- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МОЙ ГОРОД»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МОЙ ГОРОД»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федосова И.В. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МОЙ ГОРОД»
Федосова Ирина Викторовна,
г. Череповец
воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №124»
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному городу, природе, культуре малой Родины
Поэтому нами был разработан долгосрочный творческо-поисковый проект «Мой город - Череповец».
Мы поставили для себя цель - формирование патриотических чувств у детей в процессе их ознакомления с родным городом.
Цель достигается через решение следующих задач:
-
Познакомить детей с историей возникновения родного города, его символикой
-
Познакомить детей с предприятиями родного города, основными профессиями людей на этих предприятиях
-
Познакомить с достопримечательностями города (спортивные сооружения, Дома культуры, мосты, образовательные учреждения, исторические места, памятники), показать красоту его.
-
Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
-
Воспитывать чувство любви к родному городу, чувство гордости за своих земляков
Работа по реализация цели и задач проекта происходит в нескольких направлениях:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (повышение уровня знаний о родном городе, привлечение к совместной деятельности),
- обогащение предметно-развивающей среды в группе.
В начале работы над проектом совместно с родителями в группе был организован «Уголок юного череповчанина». В данном уголке содержится познавательная литература об истории города, о современном городе, книги о знаменитых земляках, фотографии современного и старинного Череповца, символика города. В процессе работы над проектом уголок постоянно пополнялся. По мере изучения памятников архитектуры руками родителей были сделаны макеты зданий. Появились авторские дидактические и настольно-печатные игры, альбомы по словотворчеству детей, тематические альбомы с рисунками детей и т.д. Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям по градоведению, кроссворды, пословицы и поговорки «О родном крае», загадки и стихи «О родном городе».
Затем выбирали материал для проекта, учитывая при отборе конкретного содержания то, что оно должно:
- нести доступную информацию;
- вызывать эмоциональные чувства, отношения;
- побуждать к деятельности, поступкам.
Выбранный местный материал был методически обработан и адаптирован для организации эффективной работы по ознакомлению детей с прошлым, настоящим и будущим родного города.
Чтобы обеспечить целостное восприятие детьми изучаемого материала, объем знаний распределяется по темам. В течение года с детьми были изучены следующие темы: «История возникновения города», «Улицы нашего города», «Люди, прославившие наш город», «Природа нашего города», «Промышленные и пищевые предприятия города», «Достопримечательности», «Исторические места и памятники», «Символика - герб и флаг».
Весь образовательный процесс выстраивается вокруг одной центральной темы, по которой планируется итоговая непосредственно образовательная деятельность детей в образовательной области «Познание». Вокруг одной центральной темы в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей планируется работа по духовно-нравственному воспитанию, в которой особое внимание обращается:
-
на формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, сочувствия. сопереживания), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-
на соблюдение исторической преемственности поколений, чтобы дети не лишались возможности брать пример с людей, живших в прошлом.
При ознакомлении детей с родным городом мы отдавали предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей:
Беседы.
В основном все беседы носят познавательный характер. Для создания интереса мы добавляли рассматривание иллюстраций, постановки проблемных ситуаций, поэтическое слово.
Экскурсии
Во время экскурсий, прогулок обращали внимание на красоту окружающего природного и предметного мира. Во время таких экскурсий дети видят жизнь своего города. Экскурсии сочетаются с чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, фотографий, рассказы с описанием отдельных мест города с целью узнавания. Затем дети в своих рисунках отображали свои наблюдения и свои отношения к тем объектам, которые они наблюдали. Все рисунки мы обязательно помещаем на выставку. Результатом проведенных экскурсий являются приобретенные знания детей о городе, чувства гордости и уважения за свой город
Выставки детских работ
Дети выражали свою любовь к городу не только в своих рисунках, но и в небольших рассказах, которые они составляли по своим рисункам.
Игровая деятельность
Также для решения задач краеведения используются разные виды игр.
Подвижные игры помогают решать цель сохранения и возрождения национальной культуры, способствуют расширению кругозора, совершенствуют все психические процессы. Мы познакомили детей с народными играми Вологодской области.
- Через настольно-печатные игры закрепляли знания детей о городе, об его предприятиях, о выпускаемой продукции и значении ее для жизни горожан: «Экскурсия по городу», «Собери герб», «Узнай и собери» (городские достопримечательности), «Что это и откуда», «Прогулка по городу».
- Конструктивные игры, цель которых закреплять умения детей используя технические навыки строить разнообразные здания, как по образцу, так и по замыслу. Дети строили новые интересные здания для города: цирк, зоопарк, парк аттракционов.
Игры и задания по ориентированию в пространстве, целью которых является умение детей ориентироваться по плану, в определенном помещении. Начиная с рисования и последующего ориентирования по плану-схеме групповой комнаты и различных подсобных помещений: спальной комнаты, раздевальной, прогулочного участка, этажей ДОУ, затем изучается план участка детского сада и, наконец, улицы и микрорайона города.
Словотворчество.
Был создан альбом по словотворчеству детей. Содержанием альбома стали придуманные детьми загадки о транспорте города, проиллюстрированные детскими рисунками. Дети рассуждали на тему «Если бы я был мэром нашего города…», «Как будет выглядеть мой город через много лет».
Совместно с родителями дети сочиняли рассказы на различные темы, например: «Мое любимое место в городе». Рассказы получаются познавательные, интересные, разные. Объединив все рассказы в общую книгу с детскими рисунками, получился альбом - реклама нашего города «Маршрут выходного дня»
Работа с социумом..
Обязательным условием успешной реализации задач является использование многообразных форм сотрудничества с социальными учреждениями города: экскурсии по различного рода выставкам, тематические занятия, целевые прогулки, наблюдения, встречи с интересными людьми. Мы тесно сотрудничали с городским художественным музеем, посещали тематические занятие в детском музее. Наш детский сад расположен в центре города, поэтому дети имеют возможность увидеть исторические места и памятники родного города каждый день. Целевые прогулки обогащают опыт и впечатления детей.
Работа с родителями.
Работа над проектом строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений. Итоги таких экскурсий были выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении. Не менее интересно проводится «мини - исследование». Детям совместно с родителями предлагалось исследовать улицу, на которой они живут - чем славится, что интересного на этой улице находится и т.д.
Таким образом, в результате проведенной работы с родителями они стали более отзывчивыми, активнее стали участвовать в различных совместных групповых мероприятиях, посещают городские мероприятия, а затем дети делятся своими впечатлениями по поводу посещенных праздников.
В конце учебного года мною было проведено итоговое занятие на тему «Город, в котором мы живем» в форме соревнований команд. Занятия, проведенные в нетрадиционной форме, позволили нам обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Мы убедились в том, что воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.
В результате проекта можно сделать вывод, что ознакомление дошкольников с родным городом будет способствовать патриотическому воспитанию, если знакомить детей с родным городом с опорой на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности с учетом возрастных особенностей. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Ведь успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего города.