Конспект мастер-класса для слушателей курсовой переподготовки Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Эту технологию мы, дошкольники, применяем постоянно, что помогает разнообразить деятельность детей, увлечь ненавязчивым обучением, игровая форма которого дает возможность участвовать в работе ребятам разного уровня подготовки без ущерба ущемления личностных качеств.
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЯСИНОВАТСКОГО ГОРСОВЕТА

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «СОЛНЫШКО»











Мастер-класс

«Применение методов ТРИЗ (теории решения

изобретательских задач) в повседневной жизни детского сада.»

(для слушателей курсовой переподготовки воспитателей

Дошкольных образовательных учреждений)







Воспитатель 2-й квалификационной категории

Рыбочка Марина Борисовна





г. Ясиноватая

2013 год


Мастер - класс

Тема: Применение методов ТРИЗ (теории решения

изобретательских задач) в повседневной жизни детского

сада.

Цель: Способствовать снятию психологической инерции,

приобщая детей к умению мыслить системно, творчески.

Задачи: Развивать связную речь, упражняя в употреблении

сложноподчиненных предложений. Обогащать словарь.

Развивать творческое воображение, фантазию. Учить

ведению проблемного диалога, терпимости и в тоже время

сомнению при соприкосновении с необычной,

отличающейся точкой зрения.

Раздаточный материал: предметные картинки.

Ожидаемый результат: Дети связно рассказывают, фантазируют.

Возникновение положительного эмоционального

отношения к занятиям, повышение познавательной

активности и интереса, раскрепощение личности,

появление нестандартного подхода к выполнению

поставленной задачи.

План занятия.

1. Приветствие.

2. Игра «Да-нет» - совместное решение проблемного вопроса.

Цель: обучать мыслительному действию.

3. Сюрпризный момент.

4. Игра «На что похоже?»- развитие ассоциативного мышления.

Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета.

5. Игра «Чем был, чем стал?» - выявление свойств объекта и признаков времени.

Цель: определить линию развития объекта.

6. Игра «Теремок» - функционально-ценностный анализ.

Цель: сравнение разных систем.

7. Игра «Фантазеры» - развитие творческого воображения.

Цель: развивать воображение, логическое мышление, умение работать вместе.

8. Игра «Найди друга» - объединение по одному признаку.

Цель: установление эмоционально-духовной связи и взаимодействия объектов.

9. Рефлексия.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ - теории решения изобретательских задач в повседневной жизни детского сада».

Меня зовут Рыбочка Марина Борисовна, я - воспитатель детского сада № 10 «Солнышко».

Несколько слов о методике ТРИЗ.

В современных условиях многократно увеличился поток информации, которой нужно овладеть ребенку, чтобы быть полноценной личностью в постоянно меняющемся мире. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой личности, которая может адекватно реагировать на информационный поток.

Одной из важнейших задач в дошкольном возрасте является не столько сообщение новых знаний, сколько их систематизация, обработка умений самостоятельного добывания и свободного использования информации в процессе познавательной деятельности.

Необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.

Особенностью детского мышления является стремление связывать «все и во всем».

Проверенными методами формирования системного мышления являются методы ТРИЗ - теории решения изобретательских задач и РТВ - развитие творческого воображения.

Целью использования данной технологии в детском саду является, развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии - это привить ребенку радость творческих открытий.

Игровой мотив деятельности для детей дошкольного возраста более действенен, чем все остальные. Те знания, которые дети получают в процессе активного познания окружающего мира, закрепляются и выводятся на уровень навыка в играх и упражнениях. Творческие задания объявляются детям, как игры, проводятся в режимных моментах или являются частью занятия развивающего характера.

И знает детвора:

На свете нет полезнее

Лекарства, чем игра.


Вы хотите поиграть ?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

В мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-нет».

Как зовут вас, расскажите,

Имя-карточку покажите.

Предлагаю вашему вниманию один из вариантов организации совместной деятельности детей и воспитателя. В данный момент вы - дети старшего дошкольного возраста.

- Дети, по почте мне пришел конверт от детишек детского сада № 10 «Солнышко». (конверт вскрывается, дети получают предметные картинки).

- Чтобы ты, Таня, сделала со своей картинкой? А ты, Соня?

- А я предлагаю с этими картинками поиграть. У меня есть странные картинки, которые я сразу не заметила в конверте. Помогите мне с ними разобраться. А ответом на этот вопрос должна быть ваша картинка.

Показываю схематическое изображение объекта и задаю вопрос: «На что это похоже?» Дети поднимают картинки, похожие на схему-изображение

(за правильный ответ вдается фишка).

- Просто так из интереса

Буду с вами здесь играть,

Вам загадки задавать.

Наша игра-загадка называется «Чем (кем) был, чем (кем) стал?»

- Оля, познакомь нас со своей картинкой. Дети, чем был этот предмет раньше? Чем станет этот предмет через некоторое время?

(за правильный ответ выдается фишка).

- Стоит в поле теремок-теремок,

Он ни низок, ни высок, ни высок.

(устанавливается макет домика)

- Как вы думаете, в какую игру мы будем сейчас играть? («Теремок»).

- Я - хозяин теремка, меня зовут Зонтик. Вы должны по очереди подходить к теремку и говорить слова из сказки: тук-тук, кто в теремочке живет?

Я - зонтик, а ты кто?

Я - пирожок, пустишь меня в теремок?

Пущу, только если скажешь, чем ты на меня похож.

(тебя и меня сделал человек, человек от меня и тебя получает пользу, спасается).

Хозяин постоянно меняется, гость, который зашел становится хозяином.

(за правильный ответ - фишка).

- Кто на стульчике сидел,

Кто в окошечко глядел:

Оля мечтала,

Даша болтала,

А мы фантазировали.

- Наша следующая игра так и называется «Фантазеры».

Я сейчас разложу на столе ваши картинки, но рисунком вниз. Никто не знает, какая картинка ему достанется. А вы будете выходить, вытягивать картинку и придумывать предложение на тему «Путешествие», но так, чтобы из одного события вытекало другое и получился интересный рассказ.

(за правильный ответ - фишка).

- Если каждый друг по кругу

Друг другу протянет руку,

То будет видно в иллюминатор

Дружба - это экватор.

Если каждый друг планеты

Друг другу ромашкой помашет,

То станет ясно дружба - это

Планета Ромашек.

- Мы рассматривали каждый предмет, картинку отдельно, а теперь давайте попробуем наши картинки подружить между собой. Но вы знаете, что друзей много не бывает и они находят друг друга по интересам. Так и в нашей игре «Найди друга» будем искать себе друзей. Одна поправка: интересы у человека меняются, появляются новые друзья. Поэтому ваша картинка может объединиться несколько раз с другими картинками-предметами.

(дети становятся в круг лицом друг к другу и объединяются, выходя в центр).

- Объединитесь все:

- кто живой

- кто издает звуки

- кто выше стола

- кто сам двигается

- молчит

- не живой

- живет в воде

- живет в воздухе и т.д.

(за правильный ответ - фишка).

Подведение итогов: подсчет фишек, вручение наград победителям.

- Сегодня на занятии вы правильно строили предложения, во время игры друг друга не перебивали, терпеливо выслушивали. Мне понравилось, что вы внимательно относились к мнению других детей , ведь каждое мнение имеет право быть высказанным. Я добилась активного участия всех детей на занятии, считаю, что каждый из детей чувствовал себя свободно , уверенно и с интересом делился своими мыслями, не боялся ошибиться, потому что дети были доброжелательными и переживали друг за друга. Дети сумели проявить свое нестандартное мышление, найти решение в различных ситуациях. С поставленной задачей я справилась.


Конспект мастер-класса для слушателей курсовой переподготовки Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада

Конспект мастер-класса для слушателей курсовой переподготовки Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада

Конспект мастер-класса для слушателей курсовой переподготовки Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада

© 2010-2022