- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Весёлые пальчики ( кружок в младшей группе)
Весёлые пальчики ( кружок в младшей группе)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хрусталёва Н.А. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Актуальность
Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группепоказали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие - собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином - занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Создание программы дополнительного образования «Волшебные пальчики»обосновано отсутствием в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» аппликации из пластилина и пластилинографии в средней группедетского сада.
Программа «Волшебные пальчики» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:
-
Опыта работы Шкицкой И.О. по теме «Аппликации из пластилина»
-
Авторской программы Лыковой И.А «Цветные ладошки»
-
Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»
Программа «Волшебные пальчики» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально - коммуникативная», «Речевая», «Художественно - эстетическое развитие».
Педагогические задачи:
1. Разработать перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» с детьми 4-5 лет на 2014 - 2015 учебный год
2. Развивать посредством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук
3. Способствовать художественно - творческому развитию детей среднего дошкольного возраста
4. Провести анализ эффективности проделанной работы
Цель программы:
1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин/
2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно - творческих способностей у дошкольников
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
-
наглядности;
-
доступности;
-
последовательности и постепенности;
-
активности;
-
систематичности;
-
научности и достоверности;
-
сознательности.
Задачи программы:
Обучающие
-
Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
-
Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
-
Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
-
Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
-
Развивать мелкую моторику кистей рук.
-
Развитие связной речи.
Воспитательные
-
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
-
Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
-
Воспитывать трудолюбие и старание.
-
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
-
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
-
Формировать навыки сотрудничества.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Педагогические средства, используемые в работе
Методы и приемы работы:
-
экспериментирование с изобразительными материалами;
-
создание и решение проблемных ситуаций;
-
игровые приемы;
-
рассматривание и обсуждение;
-
показ технических приемов;
-
пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
-
использование сюрпризных моментов;
-
использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
-
самостоятельная деятельность;
-
совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
-
подгрупповая
-
индивидуальная
-
парная
Предполагаемый результат обучения:
-
У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
-
Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
-
Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
-
Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
-
Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
-
Радуются полученному результату.
-
Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
-
Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
График работы кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут
Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)
Работа кружка рассчитана на один учебный год
Направленность кружковой работы и программы - художественно-эстетическое развитие детей.
Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Волшебные пальчики»
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
Диагностика развития мелкой моторики рук
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
Список литературы
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
3. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)
4. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.
Перспективный план работы кружка