Весёлые пальчики ( кружок в младшей группе)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность

Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группепоказали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие - собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином - занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Создание программы дополнительного образования «Волшебные пальчики»обосновано отсутствием в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» аппликации из пластилина и пластилинографии в средней группедетского сада.

Программа «Волшебные пальчики» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

  • Опыта работы Шкицкой И.О. по теме «Аппликации из пластилина»

  • Авторской программы Лыковой И.А «Цветные ладошки»

  • Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»

Программа «Волшебные пальчики» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально - коммуникативная», «Речевая», «Художественно - эстетическое развитие».

Педагогические задачи:

1. Разработать перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» с детьми 4-5 лет на 2014 - 2015 учебный год

2. Развивать посредством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук

3. Способствовать художественно - творческому развитию детей среднего дошкольного возраста

4. Провести анализ эффективности проделанной работы

Цель программы:

1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин/

2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно - творческих способностей у дошкольников

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

  • наглядности;

  • доступности;

  • последовательности и постепенности;

  • активности;

  • систематичности;

  • научности и достоверности;

  • сознательности.

Задачи программы:

Обучающие

  • Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.

  • Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

  • Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.

  • Развитие пространственного представления и цветового восприятия.

  • Развивать мелкую моторику кистей рук.

  • Развитие связной речи.

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

  • Воспитывать бережное отношение к продукту труда.

  • Воспитывать трудолюбие и старание.

  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

  • Формировать навыки сотрудничества.

Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Педагогические средства, используемые в работе

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными материалами;

  • создание и решение проблемных ситуаций;

  • игровые приемы;

  • рассматривание и обсуждение;

  • показ технических приемов;

  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;

  • использование сюрпризных моментов;

  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность;

  • совместная деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

  • подгрупповая

  • индивидуальная

  • парная

Предполагаемый результат обучения:

  • У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.

  • Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.

  • Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.

  • Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.

  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.

  • Радуются полученному результату.

  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.

  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

График работы кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут

Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)

Работа кружка рассчитана на один учебный год

Направленность кружковой работы и программы - художественно-эстетическое развитие детей.

Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Волшебные пальчики»

Весёлые пальчики( кружок в младшей группе ).

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Весёлые пальчики( кружок в младшей группе ).

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

Список литературы

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

3. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)

4. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

Перспективный план работы кружка

Весёлые пальчики( кружок в младшей группе ).Весёлые пальчики( кружок в младшей группе ).Весёлые пальчики( кружок в младшей группе ).Весёлые пальчики( кружок в младшей группе ).Весёлые пальчики( кружок в младшей группе ).



© 2010-2022