Консультация для родителей «УРОКИ ФОНЕТИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей «УРОКИ ФОНЕТИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»


«Уроки фонетики для взрослых»

Цель: Повторить понятия «фонетика», «фонематика», «фонетико-фонематическое недоразвитие», «звук», «слово», «дифференциация звуков», «гласный звук», «согласный звук», «буква»; указать типичные ошибки взрослых в работе с детьми над звуками; поиграть со взрослыми в игры, способствующие развитию фонематического слуха, дифференциации звуков.

Оборудование: картинки, символы, фишки, мяч.

Ход занятия.

Урок I. «Звуки».

Что такое «фонетика»? Слово фонетика происходит от греческого слова «звук». Наука фонетика изучает звуки языка - их образование, их функции, их поведение в речи.

  • Когда мы говорим, что мы произносим?

  • Звуки.

  • Звуки откладываются в слова, мы отмечаем одно слово от другого, потому что они состоят из звуков. Если даже слово отмечается одним звуком от другого, они имеют разные значения: ком-кот, дом - дым, сом-сам.

В этом и заключается главная функция звуков - отмечать одно слово от другого.

Фонетика входит в состав «фонематики», которая составляет обширную область знаний, включающую фонетику, фонологию (раздел для лингвистики, исследующий фонемы и различительные признаки фонем), физический, физиологический, психические аспекты речеобразования.

  • Сейчас мы с вами произнесем правильно все звуки русского языка.

  • На какие две группы делятся звуки?

  • Гласные и согласные.

Урок II. «Гласные и согласные звуки»

При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон-это музыкальный звук. Для простоты объяснения детям его часть называют «голосом»

Звуки могут состоять только из тона - из голоса (или, по- старославянски, из «гласа»). Тогда они называются гласными.

Звуки могут состоять из шума или из шума с голосом (тоном). Тогад они называются согласными.

Гласные -ртораскрыватели. Чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели. Чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать рот.

Урок III. «Буквы»

Чтобы фиксировать звучащую речь, мы пользуемся буквами. Букву мы видим, пишем, читаем. Детям объясняем так: «Звук П обозначаем вот такой буквой. Звук П обозначаем такой же буквой». Буква - графический знак для обозначения на письме фонем.

Однако в русском языке запись слов иногда не соответствует звучанию. Произнесите слово «сад»: в конце слышится звук [Т[. А в слове «леса» второй звук обозначаем буквой [И]. Это несовпадение связано с особенностями русской орфографии. Детям объясняем так: «Дети, некоторые слова произносим по одному, а пишем по-другому. Например, произносим [акно], пишем [окно]. В школе вы научитесь правильно писать все слова.

Для передачи точного звучания слова пользуются специальными значками - фонетической транскрипцией

Сад [ сат ], леса [лиса ].

Урок IV. «Дифференциация звуков».


  • Что такое «дифференциация»?

  • Дифференциация - это умение отличать звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

  • Сейчас мы с вами поиграем в игры для дифференциации некоторых звуков.

1. Дифференциация изолированных звуков.

  • Поднимите картинки, которые соответствуют звукам: ж (жук), з (комар), с (ветер свистит), ш (насос);

  • Выбери среди многих звуков звук «с»; хлопни: ма, су, ши, ас, ко, ту, си

2. Дифференциация в слогах.

  • Повтори правильно: за-жа-за, са-за-са, жа-за-зо..

3. Дифференциация в слове (р-л):

Рак-лак,

Рука - луна,

Марина-малина,

Голод - город,

Варить - валить,

Иглы - игры.


  • Придумайте слова на заданные символы:

  • Найдите четвертый лишний: сок, сад, зал, сук.

  • Хлопните 1 раз, когда услышите звук «с», 2 раза - когда услышите звук - з.

Дифференцируем свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые -мягкие, гласные.

Урок V. Типичные ошибки взрослых.

  • Случается, что во время занятий на произношение звуков взрослый предлагает малышу придумать слово на какую-нибудь букву. Это правильно?

  • Нет, это ошибка взрослых. Для ребенка, не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква - это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо представлять, как оно пишется. Задача педагога в занятиях с дошкольниками - развивать умение малыша различать звуки в словах.

  • Как нужно произносить согласные звуки?

  • Согласные звуки произносятся без всяких призвуков гласного («добавок» вроде [э ].

Итог:

  • Чему мы научились сегодня в педагогической мастерской?

  • Мы сегодня научились правильно произносить согласные звуки, различать звуки близкие по произношению, обогатили словарь терминами «фонетика», «фонематика», «фонетико-фонематическое недоразвитие», «согласный звук», «буква».


© 2010-2022