Занятие с элементами тренинга по теме: «Педагогическое общение»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие с элементами тренинга по теме: «Педагогическое общение» (Приложение № 5).

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Содержание:

  1. Вступление.

  2. Упражнение «Тренинговое имя».

  3. Упражнение «Волшебные палочки».

  4. Упражнение «Ассоциации».

  5. Упражнение «Четыре слова».

  6. Игра в цвета.

  7. Рефлексия впечатлений.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Упражнение «Тренинговое имя».

Цель: знакомство участников друг с другом.

Инструкция: нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или как-то необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так.

У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бэйдже. Все остальные члены группы (и ведущий тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только так.

Упражнение «Волшебные палочки».

Цель: подготовить группу к «серьезному» командному заданию и одновременно укрепить веру участников в свои силы.

Необходимый материал: незаточенные карандаши или палочки по количеству участников.

Инструкция: разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга. Прикоснитесь друг к другу кончиками указательных пальцев обеих рук.

А теперь поместите между кончиками пальцев карандаши, удерживая их только за торцы. Действуя «в связке», не давая карандашам упасть, двигайте руками вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Попробуйте переместиться парой на другое место.

Аналогичное упражнение выполните, объединив пары в четверки, образовав круги. И, наконец, всей группой встаньте в круг, лицом в центр и попробуйте, не роняя карандашей: сузить круг, двигаясь всем к центру, расширить круг почти до вытянутых рук, пройти по кругу, по часовой стрелке, против часовой стрелки - сначала медленно, потом быстрее.

Упражнение «Ассоциации».

Цель: через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, эмоциональных функций всех участников группы; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Инструкция: для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя, из комнаты. За время его отсутствия игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз и пр. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.

К примеру, вопросы могут быть такими:

- На какой цветок похож загаданный человек?

- С каким временем года он ассоциируется?

- На какое животное он похож?

- С каким стилем одежды его можно сравнить?

На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые он сможет назвать имя участника.

Рефлексия: кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему? Какие ассоциации, названные педагогами в ходе игры, показались наиболее точными? Наименее точными? Что чувствовали «загаданные» игроки, слыша комментарии группы в свой адрес?

Упражнение «Четыре слова».

Цель: создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе; помочь игрокам развить воображение, метафорическое мышление, умение использовать символику языка и действия; развить способности к соединению идей из разных областей опыта, умение использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Инструкция: в волшебном лесу все заколдованное, и слова тоже. Давайте попробуем их разгадать.

Участвовать в выполнении этого задания можно как по одному, так и в парах, тройках или небольшими группами. На доске записываются четыре слова. Логически они должны быть как можно меньше связаны между собой и представлять имена существительные нарицательные в единственном числе.

Например, слова: хлеб, грязь, театр, звезда.

Или: душа, письмо, цветок, ступени.

Игра заключается в том, что за определенное время (15-20 минут) необходимо придумать и показать театральный этюд, объединяющий данные слова (в том же порядке!) в логически связное действие с конфликтом.

Игра в цвета.

Цель: тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения; создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе; побудить участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Инструкция: потребуется доброволец, готовый на несколько минут расстаться с группой. За время отсутствия ведущего-добровольца команда выбирает один из множества существующих цветов.

Вернувшись к команде, ведущий обращается к кому-нибудь из игроков с вопросом, какой цвет загадан. В ответ участник, к которому обратился ведущий, должен изобразить цвет мимически, любым способом, но без слов (и, естественно, не указывая на этот цвет, если он присутствует в том или ином виде в том месте, где проходит игра). Если информация недостаточна или ведущий сомневается в правильности своей гипотезы, он обращается к другим игрокам.

Нужно добиться от команды понимания того, что все ответы - это субъективные актерские ассоциации с тем или иным зрительным или эмоциональным восприятием цвета, выражать которые можно лишь через мимику и движение.

Рефлексия: понравилась ли вам игра и почему? Кто из педагогов, на ваш взгляд, был наиболее успешным? Что помогло ему справиться с заданием? Какой цвет показался вам наиболее сложным для показа?

Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.

Красный цвет. Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.

Желтый цвет. Те, кто любит этот цвет, - люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим, хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

Зеленый цвет. Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

Голубой цвет. Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

Фиолетовый цвет. Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства - следствие большой внутренней работы над собой.

Рефлексия впечатлений.

Что мне понравилось?

Что мне не понравилось?

Где я мог бы применить полученные знания?

Что бы я посоветовал?

© 2010-2022