- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Долгосрочный проект Читаем вместе
Долгосрочный проект Читаем вместе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Беленкова Е.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект «Читаем вместе»
(приобщение детей к художественной литературе
через чтение сказок)
Вид проекта: исследовательски-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Охватываемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы. По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной литературе, необходимо начинать с детства.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.
Задачи проекта:
-
познакомить с историей создания сказок;
-
развивать у детей умение слушать;
-
умение познавать;
-
умение сравнивать, сопоставлять
-
умение мыслить словами;
-
связную речь;
-
мышление;
-
внимание;
-
память;
-
воображение;
-
отзывчивость и сопереживание;
-
пользоваться интерактивным оборудованием;
-
воспитывать любовь к сказкам;
-
бережное отношение к книгам.
I этап. Организационный.
Цель этапа: Определение проблемы и разработка перспективного плана реализации проекта
Содержание этапа:
1.Анализ работы по художественно-этетическому развитию.
2.Анализ программных требований по разделу «Художественно-эстетическое развитие» - чтение художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста.
3.Анкетирование родителей «Как часто вы читаете детям книги. Есть ли у вас дома библиотека?».
4.Подбор литературы, методических рекомендаций.
II этап. Этап реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми и родителями
Сентябрь
1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»
2. Встреча родительского клуба по теме «Чтение художественной литературы дома»
3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.
4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».
5.Знакомство с творчеством писателя С.Я.Маршака
6. Участие во всероссийской литературной викторине «По сказкам Маршака»
7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)
8. Посещение спектакля-сказки выездного театра в ДОО (согласно утвержденному расписанию-программы ДОО)
Октябрь
1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»
2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»
3. Инсценировка сказки «Теремок»
4.Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера
5.Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж
6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)
7. Посещение спектакля-сказки выездного театра в ДОО (согласно утвержденному расписанию-программы ДОО)
Ноябрь
1. Встреча родительского клуба по теме «Роль сказок в жизни ребенка»
2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»
3. Мастер-класс по мыловарению «Рукавичка»
4. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне» А. Пушкина
5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Заяц, Медведь, Царевна, Богатырь Гвидон
6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)
7. Посещение спектакля-сказки с выездом в Томский театр «Скоморох»
Декабрь
1. Знакомство с книгоиздательством - компьютерная презентация «Производство книг»
2. Компьютерная презентация «Музей «Поляна сказок»»
3. Инсценировка сказки «Три поросенка»
4. «Литературный зонтик» -просмотр мультфильмов по произведениям детских писателей
5. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена
6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка
7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)
8. Посещение спектакля-сказки выездного театра в ДОО (согласно утвержденному расписанию-программы ДОО)
Январь
1. Литературная гостиная «Творчество А. Линдгрен»
2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»
3. Мастер-класс по мыловарению «Маша и медведь»
4. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Карлсон, который живет на крыше» и «Принцесса, не желающая играть в куклы» А. Линдгрен
5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Маша, Карлсон, Принцесса
6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)
7. Посещение спектакля-сказки выездного театра в ДОО (согласно утвержденному расписанию-программы ДОО)
Февраль
1. Компьютерная презентация «Музей сказок Астрид Линдгрен»
2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам» (совместно с физвоспитателем)
3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка» (совместно с руководителем театральной студии)
4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»
5. Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»
6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Аленушка, Лягушка, Петух, Колобок
7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)
8. Посещение спектакля-сказки выездного театра в ДОО (согласно утвержденному расписанию-программы ДОО)
Март
1. Литературная гостиная «Творчество Петра Ершова»
2. Мастер-класс по мыловарению «Перо Жар-птицы»
3. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»
4. Конкурс чтецов.
5. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова
6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Емеля, Кощей, Иван
7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)
8. Посещение спектакля-сказки с выездом в Томский театр «Скоморох»
Апрель
1. Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро»
2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей
3. Тематический день в детском саду «Международный день детской книги». (2 апреля)
4. Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро
5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот
6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)
7. Посещение спектакля-сказки выездного театра в ДОО (согласно утвержденному расписанию-программы ДОО)
Май
1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»
2. Презентация проекта для родителей
3. Итоговое мероприятие - проект с использованием интерактивной доски «Путешествие по сказкам» (программа Mimio Studio)
4. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)
5. Посещение спектакля-сказки выездного театра в ДОО (согласно утвержденному расписанию-программы ДОО)
III этап. Контрольно-оценочный.
Содержание этапа:
1.Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой;
2.Открытие мини-музея «Моя любимая книга»
3.Оформление библиотеки в группе;
4.Выставка детских рисунков.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 53 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.ТОМСКА
Исследовательски-творческий проект
«Читаем вместе»
(Приобщение детей к художественной литературе
через чтение сказок)
Автор и руководитель проекта:
Воспитатель I квалификационной категории
Беленкова Е.В.
Томск-2015