располагаются в группе;
- отвечают на вопросы педагога;
- отгадывают загадку.
Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.
II. Постановка целей исследования.
Задача:
- создать проблемную ситуацию;
- развивать активную речь детей;
- формировать умение вести диалог с воспитателем.
- Интересно, а было ли такое время, когда не было мячей?
- Люди с незапамятных времён любили игры с мячом.
- Кто - нибудь из вас знает, какими были мячи раньше?
- Хотите, узнать, какими были первые мячи?
- Я бы тоже хотела бы узнать, как появились мячи.
- Кто хочет со мной отправится в путешествие?
Педагог создает проблемную ситуацию.
Дети:
- озвучивают информацию из личного опыта;
- выстраивают полный ответ.
Формулирование цели деятельности. Проявление интереса к предстоящей деятельности.
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.
Задача:
- формировать представления об истории появления мяча;
- расширить знания о предметах спорта;
- развивать зрительную память, произвольность внимания.
- Ребята, я хочу пригласить вас в прошлое. Где мы сможем узнать, какими мячами играли и в древности и в старину. А вот и «река времени». Она течёт из давних времён в наше время. Река начинается в далёком, далёком прошлом - это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки и перетекает в настоящее время, где живём мы с вами. Течёт дальше - кто скажет, что будет после настоящего?
- А как мы попадём в такое далёкое время.
Я знаю одно заклинание, сказать вам? Покружусь, покружусь в древности я, окажусь.
Располагаются у экрана.
(2,3 слайд)
- В древности, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных. Они придумали себе для развлечения вот такие мячи. Первые мячи делали из камня, дерева, тростника, бересты.
- Как вы думаете, удобен ли был такой мяч? Почему?
(4 слайд)
-Шло время, люди строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы изготовления мячей. И они научились делать мячи из шкур животных, набивали их соломой, перьями, травой, шерстью. Давайте представим, что это мяч из шкуры животного и набит он соломой или травой. Проверим удобен ли такой мяч, и проведём эстафету.
Эстафета «Кенгуру с мячом»: дети зажимают между колен метбол и прыгают от старта до финиша, обратно бегом метбол в руках.
- Но такой мяч тоже был не очень удобен. Мы проверили. Почему?
(5 слайд)
- И вот тогда в Древней Греции впервые придумали для мяча великолепный наполнитель - обыкновенный воздух. Например: воздухом наполняли бычий пузырь и обшивали его кожей или тканью. Такой мяч назывался «фоллис».
- В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и уважали, потому, что считали мяч самым совершенным предметом, т.к. он был похож на солнце, а значит обладал волшебной силой.
- У северо - американских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, олицетворяющим Солнце, Луну и Землю.
- Ребята, пришло время произнести наше заклинание, чтобы перенестись в старину: Покружусь, покружусь, в старине я окажусь.
(6 слайд)
- Вы, знаете этого человека?
- Это великий путешественник Христофор Колумб - человек который открыл Америку. Однажды он увидел как местные индейцы делали каучуковый мяч, из смолы деревьев, которую добывали из разрезов коры. Колумб очень удивился, увидев, что большой и тяжёлый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Именно такие мячи он привёз в Европу. И мяч дошел до нас.
Эстафета «Передал - садись». Играющие строятся в две команды по одному на линию старта. Впереди каждой команды, в 2 - 3 метрах от неё, становится капитан с мячом в руках. По сигналу капитаны бросают мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его обратно капитану и приседает на корточки. Капитан бросает мяч второму игроку, который выполняет те же действия, что и предыдущий игрок. Так капитан работает со своей командой. Выигрывает та команда, которая первой выполнит задание, а её капитан поднимет мяч вверх.
(7 слайд)
- А вот такие мячи были в России у наших прабабушек и прадедушек. Этот мяч изготовлен он из материала, который раньше называли «мочало» и находится в музее игрушки в Сергиевом Посаде.
(8 слайд)
- У японцев любимая игрушка - маленький пёстрый мячик «тэмари». До сегодняшнего дня, наряду с современными резиновыми, кожаными, надувными мячами, сохранились мячи, изготовленные «по старинному рецепту». Он выточен из дерева и оплетён разноцветными шёлковыми нитями, образующими красивые узоры.
- Ребята, пришло время продолжить наше путешествие, произнесём заклинание, чтобы перенестись в современность: Покружусь, покружусь, в современности я окажусь.
(9 слайд)
- Вот так со временем менялись мячи. Посмотрите, какие сегодня разные у нас мячи яркие, красивые. Из чего они сделаны? Что внутри? Для чего нужен воздух? А как вы думаете, игры в мяч для детей очень необходимы? А скажите нужно ли соблюдать какие - нибудь правила при играх с мячом.
(10 слайд) Обсуждаем правила безопасности игр с мячом.
- Мы с вами сегодня путешествовали во времени и видели мячи в древности, старине, и современности. Мы знаем, что в современности существует очень много разных мячей для разных игр. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови мяч».
(11 слайд) ( на экране картинка с мячом для тенниса - теннисный мяч и т.д.)
Педагог:
- вводит элемент новизны;
- использует наглядно- информационные средства;
- вовлекает в слушание;
- стимулирует интерес детей;
- вовлекает в двигательную деятельность;
- рассказывает.
Дети:
- слушают, смотрят презентацию;
- узнают разновидности мячей;
- демонстрируют физическую активность;
- выстраивают последовательность.
Проявление интереса к истории мяча.
Умение делать логические выводы;
Обогащение словарного запаса по теме, умение работать со смысловым содержанием слова.
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
Задача:
- воспитывать у детей умение работать в группе;
- дискутировать, уважать мнение друг друга;
- развивать логическое мышление.
- Ребята, а это, что такое (к мячу прикреплён конверт, в нём картинки с мячами разных эпох).
- Посмотрите, здесь фотографии мячей разных эпох. Давайте, расположим их на нашей «реке времени». Чтобы нам запутаться, объединимся в три группы. 1 - мячи древности;
2 - мячи старины;
3 - мячи современности.
Ну, что выбрали? Приклеивайте картинки на ту остановку времени, где они возникли.
- Какая лента времени у нас получилась!
Педагог:
- вовлекает детей в совместную деятельность;
- согласовывает с детьми действие, их последовательность;
- создает проблемную ситуацию;
- способствует групповой работе детей;
- включает детей в самостоятельную деятельность;
- наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Дети:
- выражают собственное суждение;
-осваивают последовательность размещения средств связи на «реке времени»;
- практикуются в осуществлении выбора;
- осваивают последовательность деятельности.
Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Задача: формировать активность в процессе деятельности.
Ребята мы с вами выяснили какие мячи удобнее всего. Нам предстоит заполнение таблицы.
Педагог:
- привлекает детей к подведению итогов.
Дети:
- делятся впечатлениями;
- выражают собственные мысли;
- определяют качества разных мячей;
- делают вывод.
Проявление активности в процессе деятельности;
Умение делать выводы.
VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
Задача: подвести итог совместной деятельности.
- Как мне понравилось с вами путешествовать! Наконец-то я узнала, как появился мяч.
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?
- А что было самым интересным?
- Какие трудности вы испытывали? Трудно ли вам было выбирать картинки?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Теперь мы можем поместить нашу реку времени на групповую стену.
Педагог:
- предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени».
Дети:
- делятся впечатлениями;
-выражают собственные чувства к проделанной работе;
- планируют самостоятельную (совместную) деятельность;
- высказывают эмоциональный отклик.
Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Задача: развивать умение выполнять задания в соответствии с приобретенным опытом.
-А кому вы можете показать и рассказать о ленте времени?
- Давайте пофантазируем и придумаем дома с папами, мамами или другими родственниками каждый свой мяч, может быть, такой который еще не появился, но обязательно появится в будущем. Я предлагаю провести выставку мячей в нашем детском саду. Изготовить мяч можно из любого подручного материала.
- Оцените свою работу с помощью смайликов.
В течение недели проводится выставка «Мой весёлый звонкий мяч».
Педагог способствует тому, чтобы дети совместно с родителями проявляли творчество.
Дети проявляют творческую деятельность в семье.
Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом.