«Инновационные подходы к формированию творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Инновационные подходы к формированию творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности».


Подготовила: Углицких Т.А., воспитатель

1 квалификационной категории

Место проведения: г. Березники

Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о неординарной личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. Развитие творческих способностей является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений - уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик. Для решения данной проблемы нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Поэтому в практике работы с детьми дошкольного возраста отдаю предпочтение нетрадиционным технологиям, формам и методам.

Исходя из актуальности данной проблемы, я поставила перед собой цель - формирование творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, через современные инновационные подходы (здоровьесберегающие технологии (арттерапия), технологию проектирования, моделирование, технологию ТРИЗ).

Для реализации поставленной цели, выделила следующие задачи:

  • Развивать у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат осуществления конструктивного замысла с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей.

  • Создать оптимальные условия для творческого развития детей в группе и ДОУ;

  • Продолжать знакомить детей с инновационными технологиями: ТРИЗ, моделирование, проектирование;

  • Внедрять элементы здоровьесберегающих технологий в практику ДОУ;

  • Формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка с родителями.

Самое главное - не дать пропасть желанию ребенка творить, не навязывать какой то определенный стереотип. Ребенок должен самовыражаться.

Мне хотелось видеть в детских работах, как у ребенка возникает желание поделиться с другими своим настроение, эмоциями, переживаниями. Именно поэтому в свою работу включила технологию Г.С. Альтшуллера «ТРИЗ». Наиболее продуктивными ТРИЗовскими приемами считаю: морфологическая дорожка, системный оператор, задания на развитие воображения. Для того, чтобы привлечь детей к рисованию, использую нестандартные средства, такие как: тычки, штампики, зубные щетки, губку, трубочки, мелки, свечки, разные виды круп и др. В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Детский дизайн широко вошел в практику дошкольных учреждений. Дизайн - символ современной цивилизации, а его принципы созвучны синтетическому мышлению дошкольников. Многие неоправданно боятся слова «дизайн», хотя все дети стихийно занимаются дизайном, оформляют свою жизнь. Тенденция к использованию результатов деятельности детей к оформлению пространства их жизни отражает демократические принципы воспитания дошкольников. Дети с большим удовольствием оформляют группу и музыкальный зал к праздникам «День матери», «День защиты детей», «Выпуск в школу»; готовят декорации к театрализованным представлениям, изготавливают открытки-приглашения и сувениры для родителей.

Повышая самоценность продукта детского творчества, устраиваю персональные выставки рисунков детей: «Эти забавные животные», «Золотая осень», «Далекие планеты», «Мир леса» и др.

Чему бы мы ни обучали детей, какие бы программы и методики не использовали в своей работе, самое важное, о чем мы должны помнить - это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, агрессию, тревогу…), это сразу же отражается в его рисунке. Поэтому основной целью педагога, по словам Яковлевой Е.Л., является предоставление детям психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, а так же закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.

На занятиях по изобразительной деятельности могут использоваться множество методов, приемов, игр позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка. Одной из здоровьезберегающей технологией является арттерапия (музыка). Именно ее я решила применять в работе с детьми.

В.А. Сухомлинский писал: "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....". Таким образом, на занятиях музыкальное пространство и мелодия обретают новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линии на листе бумаги дышат

Сначала я учила детей замечать разнообразные цветовые гаммы в жизни, а затем подводила к пониманию, что цвет, имея в себе эмоциональную нагрузку, влияет на чувства человека. Дети хорошо воспринимают эту эмоциональность через музыку. Задавала вопрос: «Какой на ваш взгляд, цвет сейчас прозвучал в музыке? Почему?». Ответы детей интересны, так как отражены с природными впечатлениями: называют зеленый - потому что мы слышим шелест листвы, шум летнего ветра; синий - потому что музыка напоминает бегущий по камням ручеек; утреннее ярко-синее небо ассоциируется с голубым цветом.

В игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

Для того чтобы детские рисунки получились выразительными, мои занятия сопровождаются мелодичной, образной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Многие занятия проходят в необычной обстановке за столами, а иногда мы рисуем на мольберте, на большом ватмане, расположенном на ковре. Звучит музыка, и начинается «рождение мира» на белых листах.

Еще одна инновационная технология, которую я применяю в своей практике для развития творческих способностей у детей - это метод моделирования.

Модель - это символ, предмет-заместитель, схематическое изображение предмета с его характерными признаками.

Работая над развитием изобразительных способностей дошкольников, нужно помнить, что использование любых моделей возможно при условии сформированности таких психических качеств, как анализ, синтез и т.д., то есть не ранее четырех лет. В своей практике использую такие дидактические игры, как «Законы юных художников», «Модель последовательности восприятия или изображения предмета», «Предметно-схематическая модель композиции рисунка».

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми.

Так же очень помогают в развитии воображения задания на создание новых образов: «Дорисуй все, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Какая игрушка?», «Нарисуй такое животное, какого не и не было на белом свете» и другие.

Вышеназванные задания, упражнения, являются прекрасным приемом на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности.

Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: «Знакомство детей с произведениями Е.Чарушина, через образы в рисунках», «Мир леса в рисунках детей», «Беленькие зубки - здоровые детки», «Чтоб здоровым был малыш». В результате проекта создан альбом, посвященный лесу и его обитателям, а так же книга рисунков, посвященная творчеству Е. Чарушина, библиотека книг, дидактические пособия и др.

Работая над проектами, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Именно родители стали помощниками в создании проектов. Они вместе с детьми рисовали, сочиняли стихи, просматривали литературу, ходили в библиотеку и др. Была проведена выставка «Дары леса», где дети и родители изготовили поделки из природного материала, проведен конкур рисунков «Давай раскрасим вместе мир!», выставка рисунков «Природа и фантазия» и др.

Для того чтобы родители были педагогически обучены я предоставляю информацию, игры, советы, связанные с изобразительным творчеством. На семинаре - практикуме по теме «ТРИЗ» - рисуем по-новому», родители проявили свои творческие способности, дорисовывали детские рисунки, и познакомились с нетрадиционными методами и приемами в рисовании. Родители были заинтересованы и увлечены работой. Я стараюсь научить родителей умению наблюдать вместе с детьми, помогать им, творчески видеть окружающий мир, вместе с ними переживать и размышлять.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Таким образом, вводить детей в "большое искусство" следует как можно раньше, создавая предпосылку для "самостоятельного вхождения" и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

© 2010-2022