Формирование представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Конспекты занятий по формированию представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста








Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»

Цель:

- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

- учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства;

- помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

Материал:

Копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).

Предварительная работа:

На занятиях по трудовому воспитанию или в свободное для деятельности время изготовить таблички со схематичным изображением купюр и монет. Можно квадратные таблички изобразить зеленым цветом, а круглые таблички - желтым цветом. Собрать набор монет и купюр разного достоинства. Так же следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой.

Ход занятия:

  1. Теоретическая часть.

- Ребята, я шла утром сегодня к вам в садик и по дороге нашла интересный предмет (демонстрирую копилку).

- Что это такое?

- Для чего же нужна эта копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

- Хорошо. Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны, чтобы:

  • Для покупки продуктов питания;

  • Для оплаты бытовых услуг;

  • Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)

  • Для оплаты услуг. Каких?

  • Для оплаты проезда на транспорте;

  • Для покупки подарков;

  • Помощь бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.

2. Практическая часть

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им.

- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми.

- Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги?

- Правильно, купюры. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание купюрой).

- Какие купюры вы знаете? Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и затем проговариваем хором.

- Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак купюры и наоборот.

  • Монета круглая, а купюра…

  • Купюра бумажная, а монета…

  • Монета звенит, а купюра…

  • Монета металлическая, а купюра…

- Хорошо, справились и с этим трудным заданием.

3. Заключение.

- Итак, ребята, покажите мне:

  • Монету

  • Купюру

  • Монету в 5 копеек

  • Монету в 1 копейку.





Занятие №2 «Достоинство монет и купюр»

Цель:

- закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»;

- дать детям представления о достоинстве монет и купюр;

- учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством монет и купюр;

- учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр;

Материал:

Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности;

Предварительная работа:

Изготовление материала: «поезда монет и купюр». В повседневной деятельности предлагать детям поиграть деньгами, чтобы дети запоминали и различали монеты и купюры. Морфологическая таблица признаков монет и купюр.

Ход занятия:

  1. Повторение пройденного материала.

- Посмотрите, ребята, у меня есть таблица (демонстрирую морфологическую таблицу)

Деньги

Материал

Форма

Звук

Монета

(иллюстрации)

о

З

Купюра

(иллюстрации)

Ш

- Давайте, мы с вами попробуем заполнить ее. В первой строчке написано слово «монета».

- Из чего она сделана?

- Какой формы?

- Какой издает звук?

- Итак, монета - это…

Таки же образом заполняем строчку со словом «купюра».

- Молодцы, хорошо запомнили признаки монет и купюр.

2. Теоретическая часть.

- Ребята, мы сравнивали с вами монету и купюру, а можно сравнить между собой две монеты? Они будут отличаться между собой?

- Если сравнивать две одинаковые монеты, например, 5 копеек, они отличаются между собой? Нет, так как монеты в 5 копеек одинакового достоинства (показываю монеты по 5 копеек).

- Какие здесь лежат еще монеты одинакового достоинства? Маша, покажи.

- Саша, есть еще монеты одинакового достоинства? Покажи.

Рассматриваем монеты одинакового достоинства. Добиваемся произнесения детьми полного предложения: «Монеты в 5 копеек одинакового достоинства».

- Сейчас мы с вами рассматривали монеты одинакового достоинства, а покажите мне монеты разного достоинства. Саша?

- Кто еще мне покажет монеты разного достоинства? Почему вы так решили, что эти монеты разного достоинства?

- Посмотрите, монеты 5 копеек и 5 рублей разного достоинства? Чем они отличаются между собой?

- Правильно, 5 рублей больше монета, чем 5 копеек. Возьмите в одну руку монету в 5 копеек, а в другую монету в 5 рублей. Какая монета тяжелее?

- Что можно купить на 5 копеек? А на 5 рублей?

- Правильно, на 5 рублей можно больше купить продуктов, товара, чем на 5 копеек. Сейчас на 5 копеек, наверное, ничего не купишь. А чтобы люди различали монеты по достоинству их и делают разными. Возьмите в руку 1 рубль и 5 рублей, что большего достоинства? Как вы узнали?

Далее можно предложить детям найти монеты разного достоинства и показать, подняв руки вверх, чтобы воспитатель мог определить, все ли дети усвоили данную тему. Таким же образом мы разбираем с детьми купюры разного достоинства, находим отличительные и сходные признаки

3. Игра «Поезд монет и купюр»

- К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет?

- Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?

- Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета?

Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.

- Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).

Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?

- Ребята, а можно расселить по вагонам купюры таким же образом (дети расселяют купюры по вагонам).

4. Чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей дает: «Вот!

Купи мне самолет, а еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

- Сможет ли мама купить то, что попросил мальчик?

- Хватит ли маме три копейки, чтобы купить все, что хочет сын?

5. Вывод по теме.

- Итак, ребята, сейчас возьмите в руки монеты и разложите их в коробочки с монетами одинакового достоинства (дети раскладывают монеты).

Занятие №3 «Магазин. Виды магазинов»

Цель:

- ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты;

- уточнить у детей представления о разных видах магазинов;

- учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;

Материал:

Иллюстрации с изображением предметов представленных в разных видах магазинов (хлебные изделия, одежда, обувь, промышленные товары), ватман с условными изображениями разных видов магазинов.

Предварительная работа:

До начала занятия можно провести игру с детьми в «Магазин», где дети могут использовать предметы разных видов, чтобы дети могли иметь представления о разных видах товаров.

Ход занятия:

1. Теоретическая часть.

- Кто, ребята, был в магазине?

- Что такое магазин?

- Что вы там делали?

- Что можно купить в магазине?

- Какие магазины вы знаете или часто посещаете?

2. Игра «Если…, то…»

- Ребята, я вам буду говорить предложение, а вы должны будете продолжить это предложение, например, «Если пойти в овощной магазин, то, что там можно купить?».

  • Если пойти в обувной магазин, что там можно купить?

  • Если пойти в магазин одежды, что мы там купим?

  • Если пойти в мебельный магазин, что мы там купим?

  • Если пойти в продовольственный магазин, что там можно купить?

  • Если пойти в промтоварный магазин, что там можно купить?

- А чем отличаются продовольственный и промтоварный магазин?

Можно обобщить ответы детей и дать полное определение разных видов магазинов. Продовольственный магазин - это магазин, в котором продаются продовольственные товары, продукты питания. Промтоварный магазин - это магазин, в котором продаются промышленные товары: предметы бытовой химии, могут продаваться различные строительные товары.

- Как вы представляете себе современный магазин? Что в нем должно быть?

- А как вы думаете, есть ли у нас магазины, похожие на современные магазины?

Далее можно рассказать детям, что есть магазины - супермаркеты, где главной характерной чертой является - самообслуживание, для определения цены используется компьютеры, есть камеры видеонаблюдения, а так же в нем разные отделы.

3. Игра «Что где продается?»

- Посмотрите, ребята, здесь у нас много товаров, которые можно купить в магазине. В каком магазине вы можете купить эти товары?

Рассматриваем с детьми картинки с изображением товаров (хлеб, батон, колбаса, юбка, шампунь, стиральный порошок, зубная паста, кофта, и другие). Вместе с детьми определяем, в каком магазине продается представленный товар.

4.Работа с иллюстрацией.

Рассматриваем с детьми иллюстрацию с изображением улицы магазинов, где присутствуют разные виды магазинов. Задача ребенка - определить, что может продаваться в данном магазине, перечислить данные продукты. Остальные дети внимательно слушают отвечающего ребенка и дополняют ответ.

- Что мы видим на картине?

- Какие магазины есть на этой улице?

- Что продается в магазине одежды? Какая одежда продается?

- Что может продаваться в магазине продуктов?

- Какие продукты вы можете увидеть на витринах этого магазина?

- Что ты можешь купить, придя в магазин обуви?

Дети берут изображения товаров и идут к магазину соответствующего вида.

5. Установи соответствие.

На доске нарисованы продукты. Воспитатель называет виды магазинов, а дети обозначают те товары, которые продаются в этих магазинах.

6.Выводы.

- Где я купила эти вещи?

Показываю по одному характерному товару для какого-либо вида магазина .

- Чем отличается продовольственный магазин от промтоварного магазина?

7. Рисование товаров.

- Давайте, ребята, нарисуем по одному предмету, а в каком магазине он может продаваться, вы расскажите и, затем мы подпишем ваши товары и вид магазина, в котором они продаются. Для родителей можно сделать выставку нарисованных товаров детей.






Занятие №4 «Цена. Товар. Качество товара»

Цель:

- познакомить детей с понятием «цена», «товар», «качество товара»;

- учить детей соотносить цену и качество товара;

- выяснить представления детей о реальных ценах продуктов, потребляемых ежедневно;

Материал:

Морфологическая таблица с наименованиями товаров, морфологическая таблица с наименованиями разных видов магазинов и товаров, продаваемых в них. Красные таблички, обозначающие дорогой товар, синие таблички, обозначающие дешевый товар. Предмета разного цвета и разного качества (тетради с разным цветом листов - серыми и белыми; и 2 тетради с разным количество листов); предметы с ценниками.

Предварительная работа:

Рисунки детей о разных товарах можно разместить в группе, чтобы в последующем можно было определить самый дорогой рисунок - это тот, который сделан своими руками. Знакомим детей с символами разных видов магазинов.

Ход занятия:

  1. Повторение пройденного материала.

- Ребята мы с вами на прошлом занятии рассматривали разные виды магазинов и товары, продаваемые в этих магазинах. Давайте же мы вспомним. У меня есть такая табличка, в которой указаны названия магазинов, а ваша задача - распределить товары по этим магазинам.

Продовольственный магазин

Промтоварный магазин

Магазин обуви

Магазин одежды

Магазин

мебели

Хлеб

Молоко

Шампунь

Зубная паста

Туфли

Сапоги

Шуба

Пальто

Диван

Кресло

  1. Теоретическая часть.

- Ребята, в магазине часто можно услышать такое слово, как «цена». Что это такое?

- Цена - это количество денег, которые покупатель должен заплатить продавцу, чтобы купить желаемый товар.

- Посмотрите, у меня есть две тетради. Как вы думаете, они одинаково стоят или их цена разная?

- Почему их цена отличается?

- Правильно, их цена отличается, потому что у них разного цвета листы, а это значит, что эта тетрадь (с серыми листами) низкого качества, на ее изготовление затрачено меньше сил, так как ее полностью, до конца не обработали, чтобы ее листы стали светлыми, белыми. А эта тетрадь будет стоить дороже, так как она более высокого качества, у нее белые листы, гладкие.

- Ребята, а от чего еще может зависеть цена товара?

  • От спроса. Чем больше приобретают этот товар люди, тем он дороже стоит.

  • От качества товара. Чем выше качество, тем выше цена.

  • От количества товара на рынке. Чем больше товара, тем его цена ниже.

  • Оптовые цены всегда ниже розничных цен.

  • От вложенного в его производства труда.

  • От количества материала, затраченного на производство товара (мамина шуба будет стоить дороже, чем у дочки, так как меха затрачено больше.)

Все предложенные варианты воспитатель поясняет детям или ответ на некоторые факторы ребенок может раскрыть сам.

  1. Игра «Сколько стоит?»

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько стоит?». Я вам буду называть товар, а ваша задача - определить его цену, сколько он стоит в магазине.

Товар

Количество

Предполагаемая цена

Реальная цена

Хлеб

1 шт.

10 рублей

Молоко

1 пакет

14 рублей

Сок

1 пачка

11 рублей

Сахар

1 кг.

19 рублей

Яблоки

1 кг.

28 рублей

Соль

1 пачка

5 рублей

Жвачка

1 шт.

2 рубля

Батон

1 шт.

8 рублей

шоколад

1 шт.

22 рубля

Колонку с предполагаемой ценой заполняет воспитатель после ответов детей.

  1. Игра «Дорого - дешево».

- Посмотрите, ребята, у нас здесь лежат различные товары. И у меня есть такие интересные таблички - синяя и красная - синяя табличка обозначает дешевый товар, а красная табличка обозначает дорогой товар. Как вы думаете, какой товар самый дорогой и самый дешевый? Разложите таблички.

- Миша, разложи таблички красную возле дорогого товара, а синюю возле дешевого товара. Почему ты так решил?

Далее воспитатель предлагает выполнить эти действия нескольким детям.

  1. Решение задач.

Задача 1. Когда валенки дороже стоят летом или зимой? Почему?

Задача 2. Какие бананы будут стоить дороже: хорошие или гнилые? Почему?

Задача 3. В одном магазине хлеб стоит 8 рублей, а в другом - 10 рублей. Где быстрее закончится хлеб? Почему?

Задача 4. Что будет стоить дешевле: взрослое одеяло или детское одеяло? Почему?

  1. Оценивание своих рисунков.

Перед детьми выставляются все рисунки товаров, нарисованные на прошлом занятии. Красной карточкой ребята обозначают рисунки самые дорогие (в основном дети отмечают свои рисунки, свой товар - дороже).

  1. Вывод.

- Ребята, что вы сегодня нового узнали?

- От чего зависит цена товара?

Занятие №5 «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость»

Цель:

- закрепить понятия «цена», «товар», дать понятия «сдача», «стоимость»;

- учить детей практически выполнять действия по приобретению товаров, проговаривать вслух фразу «СТОИТ», «ПЛАЧУ», «СДАЧА»;

- учить детей устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей;

Материал:

Мелкие товары или иллюстрации с изображением товаров, ценники; деньги на покупку товаров на каждого ребенка, каталоги товаров, ценники.

Предварительная работа:

Предложить детям вместе с родителями сходить в магазин и купить какой-либо товар, чтобы ребенок сам смог расплатиться за него. Дать детям поиграть с каталогами, научить определять цены товара.

Ход занятия:

  1. Повторение пройденного материала.

- Кто, ребята, ходил в магазин?

- Кто из вас самостоятельно совершал покупки?

- Что именно вы делали? Давали продавцу деньги, продавец дал нам товар и сдачу с товара.

2. Теоретическая часть.

- Ребята, как можно узнать цену товара?

  • На ценниках (демонстрирую ценники из магазина);

  • В каталоге (демонстрирую каталоги товаров);

  • Спросить у продавца;

  • По компьютеру;

- Чаще всего откуда мы узнаем о цене товара? Правильно, по ценникам.

- Что такое стоимость?

- Стоимость - это цена товара. А еще по-другому цену называют стоимостью товара. Например, стоимость хлеба - 9 рублей, а можно сказать, что цена хлеба - 9 рублей.

3. Игра «Магазин»

- Ребята, давайте поиграем в магазин.

- Что нам для этого нужно?

- Правильно товар, повесить на товар ценники, разложить его по полкам.

Определяем с детьми цены товаров, пишем ценники, раскладываем товар по полкам. Выбираем продавца или эту роль в начале игры может сыграть сам воспитатель. Требуем от детей следующей последовательности вопросов и ответов:

- Что, Маша, хочешь купить?

- Я хочу купить молоко. Оно стоит 12 рублей. Я даю 15 рублей.

- Вот вам сдача 3 рубля.

Опрашиваем несколько детей. Затем можно поменять продавца.

4. Игра «Аукцион»

Всем детям раздаются деньги для приобретения товара.

- Посмотрите, ребята у меня в руках красивый плюшевый Мишка. Кто хочет его купить?

- Мишка стоит - 5 рублей.

- Кто купит Мишку?

-Много желающих купить Мишку, тогда я добавляю цену. Мишка стоит - 6 рублей. У кого есть такая сумма денег?

Далее продаем детям еще несколько игрушек. Можно использовать слово «Стоимость» (Какова стоимость Мишки?), чтобы ввести его в активный словарь ребенка.

5. Решение задач.

Задача 1.Если хлеб стоит 10 рублей, а продавцу дали 10 рублей, сколько будет сдача?

Задача 2. Белочка продавала орехи по 8 рублей килограмм. Пришел енот и дал 10 рублей. Сколько белочка сдаст сдачи еноту?

Задача 3. Жвачка стоит 2 рубля. Саша пришел и купил 2 жвачки. Сколько он заплатит продавцу?

6. Работа над пословицей.

- Ребята, как вы понимаете такую пословицу, как «Дорого, да мило, дешево, да гнило».

- «Дорого, да мило», как понимаете?

- То есть то, что дорого не всегда можно купить. Ты ходишь, смотришь, и тебе очень хочется купить эту вещь, а денег недостаточно.

- «Дешево, но гнило», как это?

- То, что дешево продается, тот товар не качественный. И следует подумать, прежде, чем купить этот товар. Мило значит качественно.

7. Вывод.

- Что такое стоимость товара?

- Что такое сдача?

- Если мы дадим продавцу больше денег, чем стоит товар, то нам продавец даст сдачу?






Занятие №6 «Размен денег»

Цель:

- раскрыть сущность понятия «размен»; закрепить понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»;

- учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег;

- учить практически выполнять действия по размену денег;

Материал:

Монеты и купюры разного достоинства (по одному набору монет и купюр на каждого ребенка), карточки для самостоятельной работы на каждого ребенка с изображением монеты, которую нужно разменять, копилка с монетами.

Предварительная работа:

Повторно проиграть с детьми в магазин, где происходит условный размен монет продавцом, а дети должны проследить правильно ли ребенку дали сдачу.

Ход занятия:

  1. Повторение пройденного материала.

- Ребята, посмотрите, у меня в копилке что-то есть, что это?

- Правильно, монеты.

Рассматриваем монеты, называем.

2. Теоретическая часть.

- А у меня в руке есть монета. Какого она достоинства?

- Правильно, 5 копеек.

- Мне нужно разменять эту монету. Что это значить «разменять»?

- Разменять - значит должна быть такая же сумма, но монетами меньшего достоинства. Какие монеты меньшего достоинства, чем 5 копеек?

- Только монеты в одну копейку. Значит, мне нужно разменять 5 копеек по 1 копейке. Сколько вы мне дадите монет по 1 копейке? Правильно, 5 штук.

Дети отсчитывают нужную сумму и дают воспитателю. Воспитатель пересчитывает, правильно ли разменяли дети эту сумма. Дальше можно предложить детям разменять сумму в 5 рублей. И рассказать о разных вариантах решения данной задачи.

- Как можно разменять 5 рублей?

- 1 рубль, 1 рубль, 1 рубль, 1 рубль и еще 1 рубль.

- А как еще можно разменять 5 рублей?

- Мы с вами говорили, что разменять деньги можно деньгами меньшего достоинства. Какие есть монеты меньше, чем 5 рублей?

- Правильно, 1 рубль, 2 рубля, 50 копеек и т.д.

- Предложите мне свои варианты размена.

3. Работа по карточкам.

- Посмотрите, у каждого лежат карточки на столе. Саша, какая монета нарисована у тебя на листочке? Как ты разменяешь данную монету? Нарисуй кружочков столько, сколько должно быть монет для размена данной монеты.

У каждого ребенка карточки с изображением различных монет. Дети изображают количество монет, необходимых для размена.

- Какими монетами ты, Саша, разменял денежку? Давайте проверим, правильно ли Саша сделал. Что для этого нужно сделать?

- Ребята, давайте посчитаем, правильно ли сделал Саша?

Проверяем данные задания у всех детей. При наличии одинаковых карточек у детей можно спросить: «А ты, Андрей, разменял так же, как Саша или по-другому?». Далее ребенок предлагает свои варианты размена монет.

  1. Работа в парах.

Работа в парах предполагает наличие: у одного ребенка из пары монет большего достоинства, а у другого ребенка монет меньшего достоинства.

- Ребята, те, кто сидят от окна (перечисляю), возьмите одну монету, которую нужно разменять, покажите ее соседу. Ваш сосед (перечисляю) должен предложить варианты размена данной вами монеты. Когда ваш напарник справился с заданием, поднимаете руку, я подхожу, смотрю, правильно ли вы сделали. Затем меняетесь ролями, те, кто разменивал монеты сейчас, предлагает монету для размена, а другой ее разменивает.

5. Подвижная игра «Найди пару»

Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного - монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.

5. Работа над пословицами.

«При деньгах Панфил всем людям мил, а без денег Панфил, никому не мил»

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Почему с деньгами «Панфил всем людям мил»?

- Почему «Без денег Панфил никому не мил»?

- Действительно ли так дороги деньги, что можно отказать человеку в помощи?

Правильно ли это?

6. Вывод по теме.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Ребята, покажите мне, как можно разменять 10 копеек. Дети подходят к воспитателю и показывают свои варианты размена.





Занятие №7 «Доход и расход семьи»

Цель:

- раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», «стипендия», «пенсия»;

- учить детей определять направления и источники доходов и расходов;

- устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;

Материал:

Общая схема доходов и расходов, потребляемых семье; индивидуальная схема доходов семьи, сюжетные иллюстрации с изображениями членов семьи. Иллюстрации с условным изображением расходов семьи (продукты, одежда, дом и т.д.)

Предварительная работа:

Совместная деятельность родителей и детей с целью выяснения направлений расходов каждой семьи.

Ход занятия:

  1. Игра «Помогите разменять».

- Ребята, разменяйте мне 10 копеек.

Дети выкладывают размен на стол. Воспитатель проходит и проверяет правильность выполнения задания. Можно обратить внимание детей на использование нескольких вариантов размена данной монеты. Далее дети разменивают монеты достоинством 5 рублей, 10 копеек.

  1. Рассмотрение направлений расходов.

- У вас было домашнее задание: узнать у родителей, куда они тратят деньги?

  • Для покупки продуктов питания

  • Для оплаты коммунальных услуг

  • Для проезда на общественном транспорте

  • Для оплаты детского сада

  • Для покупки одежды и т.д.

Дети перечисляют все направления расходов семьи.

- Ребята, а что такое расход?

- Расход - это деньги, затрачиваемые на покупку товаров и оплату услуг.

  1. Составление схемы расходов.

- Посмотрите, ребята, у нас есть такая схема (демонстрирую схему). Давайте мы ее заполним вместе. В каждый сектор мы будем вклеивать иллюстрации с расходами, которые есть у семьи.

- Давайте посмотрим эти картинки. Что на них изображено?

- Куда тратятся деньги?

Составляем схему расходов, комментируя каждую иллюстрацию.

  1. Определение доходов семьи.

- Ребята, чтобы тратить деньги, их нужно откуда-то взять. Откуда в семье появляются деньги?

- Родители получают заработную плату. Откуда могут еще в семье появиться деньги?

  • Пенсия, если в семье живут бабушка с дедушкой.

  • Стипендия, если в семье есть старшая сестра - студентка.

  • Выиграть в лотерею.

  • Продажа имущества.

- Давайте отметим это в схеме доходов.

Составляем схему доходов, вписывая перечисленные направления.

- Ребята, что такое доход?

- Доход - это сумма денег, получаемая человеком или семьей по окончании работы.

5. Работа над пословицей «По доходу и расход».

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Если родители получают денег меньше, чем их тратят, то прожить месяц им будет очень трудно или придется занимать деньги. Сколько мы получаем денег, столько мы их и должны тратить.

6. Вывод.

- Семья тратит деньги на самые разные нужды, на удовлетворение различных потребностей. Одни расходы требуют больше денег, а другие - меньше. На расходы влияет число членов семьи, круг интересов семьи, уровень ее доходов, цены на товары и услуги.

В конце занятия можно вместе с детьми оформить уголок Экономики. Разместить в этом уголке - таблицы расходов и доходов.

Мы доход своей семьи

Вместе подсчитали

Знаем цену всем вещам,

Что нам покупали.








Занятие №8 «Труд. Заработная плата. Профессии»

Цель:

- раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия». Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник;

- закрепить у детей представления о профессиях;

- учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью;

- воспитывать бережное отношение к труду;

Материал:

Иллюстрации с изображением людей различных профессий, загадки, схема с изображением различных предметов и названиями профессий; таблицы с изображением профессий и предметов, характерных данной профессии.

Предварительная работа:

Рассмотрение таблицы с доходами и расходами семьи. Особо следует обратить внимание на направления доходов и на заработную плату родителей.

Ход занятия:

  1. Теоретическая часть.

- Ребята, какие направления доходов семьи мы разбирали с вами на прошлом занятии?

- Где работают ваши родители, чтобы получать заработную плату?

Дети перечисляют те предприятия, на которых работают родители.

- По какой профессии они работают?

Дети перечисляют профессии своих родителей.

  1. Работа с иллюстрациями.

- Посмотрите, у меня есть иллюстрации с изображением людей различных профессий. Я буду показывать вам эти картинки по очереди, а вы будете называть людей тех профессий, которые там изображены.

Демонстрирую картинки по очереди.

  1. Игра «Что делает?»

- Я буду называть вам профессию, а вы будете называть, что человек делает.

Повар - варит кашу;

Токарь - изготавливает детали;

Врач - лечит людей;

Учитель - учит детей;

Водитель - водит машину;

Продавец - продает продукты и товары;

- Какие профессии вы еще знаете? Что люди этих профессий делают?

  1. Загадки.

- Ребята, я буду загадывать загадки, а вы будете ее рассказывать и объяснять, для какой профессии характерен данный предмет.

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнул раз и помнит нас (Фотоаппарат - Фотограф).

- Что это? Для какой профессии характерен данный предмет?

Далее продолжаем загадывать детям загадки, и характеризуем профессии.

Идет пароход, По бокам коробки

То взад, то вперед, Кругленькие кнопки.

А за ним такая гладь, Тут же рядом в уголке

Ни морщинки не видать Ручка с трубкой на шнурке.

(Утюг - Прачка) (Телефон - Телефонистка)

На пылинки налетает,

Их хватает и глотает,

Если пыли не видать,

Зверь идет в коробку спать.

(Пылесос - Уборщица)

  1. «Установи соответствие».

Профессии

Предметы

Врач

Машина

Учитель

Хлеб

Водитель

Таблетки

Продавец

Билеты

Пекарь

Указка

Доярка

Милицейский жезл

Пожарный

Молоко

Милиционер

Каска

Кондуктор

Кассовый аппарат

Дети проводят стрелочки от профессии к предметам, характерным данной профессии. Затем проверяем все вместе.

  1. Заработная плата.

- Ребята, что такое заработная плата?

- Кто знает, сколько зарабатывают родители?

- Кто больше заработает уборщица или врач? Почему? (Дальше можно предложить детям сравнить еще несколько профессий).

  1. Выводы.

- Какие профессии вы знаете?

- Для чего человеку надо работать?




Занятие №9 «Бережное отношение к вещам»

Цель:

-Закрепить понятие «магазин», учить устанавливать связь места работы и профессии человека;

- формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным;

- учить детей приводить в порядок испорченные вещи;

Материал:

Набор деталей различных сломанных вещей, испорченные книги, сломанные игрушки, материалы для ремонта вещей (клей, ножницы, скотч, бумага).

Предварительная работа:

При посещении библиотеки можно обратить внимание детей на книги, которые порваны, провести с детьми беседу о причинах данных нарушений.

Ход занятия:

  1. Повторение пройденного материала:

- Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

- Какие профессии вы знаете? Назовите данные профессии.

2. Игра «Кто, где работает?»

- В милиции работает…

- В магазине работает…

- На пекарне работает…

- В такси работают …

- В пожарной части работают…

- В школе работают…

- В больнице работают…

Следует обратить внимание детей на то, что можно назвать не одну профессию, а несколько: В больнице работают врачи, медицинские сестры, уборщицы, гардеробщицы и т.д.

  1. «Какой вещи принадлежит?»

- Посмотрите, ребята, здесь у меня очень много интересных деталей. Давайте поиграем с вами. Я буду показывать вам часть вещи, а вы будете называть, от какой детали она.

Демонстрирую детали, а дети называют предмет, которому принадлежала данная часть. Например, колесо принадлежит машинке.

- Откуда, ребята, взялись эти вещи?

- Что с ними случилось?

- Вам жалко эти поломанные вещи?

- Что мы можем с вами сделать?

3. Ремонт испорченных вещей.

- Посмотрите, ребята, а здесь у меня есть еще и те вещи, которым принадлежат эти детали. Давайте попробуем найти эти вещи.

Дети находят вещи и пытаются отремонтировать. Воспитатель в течении этого задания оказывает помощь детям. Обращает внимание детей на то, что следует выполнять все действия аккуратно, чтобы потом можно было приятно пользоваться этими предметами.


  1. Беседа о правильном обращении с вещами.

- Как следует обращаться со своими вещами?

- Бережно, не портить, не ломать.

- А с вещами, которые есть у нас в группе, как следует обращаться?

- Так же, как и с личными вещами?

- Со всеми вещами нужно обращаться бережно и аккуратно.

- Если сломали вещь то, что нужно сделать?

- Если вы сломали чужую вещь, что можно следует сделать?

4. Вывод по теме.

- Итак, ребята, как нужно обращаться с чужими вещами?

- А с личными?

- Как можно отремонтировать испорченные вещи?









Занятие №10 «Правила поведения в магазине»

Цель:

- закрепить понятия «магазин», разнообразные виды магазинов;

- познакомить с правилами поведения в магазине;

- практически закреплять правила поведения в магазине в игровой ситуации;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах;

Материал: Товар для продажи, ценники, витрины, предполагаемый кассовый аппарат, деньги для покупки товаров. Детали от вещей и вещи, которым они принадлежат.

Предварительная работа: Предложить родителям посетить вместе с детьми магазин и объяснить правила поведения в магазине.

Ход занятия:

  1. Повторение пройденного материала.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом занятии?

- Как следует относиться к личным вещам?

- Как следует относиться к общественным вещам?

2. Игра «Найди вещь»

- Я вам покажу деталь от вещи, а вы должны назвать вещь, которой она принадлежит.

- Рука принадлежит кукле.

- Колесо - машинке.

- Обрывок бумаги - газете.

- Деталь от пирамидки - пирамиде.

- Обложка - книге.

Следует обратить внимание детей на то, что важно правильно определить игрушку, которой принадлежит деталь, так как не всегда одинаковые детали подходят одной и той же вещи. Нужно быть внимательным.

3. Правила поведения.

- Придя в магазин, как вы должны себя вести?

- Какие правила поведения существуют в общественных местах?

  • По залу магазина нужно ходить тихо и спокойно. Можно разговаривать вполголоса, советоваться друг с другом. Почему?

  • В магазине нужно внимательно рассмотреть товары на полках, выбрать понравившийся товар, выяснить его цену, проверить, сколько денег у вас в кошельке, а потом принять решение о покупке. Почему?

  • При необходимости нужно обратиться за советом, узнать, как можно пользоваться выбранной вещью. Предпочтение нужно отдавать качественному товару. Почему?

  • Не нужно забывать в разговоре с продавцом и кассиром о таких словах, как «спасибо», «пожалуйста» и др.

  • В разговоре с продавцом будьте терпеливы, не перебивайте, выслушивайте до конца.

  • Приняв твердое решение о том, какой товар вы купите и, запомнив его цену, отправляйтесь в кассу, оплатите покупку, получите чек.

  • С чеком подойдите к продавцу, объясните, какую игрушку вы покупаете.

  • Проверьте еще раз качество приобретенной вещи: нет ли у нее поломок, не испорчен ли внешний вид. Почему?

  • Вспомните, какими словами нужно поблагодарить продавца.

Вопросы помогут детям раскрыть сущность некоторых правил, осознать их важность и необходимость. Воспитатель поясняет детям некоторые правила сам, а некоторые можно попросить пояснить детей.

  1. Игра «Магазин».

Вместе с детьми оформляем витрины магазина, приклеиваем цены товара. Организовать 3 детей для работы в самом магазине. Первый ребенок - кассир, сидит на кассе и отбивает чеки. Двое детей выполняют роли продавцов: предлагают детям - покупателям товары, представленные в магазине. Важно, чтобы дети при покупке товара соблюдали правила поведения в магазине. При несоблюдении правил после игры прокомментировать ошибки, не переходя на личности, а обозначить типичные ошибки. По истечении некоторого времени можно поменять продавцов, чтобы и они могли продемонстрировать правила поведения в магазине.

  1. Работа над пословицами.

«Бережливость лучше богатства»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Правильно, богатство не учит нас экономить деньги, следует разумно тратить деньги.

«Покупай только то, что знаешь»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Когда ты покупаешь что-то знакомое, то ты уверен в его качестве, ты уже этот товар использовал.

7. Вывод по теме.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Как нужно вести себя в магазине?



© 2010-2022