- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Формирование представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Разумова Е.С. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспекты занятий по формированию представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста
Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»
Цель:
- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;
- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
- учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства;
- помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
Материал:
Копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).
Предварительная работа:
На занятиях по трудовому воспитанию или в свободное для деятельности время изготовить таблички со схематичным изображением купюр и монет. Можно квадратные таблички изобразить зеленым цветом, а круглые таблички - желтым цветом. Собрать набор монет и купюр разного достоинства. Так же следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой.
Ход занятия:
-
Теоретическая часть.
- Ребята, я шла утром сегодня к вам в садик и по дороге нашла интересный предмет (демонстрирую копилку).
- Что это такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
- Хорошо. Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны, чтобы:
-
Для покупки продуктов питания;
-
Для оплаты бытовых услуг;
-
Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)
-
Для оплаты услуг. Каких?
-
Для оплаты проезда на транспорте;
-
Для покупки подарков;
-
Помощь бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.
2. Практическая часть
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им.
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак).
- Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми.
- Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги?
- Правильно, купюры. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание купюрой).
- Какие купюры вы знаете? Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и затем проговариваем хором.
- Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак купюры и наоборот.
-
Монета круглая, а купюра…
-
Купюра бумажная, а монета…
-
Монета звенит, а купюра…
-
Монета металлическая, а купюра…
- Хорошо, справились и с этим трудным заданием.
3. Заключение.
- Итак, ребята, покажите мне:
-
Монету
-
Купюру
-
Монету в 5 копеек
-
Монету в 1 копейку.
Занятие №2 «Достоинство монет и купюр»
Цель:
- закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»;
- дать детям представления о достоинстве монет и купюр;
- учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством монет и купюр;
- учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр;
Материал:
Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности;
Предварительная работа:
Изготовление материала: «поезда монет и купюр». В повседневной деятельности предлагать детям поиграть деньгами, чтобы дети запоминали и различали монеты и купюры. Морфологическая таблица признаков монет и купюр.
Ход занятия:
-
Повторение пройденного материала.
- Посмотрите, ребята, у меня есть таблица (демонстрирую морфологическую таблицу)
Деньги
Материал
Форма
Звук
Монета
(иллюстрации)
о
З
Купюра
(иллюстрации)
Ш
- Давайте, мы с вами попробуем заполнить ее. В первой строчке написано слово «монета».
- Из чего она сделана?
- Какой формы?
- Какой издает звук?
- Итак, монета - это…
Таки же образом заполняем строчку со словом «купюра».
- Молодцы, хорошо запомнили признаки монет и купюр.
2. Теоретическая часть.
- Ребята, мы сравнивали с вами монету и купюру, а можно сравнить между собой две монеты? Они будут отличаться между собой?
- Если сравнивать две одинаковые монеты, например, 5 копеек, они отличаются между собой? Нет, так как монеты в 5 копеек одинакового достоинства (показываю монеты по 5 копеек).
- Какие здесь лежат еще монеты одинакового достоинства? Маша, покажи.
- Саша, есть еще монеты одинакового достоинства? Покажи.
Рассматриваем монеты одинакового достоинства. Добиваемся произнесения детьми полного предложения: «Монеты в 5 копеек одинакового достоинства».
- Сейчас мы с вами рассматривали монеты одинакового достоинства, а покажите мне монеты разного достоинства. Саша?
- Кто еще мне покажет монеты разного достоинства? Почему вы так решили, что эти монеты разного достоинства?
- Посмотрите, монеты 5 копеек и 5 рублей разного достоинства? Чем они отличаются между собой?
- Правильно, 5 рублей больше монета, чем 5 копеек. Возьмите в одну руку монету в 5 копеек, а в другую монету в 5 рублей. Какая монета тяжелее?
- Что можно купить на 5 копеек? А на 5 рублей?
- Правильно, на 5 рублей можно больше купить продуктов, товара, чем на 5 копеек. Сейчас на 5 копеек, наверное, ничего не купишь. А чтобы люди различали монеты по достоинству их и делают разными. Возьмите в руку 1 рубль и 5 рублей, что большего достоинства? Как вы узнали?
Далее можно предложить детям найти монеты разного достоинства и показать, подняв руки вверх, чтобы воспитатель мог определить, все ли дети усвоили данную тему. Таким же образом мы разбираем с детьми купюры разного достоинства, находим отличительные и сходные признаки
3. Игра «Поезд монет и купюр»
- К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет?
- Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?
- Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета?
Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.
- Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).
Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?
- Ребята, а можно расселить по вагонам купюры таким же образом (дети расселяют купюры по вагонам).
4. Чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей дает: «Вот!
Купи мне самолет, а еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Сможет ли мама купить то, что попросил мальчик?
- Хватит ли маме три копейки, чтобы купить все, что хочет сын?
5. Вывод по теме.
- Итак, ребята, сейчас возьмите в руки монеты и разложите их в коробочки с монетами одинакового достоинства (дети раскладывают монеты).
Занятие №3 «Магазин. Виды магазинов»
Цель:
- ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты;
- уточнить у детей представления о разных видах магазинов;
- учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;
Материал:
Иллюстрации с изображением предметов представленных в разных видах магазинов (хлебные изделия, одежда, обувь, промышленные товары), ватман с условными изображениями разных видов магазинов.
Предварительная работа:
До начала занятия можно провести игру с детьми в «Магазин», где дети могут использовать предметы разных видов, чтобы дети могли иметь представления о разных видах товаров.
Ход занятия:
1. Теоретическая часть.
- Кто, ребята, был в магазине?
- Что такое магазин?
- Что вы там делали?
- Что можно купить в магазине?
- Какие магазины вы знаете или часто посещаете?
2. Игра «Если…, то…»
- Ребята, я вам буду говорить предложение, а вы должны будете продолжить это предложение, например, «Если пойти в овощной магазин, то, что там можно купить?».
-
Если пойти в обувной магазин, что там можно купить?
-
Если пойти в магазин одежды, что мы там купим?
-
Если пойти в мебельный магазин, что мы там купим?
-
Если пойти в продовольственный магазин, что там можно купить?
-
Если пойти в промтоварный магазин, что там можно купить?
- А чем отличаются продовольственный и промтоварный магазин?
Можно обобщить ответы детей и дать полное определение разных видов магазинов. Продовольственный магазин - это магазин, в котором продаются продовольственные товары, продукты питания. Промтоварный магазин - это магазин, в котором продаются промышленные товары: предметы бытовой химии, могут продаваться различные строительные товары.
- Как вы представляете себе современный магазин? Что в нем должно быть?
- А как вы думаете, есть ли у нас магазины, похожие на современные магазины?
Далее можно рассказать детям, что есть магазины - супермаркеты, где главной характерной чертой является - самообслуживание, для определения цены используется компьютеры, есть камеры видеонаблюдения, а так же в нем разные отделы.
3. Игра «Что где продается?»
- Посмотрите, ребята, здесь у нас много товаров, которые можно купить в магазине. В каком магазине вы можете купить эти товары?
Рассматриваем с детьми картинки с изображением товаров (хлеб, батон, колбаса, юбка, шампунь, стиральный порошок, зубная паста, кофта, и другие). Вместе с детьми определяем, в каком магазине продается представленный товар.
4.Работа с иллюстрацией.
Рассматриваем с детьми иллюстрацию с изображением улицы магазинов, где присутствуют разные виды магазинов. Задача ребенка - определить, что может продаваться в данном магазине, перечислить данные продукты. Остальные дети внимательно слушают отвечающего ребенка и дополняют ответ.
- Что мы видим на картине?
- Какие магазины есть на этой улице?
- Что продается в магазине одежды? Какая одежда продается?
- Что может продаваться в магазине продуктов?
- Какие продукты вы можете увидеть на витринах этого магазина?
- Что ты можешь купить, придя в магазин обуви?
Дети берут изображения товаров и идут к магазину соответствующего вида.
5. Установи соответствие.
На доске нарисованы продукты. Воспитатель называет виды магазинов, а дети обозначают те товары, которые продаются в этих магазинах.
6.Выводы.
- Где я купила эти вещи?
Показываю по одному характерному товару для какого-либо вида магазина .
- Чем отличается продовольственный магазин от промтоварного магазина?
7. Рисование товаров.
- Давайте, ребята, нарисуем по одному предмету, а в каком магазине он может продаваться, вы расскажите и, затем мы подпишем ваши товары и вид магазина, в котором они продаются. Для родителей можно сделать выставку нарисованных товаров детей.
Занятие №4 «Цена. Товар. Качество товара»
Цель:
- познакомить детей с понятием «цена», «товар», «качество товара»;
- учить детей соотносить цену и качество товара;
- выяснить представления детей о реальных ценах продуктов, потребляемых ежедневно;
Материал:
Морфологическая таблица с наименованиями товаров, морфологическая таблица с наименованиями разных видов магазинов и товаров, продаваемых в них. Красные таблички, обозначающие дорогой товар, синие таблички, обозначающие дешевый товар. Предмета разного цвета и разного качества (тетради с разным цветом листов - серыми и белыми; и 2 тетради с разным количество листов); предметы с ценниками.
Предварительная работа:
Рисунки детей о разных товарах можно разместить в группе, чтобы в последующем можно было определить самый дорогой рисунок - это тот, который сделан своими руками. Знакомим детей с символами разных видов магазинов.
Ход занятия:
-
Повторение пройденного материала.
- Ребята мы с вами на прошлом занятии рассматривали разные виды магазинов и товары, продаваемые в этих магазинах. Давайте же мы вспомним. У меня есть такая табличка, в которой указаны названия магазинов, а ваша задача - распределить товары по этим магазинам.
Продовольственный магазин
Промтоварный магазин
Магазин обуви
Магазин одежды
Магазин
мебели
Хлеб
Молоко
…
Шампунь
Зубная паста
…
Туфли
Сапоги
…
Шуба
Пальто
…
Диван
Кресло
…
-
Теоретическая часть.
- Ребята, в магазине часто можно услышать такое слово, как «цена». Что это такое?
- Цена - это количество денег, которые покупатель должен заплатить продавцу, чтобы купить желаемый товар.
- Посмотрите, у меня есть две тетради. Как вы думаете, они одинаково стоят или их цена разная?
- Почему их цена отличается?
- Правильно, их цена отличается, потому что у них разного цвета листы, а это значит, что эта тетрадь (с серыми листами) низкого качества, на ее изготовление затрачено меньше сил, так как ее полностью, до конца не обработали, чтобы ее листы стали светлыми, белыми. А эта тетрадь будет стоить дороже, так как она более высокого качества, у нее белые листы, гладкие.
- Ребята, а от чего еще может зависеть цена товара?
-
От спроса. Чем больше приобретают этот товар люди, тем он дороже стоит.
-
От качества товара. Чем выше качество, тем выше цена.
-
От количества товара на рынке. Чем больше товара, тем его цена ниже.
-
Оптовые цены всегда ниже розничных цен.
-
От вложенного в его производства труда.
-
От количества материала, затраченного на производство товара (мамина шуба будет стоить дороже, чем у дочки, так как меха затрачено больше.)
Все предложенные варианты воспитатель поясняет детям или ответ на некоторые факторы ребенок может раскрыть сам.
-
Игра «Сколько стоит?»
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько стоит?». Я вам буду называть товар, а ваша задача - определить его цену, сколько он стоит в магазине.
Товар
Количество
Предполагаемая цена
Реальная цена
Хлеб
1 шт.
10 рублей
Молоко
1 пакет
14 рублей
Сок
1 пачка
11 рублей
Сахар
1 кг.
19 рублей
Яблоки
1 кг.
28 рублей
Соль
1 пачка
5 рублей
Жвачка
1 шт.
2 рубля
Батон
1 шт.
8 рублей
шоколад
1 шт.
22 рубля
Колонку с предполагаемой ценой заполняет воспитатель после ответов детей.
-
Игра «Дорого - дешево».
- Посмотрите, ребята, у нас здесь лежат различные товары. И у меня есть такие интересные таблички - синяя и красная - синяя табличка обозначает дешевый товар, а красная табличка обозначает дорогой товар. Как вы думаете, какой товар самый дорогой и самый дешевый? Разложите таблички.
- Миша, разложи таблички красную возле дорогого товара, а синюю возле дешевого товара. Почему ты так решил?
Далее воспитатель предлагает выполнить эти действия нескольким детям.
-
Решение задач.
Задача 1. Когда валенки дороже стоят летом или зимой? Почему?
Задача 2. Какие бананы будут стоить дороже: хорошие или гнилые? Почему?
Задача 3. В одном магазине хлеб стоит 8 рублей, а в другом - 10 рублей. Где быстрее закончится хлеб? Почему?
Задача 4. Что будет стоить дешевле: взрослое одеяло или детское одеяло? Почему?
-
Оценивание своих рисунков.
Перед детьми выставляются все рисунки товаров, нарисованные на прошлом занятии. Красной карточкой ребята обозначают рисунки самые дорогие (в основном дети отмечают свои рисунки, свой товар - дороже).
-
Вывод.
- Ребята, что вы сегодня нового узнали?
- От чего зависит цена товара?
Занятие №5 «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость»
Цель:
- закрепить понятия «цена», «товар», дать понятия «сдача», «стоимость»;
- учить детей практически выполнять действия по приобретению товаров, проговаривать вслух фразу «СТОИТ», «ПЛАЧУ», «СДАЧА»;
- учить детей устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей;
Материал:
Мелкие товары или иллюстрации с изображением товаров, ценники; деньги на покупку товаров на каждого ребенка, каталоги товаров, ценники.
Предварительная работа:
Предложить детям вместе с родителями сходить в магазин и купить какой-либо товар, чтобы ребенок сам смог расплатиться за него. Дать детям поиграть с каталогами, научить определять цены товара.
Ход занятия:
-
Повторение пройденного материала.
- Кто, ребята, ходил в магазин?
- Кто из вас самостоятельно совершал покупки?
- Что именно вы делали? Давали продавцу деньги, продавец дал нам товар и сдачу с товара.
2. Теоретическая часть.
- Ребята, как можно узнать цену товара?
-
На ценниках (демонстрирую ценники из магазина);
-
В каталоге (демонстрирую каталоги товаров);
-
Спросить у продавца;
-
По компьютеру;
- Чаще всего откуда мы узнаем о цене товара? Правильно, по ценникам.
- Что такое стоимость?
- Стоимость - это цена товара. А еще по-другому цену называют стоимостью товара. Например, стоимость хлеба - 9 рублей, а можно сказать, что цена хлеба - 9 рублей.
3. Игра «Магазин»
- Ребята, давайте поиграем в магазин.
- Что нам для этого нужно?
- Правильно товар, повесить на товар ценники, разложить его по полкам.
Определяем с детьми цены товаров, пишем ценники, раскладываем товар по полкам. Выбираем продавца или эту роль в начале игры может сыграть сам воспитатель. Требуем от детей следующей последовательности вопросов и ответов:
- Что, Маша, хочешь купить?
- Я хочу купить молоко. Оно стоит 12 рублей. Я даю 15 рублей.
- Вот вам сдача 3 рубля.
Опрашиваем несколько детей. Затем можно поменять продавца.
4. Игра «Аукцион»
Всем детям раздаются деньги для приобретения товара.
- Посмотрите, ребята у меня в руках красивый плюшевый Мишка. Кто хочет его купить?
- Мишка стоит - 5 рублей.
- Кто купит Мишку?
-Много желающих купить Мишку, тогда я добавляю цену. Мишка стоит - 6 рублей. У кого есть такая сумма денег?
Далее продаем детям еще несколько игрушек. Можно использовать слово «Стоимость» (Какова стоимость Мишки?), чтобы ввести его в активный словарь ребенка.
5. Решение задач.
Задача 1.Если хлеб стоит 10 рублей, а продавцу дали 10 рублей, сколько будет сдача?
Задача 2. Белочка продавала орехи по 8 рублей килограмм. Пришел енот и дал 10 рублей. Сколько белочка сдаст сдачи еноту?
Задача 3. Жвачка стоит 2 рубля. Саша пришел и купил 2 жвачки. Сколько он заплатит продавцу?
6. Работа над пословицей.
- Ребята, как вы понимаете такую пословицу, как «Дорого, да мило, дешево, да гнило».
- «Дорого, да мило», как понимаете?
- То есть то, что дорого не всегда можно купить. Ты ходишь, смотришь, и тебе очень хочется купить эту вещь, а денег недостаточно.
- «Дешево, но гнило», как это?
- То, что дешево продается, тот товар не качественный. И следует подумать, прежде, чем купить этот товар. Мило значит качественно.
7. Вывод.
- Что такое стоимость товара?
- Что такое сдача?
- Если мы дадим продавцу больше денег, чем стоит товар, то нам продавец даст сдачу?
Занятие №6 «Размен денег»
Цель:
- раскрыть сущность понятия «размен»; закрепить понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»;
- учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег;
- учить практически выполнять действия по размену денег;
Материал:
Монеты и купюры разного достоинства (по одному набору монет и купюр на каждого ребенка), карточки для самостоятельной работы на каждого ребенка с изображением монеты, которую нужно разменять, копилка с монетами.
Предварительная работа:
Повторно проиграть с детьми в магазин, где происходит условный размен монет продавцом, а дети должны проследить правильно ли ребенку дали сдачу.
Ход занятия:
-
Повторение пройденного материала.
- Ребята, посмотрите, у меня в копилке что-то есть, что это?
- Правильно, монеты.
Рассматриваем монеты, называем.
2. Теоретическая часть.
- А у меня в руке есть монета. Какого она достоинства?
- Правильно, 5 копеек.
- Мне нужно разменять эту монету. Что это значить «разменять»?
- Разменять - значит должна быть такая же сумма, но монетами меньшего достоинства. Какие монеты меньшего достоинства, чем 5 копеек?
- Только монеты в одну копейку. Значит, мне нужно разменять 5 копеек по 1 копейке. Сколько вы мне дадите монет по 1 копейке? Правильно, 5 штук.
Дети отсчитывают нужную сумму и дают воспитателю. Воспитатель пересчитывает, правильно ли разменяли дети эту сумма. Дальше можно предложить детям разменять сумму в 5 рублей. И рассказать о разных вариантах решения данной задачи.
- Как можно разменять 5 рублей?
- 1 рубль, 1 рубль, 1 рубль, 1 рубль и еще 1 рубль.
- А как еще можно разменять 5 рублей?
- Мы с вами говорили, что разменять деньги можно деньгами меньшего достоинства. Какие есть монеты меньше, чем 5 рублей?
- Правильно, 1 рубль, 2 рубля, 50 копеек и т.д.
- Предложите мне свои варианты размена.
3. Работа по карточкам.
- Посмотрите, у каждого лежат карточки на столе. Саша, какая монета нарисована у тебя на листочке? Как ты разменяешь данную монету? Нарисуй кружочков столько, сколько должно быть монет для размена данной монеты.
У каждого ребенка карточки с изображением различных монет. Дети изображают количество монет, необходимых для размена.
- Какими монетами ты, Саша, разменял денежку? Давайте проверим, правильно ли Саша сделал. Что для этого нужно сделать?
- Ребята, давайте посчитаем, правильно ли сделал Саша?
Проверяем данные задания у всех детей. При наличии одинаковых карточек у детей можно спросить: «А ты, Андрей, разменял так же, как Саша или по-другому?». Далее ребенок предлагает свои варианты размена монет.
-
Работа в парах.
Работа в парах предполагает наличие: у одного ребенка из пары монет большего достоинства, а у другого ребенка монет меньшего достоинства.
- Ребята, те, кто сидят от окна (перечисляю), возьмите одну монету, которую нужно разменять, покажите ее соседу. Ваш сосед (перечисляю) должен предложить варианты размена данной вами монеты. Когда ваш напарник справился с заданием, поднимаете руку, я подхожу, смотрю, правильно ли вы сделали. Затем меняетесь ролями, те, кто разменивал монеты сейчас, предлагает монету для размена, а другой ее разменивает.
5. Подвижная игра «Найди пару»
Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного - монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.
5. Работа над пословицами.
«При деньгах Панфил всем людям мил, а без денег Панфил, никому не мил»
- Как вы понимаете данную пословицу?
- Почему с деньгами «Панфил всем людям мил»?
- Почему «Без денег Панфил никому не мил»?
- Действительно ли так дороги деньги, что можно отказать человеку в помощи?
Правильно ли это?
6. Вывод по теме.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Ребята, покажите мне, как можно разменять 10 копеек. Дети подходят к воспитателю и показывают свои варианты размена.
Занятие №7 «Доход и расход семьи»
Цель:
- раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», «стипендия», «пенсия»;
- учить детей определять направления и источники доходов и расходов;
- устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;
Материал:
Общая схема доходов и расходов, потребляемых семье; индивидуальная схема доходов семьи, сюжетные иллюстрации с изображениями членов семьи. Иллюстрации с условным изображением расходов семьи (продукты, одежда, дом и т.д.)
Предварительная работа:
Совместная деятельность родителей и детей с целью выяснения направлений расходов каждой семьи.
Ход занятия:
-
Игра «Помогите разменять».
- Ребята, разменяйте мне 10 копеек.
Дети выкладывают размен на стол. Воспитатель проходит и проверяет правильность выполнения задания. Можно обратить внимание детей на использование нескольких вариантов размена данной монеты. Далее дети разменивают монеты достоинством 5 рублей, 10 копеек.
-
Рассмотрение направлений расходов.
- У вас было домашнее задание: узнать у родителей, куда они тратят деньги?
-
Для покупки продуктов питания
-
Для оплаты коммунальных услуг
-
Для проезда на общественном транспорте
-
Для оплаты детского сада
-
Для покупки одежды и т.д.
Дети перечисляют все направления расходов семьи.
- Ребята, а что такое расход?
- Расход - это деньги, затрачиваемые на покупку товаров и оплату услуг.
-
Составление схемы расходов.
- Посмотрите, ребята, у нас есть такая схема (демонстрирую схему). Давайте мы ее заполним вместе. В каждый сектор мы будем вклеивать иллюстрации с расходами, которые есть у семьи.
- Давайте посмотрим эти картинки. Что на них изображено?
- Куда тратятся деньги?
Составляем схему расходов, комментируя каждую иллюстрацию.
-
Определение доходов семьи.
- Ребята, чтобы тратить деньги, их нужно откуда-то взять. Откуда в семье появляются деньги?
- Родители получают заработную плату. Откуда могут еще в семье появиться деньги?
-
Пенсия, если в семье живут бабушка с дедушкой.
-
Стипендия, если в семье есть старшая сестра - студентка.
-
Выиграть в лотерею.
-
Продажа имущества.
- Давайте отметим это в схеме доходов.
Составляем схему доходов, вписывая перечисленные направления.
- Ребята, что такое доход?
- Доход - это сумма денег, получаемая человеком или семьей по окончании работы.
5. Работа над пословицей «По доходу и расход».
- Как вы понимаете данную пословицу?
- Если родители получают денег меньше, чем их тратят, то прожить месяц им будет очень трудно или придется занимать деньги. Сколько мы получаем денег, столько мы их и должны тратить.
6. Вывод.
- Семья тратит деньги на самые разные нужды, на удовлетворение различных потребностей. Одни расходы требуют больше денег, а другие - меньше. На расходы влияет число членов семьи, круг интересов семьи, уровень ее доходов, цены на товары и услуги.
В конце занятия можно вместе с детьми оформить уголок Экономики. Разместить в этом уголке - таблицы расходов и доходов.
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.
Занятие №8 «Труд. Заработная плата. Профессии»
Цель:
- раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия». Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник;
- закрепить у детей представления о профессиях;
- учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью;
- воспитывать бережное отношение к труду;
Материал:
Иллюстрации с изображением людей различных профессий, загадки, схема с изображением различных предметов и названиями профессий; таблицы с изображением профессий и предметов, характерных данной профессии.
Предварительная работа:
Рассмотрение таблицы с доходами и расходами семьи. Особо следует обратить внимание на направления доходов и на заработную плату родителей.
Ход занятия:
-
Теоретическая часть.
- Ребята, какие направления доходов семьи мы разбирали с вами на прошлом занятии?
- Где работают ваши родители, чтобы получать заработную плату?
Дети перечисляют те предприятия, на которых работают родители.
- По какой профессии они работают?
Дети перечисляют профессии своих родителей.
-
Работа с иллюстрациями.
- Посмотрите, у меня есть иллюстрации с изображением людей различных профессий. Я буду показывать вам эти картинки по очереди, а вы будете называть людей тех профессий, которые там изображены.
Демонстрирую картинки по очереди.
-
Игра «Что делает?»
- Я буду называть вам профессию, а вы будете называть, что человек делает.
Повар - варит кашу;
Токарь - изготавливает детали;
Врач - лечит людей;
Учитель - учит детей;
Водитель - водит машину;
Продавец - продает продукты и товары;
- Какие профессии вы еще знаете? Что люди этих профессий делают?
-
Загадки.
- Ребята, я буду загадывать загадки, а вы будете ее рассказывать и объяснять, для какой профессии характерен данный предмет.
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнул раз и помнит нас (Фотоаппарат - Фотограф).
- Что это? Для какой профессии характерен данный предмет?
Далее продолжаем загадывать детям загадки, и характеризуем профессии.
Идет пароход, По бокам коробки
То взад, то вперед, Кругленькие кнопки.
А за ним такая гладь, Тут же рядом в уголке
Ни морщинки не видать Ручка с трубкой на шнурке.
(Утюг - Прачка) (Телефон - Телефонистка)
На пылинки налетает,
Их хватает и глотает,
Если пыли не видать,
Зверь идет в коробку спать.
(Пылесос - Уборщица)
-
«Установи соответствие».
Профессии
Предметы
Врач
Машина
Учитель
Хлеб
Водитель
Таблетки
Продавец
Билеты
Пекарь
Указка
Доярка
Милицейский жезл
Пожарный
Молоко
Милиционер
Каска
Кондуктор
Кассовый аппарат
Дети проводят стрелочки от профессии к предметам, характерным данной профессии. Затем проверяем все вместе.
-
Заработная плата.
- Ребята, что такое заработная плата?
- Кто знает, сколько зарабатывают родители?
- Кто больше заработает уборщица или врач? Почему? (Дальше можно предложить детям сравнить еще несколько профессий).
-
Выводы.
- Какие профессии вы знаете?
- Для чего человеку надо работать?
Занятие №9 «Бережное отношение к вещам»
Цель:
-Закрепить понятие «магазин», учить устанавливать связь места работы и профессии человека;
- формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным;
- учить детей приводить в порядок испорченные вещи;
Материал:
Набор деталей различных сломанных вещей, испорченные книги, сломанные игрушки, материалы для ремонта вещей (клей, ножницы, скотч, бумага).
Предварительная работа:
При посещении библиотеки можно обратить внимание детей на книги, которые порваны, провести с детьми беседу о причинах данных нарушений.
Ход занятия:
-
Повторение пройденного материала:
- Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии?
- Какие профессии вы знаете? Назовите данные профессии.
2. Игра «Кто, где работает?»
- В милиции работает…
- В магазине работает…
- На пекарне работает…
- В такси работают …
- В пожарной части работают…
- В школе работают…
- В больнице работают…
Следует обратить внимание детей на то, что можно назвать не одну профессию, а несколько: В больнице работают врачи, медицинские сестры, уборщицы, гардеробщицы и т.д.
-
«Какой вещи принадлежит?»
- Посмотрите, ребята, здесь у меня очень много интересных деталей. Давайте поиграем с вами. Я буду показывать вам часть вещи, а вы будете называть, от какой детали она.
Демонстрирую детали, а дети называют предмет, которому принадлежала данная часть. Например, колесо принадлежит машинке.
- Откуда, ребята, взялись эти вещи?
- Что с ними случилось?
- Вам жалко эти поломанные вещи?
- Что мы можем с вами сделать?
3. Ремонт испорченных вещей.
- Посмотрите, ребята, а здесь у меня есть еще и те вещи, которым принадлежат эти детали. Давайте попробуем найти эти вещи.
Дети находят вещи и пытаются отремонтировать. Воспитатель в течении этого задания оказывает помощь детям. Обращает внимание детей на то, что следует выполнять все действия аккуратно, чтобы потом можно было приятно пользоваться этими предметами.
-
Беседа о правильном обращении с вещами.
- Как следует обращаться со своими вещами?
- Бережно, не портить, не ломать.
- А с вещами, которые есть у нас в группе, как следует обращаться?
- Так же, как и с личными вещами?
- Со всеми вещами нужно обращаться бережно и аккуратно.
- Если сломали вещь то, что нужно сделать?
- Если вы сломали чужую вещь, что можно следует сделать?
4. Вывод по теме.
- Итак, ребята, как нужно обращаться с чужими вещами?
- А с личными?
- Как можно отремонтировать испорченные вещи?
Занятие №10 «Правила поведения в магазине»
Цель:
- закрепить понятия «магазин», разнообразные виды магазинов;
- познакомить с правилами поведения в магазине;
- практически закреплять правила поведения в магазине в игровой ситуации;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах;
Материал: Товар для продажи, ценники, витрины, предполагаемый кассовый аппарат, деньги для покупки товаров. Детали от вещей и вещи, которым они принадлежат.
Предварительная работа: Предложить родителям посетить вместе с детьми магазин и объяснить правила поведения в магазине.
Ход занятия:
-
Повторение пройденного материала.
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом занятии?
- Как следует относиться к личным вещам?
- Как следует относиться к общественным вещам?
2. Игра «Найди вещь»
- Я вам покажу деталь от вещи, а вы должны назвать вещь, которой она принадлежит.
- Рука принадлежит кукле.
- Колесо - машинке.
- Обрывок бумаги - газете.
- Деталь от пирамидки - пирамиде.
- Обложка - книге.
Следует обратить внимание детей на то, что важно правильно определить игрушку, которой принадлежит деталь, так как не всегда одинаковые детали подходят одной и той же вещи. Нужно быть внимательным.
3. Правила поведения.
- Придя в магазин, как вы должны себя вести?
- Какие правила поведения существуют в общественных местах?
-
По залу магазина нужно ходить тихо и спокойно. Можно разговаривать вполголоса, советоваться друг с другом. Почему?
-
В магазине нужно внимательно рассмотреть товары на полках, выбрать понравившийся товар, выяснить его цену, проверить, сколько денег у вас в кошельке, а потом принять решение о покупке. Почему?
-
При необходимости нужно обратиться за советом, узнать, как можно пользоваться выбранной вещью. Предпочтение нужно отдавать качественному товару. Почему?
-
Не нужно забывать в разговоре с продавцом и кассиром о таких словах, как «спасибо», «пожалуйста» и др.
-
В разговоре с продавцом будьте терпеливы, не перебивайте, выслушивайте до конца.
-
Приняв твердое решение о том, какой товар вы купите и, запомнив его цену, отправляйтесь в кассу, оплатите покупку, получите чек.
-
С чеком подойдите к продавцу, объясните, какую игрушку вы покупаете.
-
Проверьте еще раз качество приобретенной вещи: нет ли у нее поломок, не испорчен ли внешний вид. Почему?
-
Вспомните, какими словами нужно поблагодарить продавца.
Вопросы помогут детям раскрыть сущность некоторых правил, осознать их важность и необходимость. Воспитатель поясняет детям некоторые правила сам, а некоторые можно попросить пояснить детей.
-
Игра «Магазин».
Вместе с детьми оформляем витрины магазина, приклеиваем цены товара. Организовать 3 детей для работы в самом магазине. Первый ребенок - кассир, сидит на кассе и отбивает чеки. Двое детей выполняют роли продавцов: предлагают детям - покупателям товары, представленные в магазине. Важно, чтобы дети при покупке товара соблюдали правила поведения в магазине. При несоблюдении правил после игры прокомментировать ошибки, не переходя на личности, а обозначить типичные ошибки. По истечении некоторого времени можно поменять продавцов, чтобы и они могли продемонстрировать правила поведения в магазине.
-
Работа над пословицами.
«Бережливость лучше богатства»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Правильно, богатство не учит нас экономить деньги, следует разумно тратить деньги.
«Покупай только то, что знаешь»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Когда ты покупаешь что-то знакомое, то ты уверен в его качестве, ты уже этот товар использовал.
7. Вывод по теме.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Как нужно вести себя в магазине?