- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация для родителей Практические аспекты семейного воспитания
Консультация для родителей Практические аспекты семейного воспитания
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максимова Е.В. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Практические аспекты семейного воспитания
Формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность современной семьи, но и становится основной целью (идеалом) семейного воспитания.
Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка в семье? Какое содержание вкладывается в это понятие? Какие практические действия осуществляют мать и отец по реализации основных положений семейного воспитания?
Физическое воспитание в семье
В развитии и формировании личности большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание - исключительно важное условие всестороннего развития ребёнка. Основу физического воспитания формируют мать и отец.
Действия отца
-
Ведёт здоровый образ жизни.
-
Дети видят, как отец ухаживает за своим телом, держит стройный и подтянутый внешний вид.
-
С удовольствием переносит физические нагрузки.
-
Всю тяжёлую физическую работу в семье берёт на себя.
-
При любой возможности освобождает мать от физического труда.
-
Посещает спортивную секцию, имеет некоторые спортивные достижения.
-
Организует спортивные домашние праздники.
-
Вывозит детей на природу и играет с ними с спортивные игры.
-
Бегает вместе с детьми на короткие и длинные дистанции с определённой периодичностью.
-
Лично поощряет детей за успехи в физическом развитии.
11 .Регулярно подводит итоги физического развития вместе с детьми.
12.Ставит задачи по физическому развитию и контролирует их исполнение и т.д.
Действия матери
-
Регулярно и положительно оценивает физические качества отца.
-
В бытовых ситуациях активно помогает отцу при решении хозяйственных задач.
-
Держит фигуру, ведёт активный и подвижный образ жизни.
-
С удовольствие переносит физические нагрузки.
-
Поощряет детей за успехи в физическом воспитании.
-
Принимает активное участие в спортивных праздниках, организуемых отцом.
-
Поощряет проявление заботы и бережливого отношения детей к материальному имуществу, спортивному инвентарю и т.д.
Умственное воспитание
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития ребёнка в семье является умственное воспитание. Только благодаря ему человек выделился из животного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности детей должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами интеграции.
Действия отца
-
Дома содержит собственную библиотеку (от 500 до 1500 художественных, научно-популярных и специальных книг).
-
Активно читает литературу при детях.
-
Делится с детьми переживаниями по поводу прочитанного материала.
-
Ведёт активный интеллектуальный образ жизни.
-
Зарабатывает с помощью своих знаний.
-
Постоянно повышает и совершенствует свой образовательный уровень.
-
Организует умственный труд детей в домашних условиях.
-
Регулярно оценивает умственное развитие детей.
-
Поощряет детей за успехи в умственном развитии.
10.Ставит познавательные задачи перед детьми и участвует в процессе их решения.
11.Эмоционально поддерживает детей при решении интеллектуальных задач.
12.Создаёт бытовые ситуации, в которых детям предоставляется возможность
интеллектуальной продуктивной активности.
13.Организует досуг с книгой.
14.Регулирует просмотр телепередач, определяет тематику просмотра аудио- и видеоматериалов.
15.Занимается совместно с детьми активной познавательной деятельностью и т.д.
Действия матери
-
Совершенствует свой образовательный уровень.
-
Регулярно читает научно-популярную литературу.
-
Контролирует выполнение домашних учебных заданий.
-
Поддерживает тесную связь с учителями и наставниками детей.
-
Организует дополнительное обучение и воспитание детей, привлекает частных специалистов для домашней психолого-педагогической практики.
-
Эмоционально поддерживает детей в интеллектуальной активности.
-
Контролирует интеллектуальные нагрузки и т.д.
Техническое обучение
Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка в семье является техническое обучение, или приобщение его к современным достижениям, в том числе и бытовой, овладение умениями и навыками труда на наиболее распространённых машинах, а также обращение с различными инструментами и техническими приспособлениями. Это создаёт предпосылки для подготовки детей к работе на современном производстве и профессиональной ориентации, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает всё более усложняющаяся техника.
Действия отца
-
Дома содержит современные бытовые технические устройства.
-
Совместно с детьми эксплуатирует технические устройства.
-
Доверяет детям частичный уход и обслуживание некоторых технических устройств.
-
Делится с детьми переживаниями по поводу эксплуатации технических устройств.
-
Постоянно повышает и совершенствует техническую и материальную базу семьи.
-
Организует эксплуатацию технических устройств детьми в домашних условиях.
-
Регулярно оценивает качество эксплуатации техники детьми.
-
Поощряет детей за успехи в эксплуатации техники.
-
Ставит посильные технические задачи перед детьми и участвует в процессе их решения.
10.Эмоционально поддерживает детей при решении технических задач.
11. Создаёт бытовые ситуации, в которых детям предоставляется возможность эксплуатации техники и получения некоторой продукции и т.д.
Действия матери
-
Активно применяет в быту домашнюю технику.
-
Регулярно читает популярную техническую литературу.
-
Контролирует эксплуатацию техники детьми в домашних условиях.
-
Поддерживает тесную связь с техническим персоналом, обеспечивающим домашний комфорт.
-
Организует техническое обслуживание бытовой техники совместно с детьми.
-
Эмоционально поддерживает детей в эксплуатации домашней техники.
-
Контролирует состояние технических приборов и т.д.
Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности ребёнка: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением в первую очередь к домашнему труду и семейной собственности, что обусловливает необходимость действенного морального воспитания.
Вместе с тем огромное значение придаётся духовному росту членов семьи, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких этических чувств и качеств. Всё это, естественно, требует домашнего эстетического воспитания.
Всестороннее развитие личности ребёнка определяют ещё два содержательных компонента.
Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей.
Ими обладает каждый здоровый человек. Вот почему целенаправленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всестороннего формирования детей. Семья должна воспитывать у них индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела дома и в образовательном учреждении.
Второй компонент относится к производительному домашнему труду и его роли в формировании личности ребёнка. Только он позволяет преодолеть односторонность личностного развития, создаёт предпосылки для полноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование.
Всё это позволяет сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности ребёнка в семье и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности ребёнка и ранним включением его в производительный домашний труд.
Консультация
Безопасность детей
Много опасностей подстерегает детей в доме, школе и на улице, и задача взрослых - научить детей распознавать и избегать их.
Что должны знать и уметь дети, оставшись одни дома?
1.После ухода родителей закрыть входную дверь /на ключ, цепочку или задвижку/ и окна.
2.Не открывать дверь незнакомым людям.
3.Прежде, чем впускать в дом знакомых и родственников, необходимо посмотреть в дверной «глазок» и убедиться, что за их спиной никого нет.
4.Не играть со спичками.
5.Отвечая на телефонные звонки, не говорить об отсутствии взрослых, сославшись на то, что в данный момент они не могут подойти к телефону. Поинтересоваться - кто звонил.
Безопасное поведение детей на улице сводится к следующим
правилам:
1.Не играть допоздна на улице и не уходить от своего дома.
2.Не ходить с незнакомцем и не верить никаким его обещаниям.
3.Не садиться в чужую машину, если приглашают покататься или предлагают посмотреть какую-либо игрушку.
4.Не ходить на стройки, в отдаленные и безлюдные места.
5.Не купаться, если нет поблизости взрослых.
6.Не играть на проезжей части улицы.
Но и родители должны помнить простую заповедь: и не оставлять своих детей без присмотра и внимания.
Если ребенок не вернулся домой необходимо:
-
обойти детские и спортивные площадки вашего микрорайона;
-
расспросить соседей и знакомых, сходить к его друзьям;
-
сообщить в милицию о пропаже ребенка;
-
позвонить в бюро несчастных случаев при УВД области или просто в милицию - 02.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В. Л. Сухомлинский
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.
Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен еще во II веке до нашей эры. Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей.
Методика определения уровня развития речи для детей 1-го года жизни основывается на движениях пальцев и кисти. Ребенка просят показать пальчик (изолированно) - если ребенок способен произвести действие, то это говорящий ребенок. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе, то возникают затруднения с речью.
Правила для проведения пальчиковой гимнастики:
-
длительность 2-3 минуты (в зависимости от возраста);
-
количество упражнений в одном комплексе 4-5 или 6-8
-
(в зависимости от возраста);
-
одно упражнение повторять 4-6раз;
-
пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя одновременно);
-
после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями рук);
-
упражнения должны быть разнообразными: развивать подвижность пальцев, их силу и гибкость;
-
при проведении самомассажа можно использовать предметы: грецкие орехи, каштаны, шестигранные карандаши и т.д.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте, полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого - заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребёнком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т.д.).
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении - жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залок здоровье ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуации, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно - популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том как научить его укреплять свое здоровье.