Статья на тему: Современные подходы к организации развивающей среды в ДОУ способствующей музыкальному развитию

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Статья на тему:

Современные подходы к организации развивающей среды в ДОУ способствующей музыкальному развитию.





Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» г.Лянтор Лищишина Наталья Николаевна











Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творчеством. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников, так же необходима оригинальность, простота, привлекательность, доступность, достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов.

Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуальна на данный момент.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную презентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видео выставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических семинарах были представлены мультимедийные презентации по темам «Цветотерапия, как здоровье сберегающая технология» «Звукотерапия, как средство оздоровления ребёнка» «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ».

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе) .

Преимущества использования компьютерных технологий очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов;

  • широко использовать показ репродукций картин художников и композиторов;

  • демонстрировать графический материал (модели, схемы);

  • "посещать" крупнейшие музеи мира, современные экономические производства;

  • готовить презентации;

  • прослушивать записи песен;

В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, можно сделать вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию дошкольника, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

На музыкальных занятиях дети старшего возраста осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами исполнительского искусства в жанре современной песни. В детском саду есть музыкальный центр и микрофоны. С каким желанием и азартом дети поют в микрофон! Здесь они получают практические навыки, ведь надо быть внимательным, во время вступать, соблюдать темп и динамику.

Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние. Для того. Чтобы ребёнок комфортно чувствовал себя на музыкальных занятиях, зал должен быть светлым, строго и красиво убранным, особенно во время проведения праздничных утренников. Стены окрашиваются в приятные пастельные тона. Для оформления зала используются декоративные панно, эстампы, портреты композиторов, рисунки детей. Для пианино нужно выбрать такое место, чтобы педагог мог видеть всех детей. В зале или в кабинете музыкальных руководителей должны быть в наличии детские музыкальные инструменты, картинки, наглядные пособия, игрушки, музыкальные игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты для плясок, игр, оборудование художественно-театральной деятельности, аудиовизуальные пособия и специальное оборудование к ним. Также должна быть методическая литература, которая хранится в секционных шкафах в зале, либо в методическом кабинете. Всё оборудование должно отвечать современным эстетическим требованиям. Нужно понимать, что успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их использования вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нем необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить. Педагогическое мастерство музыкального руководителя как раз и проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребенка не на копирование, что для него естественно в этом возрасте, а на выражение его индивидуальности. Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира, чтобы деятельность развивалась как можно
успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями. В уголке должны присутствовать: небольшой шкаф, или полки для хранения музыкальных пособий, 1-2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается.

Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время занятий. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них - самоделки отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Музыкальный работник следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место.

Основное содержание музыкальных уголков в группах составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь - это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подобраны с учётом возрастных особенностей детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом о время непосредственной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию. Музыкальные игрушки, чаще всего дети применяют в сюжетных и дидактических играх. В основном ими пользуются дети самого младшего возраста (погремушки, дудочки, колокольчики и т.д.). Детские инструменты являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих, хотя иногда и носят их названия, схожи по внешнему виду и способу звукоизвлечения. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причём некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Для развития звуковысотного слуха дети используют колокольчики, различно звучащие по высоте, и узнают, какой колокольчик «поёт» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать музыкальной лесенкой. Для развития ритмического слуха дети пользуются всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определённой высоты. Например, дети играют в «Музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения НОД дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и небольшой набор грампластинок с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт».

Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача в настоящее время современной педагогики - внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья .

При построении предметно-развивающей среды образовательной области «Музыка» несомненно берут во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, методические разработки, нормы СанПиН требования программы воспитания и обучения, методические разработки и т.д. Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10-20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете

Предметно-развивающая среда - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание музыкальной развивающей среды должно направлено на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, моделировать ,размышлять, решать проблемные ситуации, творить. В музыкальном зале оформление меняется к каждому времени года. Например, в период осени располагается большое полотно с изображением желтеющей берёзовой рощи, объемные деревья и кусты. В зимнем оформлении отдается предпочтение бело -голубым и синим тонам. К новогодним праздникам в зале ставится традиционная трехметровая ёлка, развешиваются яркие звезды и шары. Ко дню защитника Отечества развешиваются плакаты и флажки. С приходом весны в зале появляется солнце и весенние цветы. Дополнением, в зависимости от тематики праздника, могут быть: мягкие игрушки, надувные шары и красиво оформленные букеты.

Игра на музыкальных инструментах доставляет удовольствие и поднимает у детей настроение. На праздниках «Новый год», « Золотая осень» использовали оркестр со 2 младшей группы. Подбор репертуара зависит от возрастных и индивидуальных способностей детей и темы проводимого мероприятия. Например, на осенних праздниках музыкальные руководители обычно используют репертуар народных песен, а на зимних, весенних праздниках репертуар зависит от темы праздника. Так же разрабатываются планы кружковой работы игре на детских музыкальных инструментах с 3 до 7 лет. Почему уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: сосредоточенности, наличие воли, эмоциональности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучанию инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, дети чётче воспроизводят ритм, улучшается качество музыкально-ритмических движений. Желательно обеспечить наличие детских музыкальных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы, тамбурины, гуиро, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, сознательных отношений между детьми творческой инициативы. И поэтому этой работе уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют музыкальные уголки в группах. Они включают в себя не только инструменты, но и игрушки-самоделки, электронные поющие игрушки. Музыкальные уголки пополняются по мере взросления детей.

Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков, веточек и корзиночек и др. Слушая музыку импровизируя музыкально-ритмические движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета.

Мы активно привлекаем родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов. Часто родители сами проявляют инициативу в разработке эскизов и изготовлении костюмов. Так же с большим удовольствием наши мамы и папы принимают участие в театральных постановках. Совместное участие детей и родителей в театрализованной деятельности помогает им лучше узнать друг друга, способствует сплочению семьи. Например к «Празднику - безобразнику» силами педагогов и родителей был подготовлен вечер развлечений «Первоапрельские шутки-минутки». Воспитанники средней группы вместе со своими родителями играли, бегали, прыгали, встречались с такими героями как «Смешинка» и «Веселинка», рассматривали шуточные объекты. Дети читали стихи, пели песни, отгадывали загадки. Родители помогли детям смастерить смешные маски в которых каждый ребёнок почувствовал себя в определённой роли. За шутки, веселье и смех, проявленные во время всеобщего веселья , детям вручили сладкие подарки. Кроме этого каждый год проводится совместный музыкально-спортивный праздник с детьми « День здоровья»

Считаю необходимым использовать в работе музыкального руководителя, новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей которые способствуют формированию гармоничной личности.

1.5.Компьютерные технологии, используемые в работе.

Невозможно представить себе современный мир без компьютера, сотового телефона и всех сфер новых достижений человечества. Ребёнок в XXI веке растёт и развивается в окружении цифровых фото и видеокамер, айпадов, айфонов, смартфонов, планшетов, электронных книг, домашних кинотеатров и других мобильных коммуникационных устройств. Министерство образования, одним из национальных приоритетов считает развитие сферы образования на основе использования информационных технологий. В связи с требованиями текущего времени и мы, музыкальные руководители не можем обойтись без новейшей аппаратуры, включая музыкальные центры, современные микрофоны, телевизоры, DVD проигрыватели, мультимедийный проектор. Основной целью каждого педагогического коллектива является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирование личности, имеющей прочные базовые знания, которые помогут адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, музыкальные руководители, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (аудио, видео, кино и. т.д.). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании. Появился термин «новая информационная технология». Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер является компьютерная технология - это процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством которого является компьютер. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.












Список используемой литературы

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2009. - № 3. - с. 78.

2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). - Спб.: СМИО Пресс 2010.

3. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2009. - № 6. - с. 83.

4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2010. - № 3. - с. 79

5. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

6. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

7.Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

8. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно - информационной среды детей дошкольного возраста».



© 2010-2022