- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация для родителей «УРОКИ ФОНЕТИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
Консультация для родителей «УРОКИ ФОНЕТИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жданова Р.Ф. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Консультация для родителей «УРОКИ ФОНЕТИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
«Уроки фонетики для взрослых»
Цель: Повторить понятия «фонетика», «фонематика», «фонетико-фонематическое недоразвитие», «звук», «слово», «дифференциация звуков», «гласный звук», «согласный звук», «буква»; указать типичные ошибки взрослых в работе с детьми над звуками; поиграть со взрослыми в игры, способствующие развитию фонематического слуха, дифференциации звуков.
Оборудование: картинки, символы, фишки, мяч.
Ход занятия.
Урок I. «Звуки».
Что такое «фонетика»? Слово фонетика происходит от греческого слова «звук». Наука фонетика изучает звуки языка - их образование, их функции, их поведение в речи.
-
Когда мы говорим, что мы произносим?
-
Звуки.
-
Звуки откладываются в слова, мы отмечаем одно слово от другого, потому что они состоят из звуков. Если даже слово отмечается одним звуком от другого, они имеют разные значения: ком-кот, дом - дым, сом-сам.
В этом и заключается главная функция звуков - отмечать одно слово от другого.
Фонетика входит в состав «фонематики», которая составляет обширную область знаний, включающую фонетику, фонологию (раздел для лингвистики, исследующий фонемы и различительные признаки фонем), физический, физиологический, психические аспекты речеобразования.
-
Сейчас мы с вами произнесем правильно все звуки русского языка.
-
На какие две группы делятся звуки?
-
Гласные и согласные.
Урок II. «Гласные и согласные звуки»
При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон-это музыкальный звук. Для простоты объяснения детям его часть называют «голосом»
Звуки могут состоять только из тона - из голоса (или, по- старославянски, из «гласа»). Тогда они называются гласными.
Звуки могут состоять из шума или из шума с голосом (тоном). Тогад они называются согласными.
Гласные -ртораскрыватели. Чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели. Чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать рот.
Урок III. «Буквы»
Чтобы фиксировать звучащую речь, мы пользуемся буквами. Букву мы видим, пишем, читаем. Детям объясняем так: «Звук П обозначаем вот такой буквой. Звук П обозначаем такой же буквой». Буква - графический знак для обозначения на письме фонем.
Однако в русском языке запись слов иногда не соответствует звучанию. Произнесите слово «сад»: в конце слышится звук [Т[. А в слове «леса» второй звук обозначаем буквой [И]. Это несовпадение связано с особенностями русской орфографии. Детям объясняем так: «Дети, некоторые слова произносим по одному, а пишем по-другому. Например, произносим [акно], пишем [окно]. В школе вы научитесь правильно писать все слова.
Для передачи точного звучания слова пользуются специальными значками - фонетической транскрипцией
Сад [ сат ], леса [лиса ].
Урок IV. «Дифференциация звуков».
-
Что такое «дифференциация»?
-
Дифференциация - это умение отличать звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.
-
Сейчас мы с вами поиграем в игры для дифференциации некоторых звуков.
1. Дифференциация изолированных звуков.
-
Поднимите картинки, которые соответствуют звукам: ж (жук), з (комар), с (ветер свистит), ш (насос);
-
Выбери среди многих звуков звук «с»; хлопни: ма, су, ши, ас, ко, ту, си
2. Дифференциация в слогах.
-
Повтори правильно: за-жа-за, са-за-са, жа-за-зо..
3. Дифференциация в слове (р-л):
Рак-лак,
Рука - луна,
Марина-малина,
Голод - город,
Варить - валить,
Иглы - игры.
-
Придумайте слова на заданные символы:
-
Найдите четвертый лишний: сок, сад, зал, сук.
-
Хлопните 1 раз, когда услышите звук «с», 2 раза - когда услышите звук - з.
Дифференцируем свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые -мягкие, гласные.
Урок V. Типичные ошибки взрослых.
-
Случается, что во время занятий на произношение звуков взрослый предлагает малышу придумать слово на какую-нибудь букву. Это правильно?
-
Нет, это ошибка взрослых. Для ребенка, не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква - это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо представлять, как оно пишется. Задача педагога в занятиях с дошкольниками - развивать умение малыша различать звуки в словах.
-
Как нужно произносить согласные звуки?
-
Согласные звуки произносятся без всяких призвуков гласного («добавок» вроде [э ].
Итог:
-
Чему мы научились сегодня в педагогической мастерской?
-
Мы сегодня научились правильно произносить согласные звуки, различать звуки близкие по произношению, обогатили словарь терминами «фонетика», «фонематика», «фонетико-фонематическое недоразвитие», «согласный звук», «буква».