Основы профессионально-педагогического общения детьми

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы профессионально-педагогического общения.

Ответ на вопрос

Профессионально-педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности.

Это понятие несколько шире понятия "педагогическое общение", используемого в педагогической литературе. "Педагогическое общение, - отмечает А.А. Леонтьев, - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива".

Как правило, человек вступает во взаимодействие со своими партнерами ради общения. И общение можно разделить по двум направлениям: биологическое и социальное.

Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека.

Социальное общение нацелено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Оно направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, на установление отношений с окружающими людьми и социальными группами, на решение задач обучения, воспитания и личностного роста индивида.

Педагог вступает во взаимодействие со своими коллегами, воспитанниками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности. Это и составляет цели профессионально-педагогического общения. Очевидно, что эти цели, прежде всего, обусловлены общими целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами.

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Современному учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными, так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).

В. А. Кан-Калик был одним из основателей исследований проблем педагогического общения, рассматривая его как важнейшую составляющую профессиональной творческой деятельности учителя. Он трактовал профессиональное - педагогическое общение, как систему приемов и навыков органичного социально - психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. Педагог выступает активатором этого процесса. Организует его и управляет им.

Педагогическое общение - особый вид творчества, которое проявляется на всех этапах педагогического процесса: в умении понять состояние учащегося, в искусстве выстраивания и развития взаимоотношений учителя и ребенка, управления собственными психическими состояниями, преодоления разнообразных психол. барьеров, в вызывании творческого самочувствия и оптимизма.

Большое значение при подготовке педагога к осуществлению всей его коммуникативной деятельности придается приемам театральной педагогики. Структура профессионального - педагогического общения, по Кан-Калику, включает ряд стадий:

1) ориентирование в условиях общения осознание педагогом стиля собственного педагогического общения с аудиторией, восстановление в коммуникативной памяти предыдущих особенностей общения в данном коллективе, уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях, создание предкоммуникативной атмосферы;

2) привлечение к себе внимания объекта педагогического общения, здесь особо значимы речевые характеристики коммуникативной деятельности;

3) своеобразный поисковый этап: происходит, быстрая корректировка и окончательное уточнение приемов педагогического общения;

4) вербальное педагогическое общение, изложение учителем учебного материала. Подчеркиваются вербальные способности учителя: выразительная яркая речь, которую характеризует точность и умение вызывать яркие образы у слушающих;

5) обратная связь - содержательная и эмоциональная. У начинающего учителя могут возникнуть психологические барьеры: боязнь класса, отсутствие контакта; сужение функций общения.

Педагог учитывает только информационные задачи педагогического общения, упуская из виду социально - перцептивные и эмоционально-коммуникативные функции педагогического общения; негативные установки на класс из прошлого негативного опыта общения с данным классом; боязнь педагогического общения; барьер подражания, когда молодой учитель, подражая чужому стилю общения, «накладывает» его на свою педагогическую индивидуальность.

Профессиональное педагогическое общение различается по видам: отражения (сложное - простое), отношения (личностное - ролевое), обращения (открытое - закрытое).

На основании этих признаков была разработана типология организации процессов педагогического общения, которая представлена типами: диалогический, доверительный, рефлексивный, альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, конформный, монологический.

Творческая индивидуальность учителя находит свое воплощение в стиле педагогического общения, под которым понимаются индивидуальнотипологические особенности социально - психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В стиле педагогического общения выражаются:

а) особенности коммуникативных возможностей учителя;

б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

в) творческая индивидуальность педагога;

г) особенности педагогического коллектива.

Самый плодотворный стиль - педагогического общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; продуктивным является и стиль общения на основе дружеского расположения, при этом дружественность должна быть педагогически целесообразна. Важна в педагогическом общении адекватная дистанция, которая выступает показателем профессионализма педагога.

Негативный стиль общения - устрашение. Отрицательно в работе с детьми и общение - заигрывание, которое возникает в результате:

а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;

б) отсутствия навыков педагогического общения;

в) боязни общения с классом и неумении наладить контакт с учениками.

В стиле педагогического общения выражается творческая индивидуальность педагога и такое личностное качество как общительность, которая рассматривается как единство 3 компонентов: потребности в общении, хорошего эмоционального самочувствия (до, во время и после педагогического общения), коммуникативных навыков и умений.

Для педагогов, прежде всего, необходимо понимание общения как взаимодействия людей, в процессе которого возможна реализация образовательной и воспитательной функций.

Использованные источники

  1. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979

  2. Кан-Калик В. А.

  3. Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопр. психологии. 1985, № 4

  4. Доценко Е.Л. Особенности профессионального общения психолога. // Журнал практического психолога, 1997, 7.

  5. Андреева.Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. заведений М. : Аспект Пресс, 2007


© 2010-2022