Эссе Моя педагогическая философия (материалы к конкурсу Воспитатель года России - 2014)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Быковская Евгения Анатольевна

Эссе на тему:

«Моя педагогическая философия»

воспитателя МБДОУ «Детский сад № 1 п. Верховье»

Быковской Евгении Анатольевны

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка -

Всё начинается с любви.


Всё начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю!

Р.Рождественский.

Слова Р.Рождественского, взятые мною в эпиграф работы, выражают моё отношение к жизни, к работе.

Любовь… возможна ли без неё полноценная жизнь?

Зародыш, находясь в утробе матери, уже чувствует её любовь. Дети, рождённые без любви, брошенные родителями, умирают от «дефицита ласки» - так гласит официальная статистика.

Удивителен мир ребёнка. В нём нет места полутени - или радость, или трагедия. Так остро воспринимает малыш жизнь, близко принимая к сердцу всё, что в ней происходит.

Ребёнок приходит в детский сад. В этом шумном океане он остаётся один, без мамы и папы, без их помощи и заботы. И именно в это время он нуждается в поддержке, а главное - в любви.

Волею судьбы два года назад я пришла работать в детский сад. До этого несколько лет я проработала в сельской школе учителем русского языка и литературы. А ведь решение стать педагогом пришло ко мне ещё в детском саду. Тогда я решила точно, что не хочу быть певицей, летчиком или космонавтом, я обязательно буду работать с детьми.

Почему среди всех профессий я выбрала именно профессию педагога? Наверное, потому что, взяв ребёнка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир познания, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои дети, а вместе с ними расту и совершенствую своё умение и я. Потому что испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой воспитанник, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Потому что каждый ребёнок - это звёздочка, которая лишь до поры сдерживает своё сияние.

Мой опыт работы в детском саду еще маленький. Но каждый день я слышу искренние слова: «Евгения Анатольевна! Я Вас люблю крепко-крепко». Дороже этих слов для меня нет. Иногда от родителей можно услышать слова ревности, когда ребенок вечером не спешит уходить домой. Эти ситуации вызывали у меня не только радость, но и заставляли задуматься. Почему детей не тянет домой? Может быть, с ними вечерами мало играют, мало читают? И как-то само собой у меня появилась тема, объединяющая нас всех - любовь к родному дому, родному краю.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, поселку.

…Любовь к Родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если внимательно присмотреться, достойны материнской любви. Но это - взгляд постороннего человека.

Так и любовь к Родине. Она есть, так как есть страна, в которой родила тебя мать, где родились и покоятся с миром твои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, следовательно, и с Родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить тяжело: видишь все ее недостатки и все-таки любишь. Есть родной язык, который ты слышишь с детства, который ты выговорил первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку родным языком, и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и другими языками. Но родным будет язык твоей мамы, язык, которым говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родной язык - это тоже часть твоей Родины.

А еще есть мир моего детства. Из него многое запало в душу. Вот дорогой дедушка вышел из дома посмотреть, как я впервые иду в школу. До конца нашей улицы я ощущала его взгляд. А вот в воскресенье поехали на пруд. Я еще не умела плавать и очень боялась, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была и крепкой и надежной. Мне стало стыдно за свою трусливость. Так я начала учиться плавать. А крепкая рука отца - это тоже моя Родина.

Дети должны понять, что их поселок, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие предприятия и учреждения есть в поселке; о лучших и известных людях района. Знакомя детей с родным краем, родителям нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, школьные музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов приезжают, чтобы отдохнуть в наших красивых краях, увидеть исторические места, где воевали их деды. Мысль, что родной поселок интересен всем, побуждает гордость за родной край.

…Я считаю себя счастливым человеком, потому что у меня есть любимая работа, мои вихрастые мальчишки и девчонки, к которым я с радостью спешу каждое утро, без которых не представляю себе жизни. Моя работа является ярким примером беспредельной преданности любимому делу, образцом для подражания.

Я смеюсь вместе со своими детьми, когда им весело, я плачу, когда им больно, я становлюсь строгой, если они начинают проказничать. Понимаю их радости и разочарования, вовремя стараюсь почувствовать смятение детской души и прийти на помощь. Как приятно видеть горящие глаза мальчишек и девчонок, когда мы вместе совершаем «словесные раскопки», догадываемся о чем-то, делаем маленькие открытия. И как приятно радоваться вместе с ними, найдя подтверждение своим догадкам в какой-нибудь умной книге.

Сколько будет ещё в моей жизни этих маленьких огоньков, которые будут светить мне, согревать своей непосредственной любовью. А я буду стараться, чтобы эти огоньки не погасли, буду отдавать всю свою любовь, чтобы услышать: «Спасибо за то, что вы меня любите!».

3

© 2010-2022