Мастер-класс на тему: Развитие познавательной активности дошкольника через организацию поисковой исследовательской деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательной активности дошкольника через организацию поисковой исследовательской деятельности.

Здравствуйте, я рада встречи с вами. Тема мастер- класса «Развитие познавательной активности дошкольника через организацию поисковой исследовательской деятельности».

Начать нашу встречу хотелось бы с игры. Давайте поиграем ( встаём в круг). Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Ирина - игривая, и т.д.

Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения исследователь.

Важный источник познавательной активности дошкольника - опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования.

Процесс познания - творческий, и наша задача - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

В процессе детского экспериментирования дошкольники учатся:

1. видеть и выделять проблему;

2. принимать и ставить цель;

3. решать проблему;

4. анализировать объект или явление;

5. выделять существенные признаки и связи;

6. сопоставлять различные факты;

7. выдвигать гипотезы, предположения;

8. отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

9. осуществлять эксперимент;

10. делать выводы;

11. фиксировать этапы действий и результаты графически.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Главное, чтобы интерес к экспериментальной деятельности со временем не угас.

Я планирую всю свою непосредственно образовательную деятельности именно по эти этапам.

Мы с вами остановимся подробнее на одном из занятий средней группы

Тема непосредственно образовательной деятельности: Счёт и отсчёт до пяти.

Цель: создать условия, для развития интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

Образовательная: Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающая: Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная: Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Оборудование: письмо, карточки с цифрами; раздаточный математический материал;

Ход занятия:

Организационный момент

Доброе утро, ребята.

Я предлагаю вам встать в кругу и взяться за руки, чтобы почувствовать тепло рук ваших друзей. А теперь повернитесь спиной в круг и возьмитесь за руки.

Как удобнее вам было? Почему?

Давайте встанем так, как вам удобно, возьмемся за руки, улыбнемся и передадим частичку тепла и добра своим друзьям.

Мотивационно-ориентировочный этап

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано?

Письмо: «Здравствуйте ребята! Пишет вам королева страны «Математика». Злая колдунья заколдовала меня и жителей моей страны. И теперь в моей стране беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране».

Поисковый этап

Дети, поможем, королеве навести порядок в её стране? (Ответы детей).

Тогда давайте подготовимся к путешествию и проведем разминку для ума.

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой день будет после субботы?

- Как называется время суток, когда вы ложитесь спать? (день, ночь)

- Как называется время суток, когда вы делаете зарядку?

- В какое время суток вас забирают из детского сада?

- Как же нам попасть в волшебную страну? (Ответы детей)

- Давайте полетим на самолете.

Физминутка «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Практический этап

- Вот мы с вами и попали в страну Математика. Как вы думаете кто жители этой страны? (жители страны - это цифры, геометрические фигуры).

Посмотрите, сколько здесь домиков вы видите? (3)

Нам нужно разделиться на три команды……

Вам предстоит: выяснить, кто же живёт в вашем домике, какая у них беда случилась, и помочь навести порядок.

Первая команда:

Кто в этом доме живёт (Цифры). Что же с ними произошло? (Они перепутали свои места в числовом ряду). Помогите им найти своё место.

Дидактическая игра « Расставь по порядку»

Дети за столом раскладывают цифры по порядку от 1 до 5. Первому и второму выполнившим задание предлагается посчитать до пяти прямым и обратным счетом.

Вторая команда:

Догадайтесь, кто жители этого домика. Узнали?

Да, это геометрические фигуры, что же с ними случилось? (они распались на части и не могут собраться в целое)

Дидактическая игра « Геометрические фигуры»

Каждый ребёнок берёт одну часть геометрической фигуры и вместе с другими детьми собирает целую геометрическую фигуру, затем называет её.

Третья команда:

Что же здесь произошло? У всех домов на этой улице разрушены лестницы. Что же нужно сделать? Помочь жителям и восстановить лестницы.

А строить их нужно будет по правилу. У первого домика нужно построить лестницу от самой короткой ступеньки до самой длинной, у второго - от самой узкой ступеньки до самой широкой, у третьего - от самой низкой до самой высокой.

Ну что справились с заданиями? А теперь давайте сходим друг к другу в гости и расскажем что же у вас случилось другим ребятам.

Нам осталось выполнить последнее задание. Необходимо расколдовать королеву страны Математика.

Как же это сделать? Здесь ещё какая-то записка со стрелками. Странное что-то. (схема направления движения) Я догадалась, что это. Стрелками указана дорога к королеве страны Математика. Я буду говорить направление, а вы по нему идти.

Королева: Спасибо, ребята! Вы расколдовали меня и навели порядок в моей стране. На память об этом путешествии я дарю вам вот такие раскраски. Каждая цифра на них обозначает цвет. Когда вы раскрасите по этим цветам картинку, то узнаете, кто на ней изображен. (Раздает раскраски).

Рефлексивно-оценочный этап

Нам пора прощаться с жителями страны Математика. Давайте попрощаемся с королевой, сядем в самолет и вернемся в детский сад. (Звучит волшебная мелодия).

Мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну Математика, где помогли жителям снять наложенные чары злой волшебницы. Какое задание было самым сложным? С каким заданием вы справились быстро? Вам понравилось путешествие? Предлагаю вечером рассказать родителям о нашем путешествии.

Чтобы обобщить материал нашего мастер - класса, я предлагаю вам составить конспекты НОД, разделяясь на подгруппы, выбрать капитана команды и капитаны вытащат из волшебной шляпы задания для всей вашей группы. Вам будет предложена тема и возрастная группа. Цель, задачи, оборудование, ход вы продумаете сами.

Как хлеб на стол пришел - подготовительная группа

Моя семья - старшая группа

В мире стекла - средняя группа

Торопыжка на улице - младшая группа

Рефлексия.

Уважаемые коллеги. Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций. Спасибо вам за сотрудничество! Успехов в нашей интересной и творческой работе!







© 2010-2022