Методы разработки по ПДД

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические разработки по ознакомлению детей с ПДД «Берегись автомобиля!»

Методы разработки по ПДДНа современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

В курс ОБЖ для дошкольников вошли шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».

Ребенок на улице. Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) - эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

Обучение детей правилам дорожного движения занимает особое место в основах безопасности жизнедеятельности. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

• снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
• развитие психофизиологических качеств ребенка;
• формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако, дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

При построении системы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- ребенок - пешеход;
- ребенок - пассажир городского транспорта;
- ребенок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки,
снегокат, ролики).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения.

Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревнования и стимулировать познавательные мотивы. Это возможно при соблюдении следующих условий:
- эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
- положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
- формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.

Ознакомление детей с правилами дорожного движения можно начать с организации предметно-развивающей среды, а именно с организации так называемого «Островка безопасности», в котором представить наборы транспортных средств, иллюстрации, дидактические игры «Собери машину», «Светофор», «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Перекресток» и др., атрибуты для сюжетно-ролевых игр, развивающие игры с применением современных технологий. Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно-ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Эффективными являются целевые прогулки, направленные на закрепление дошкольниками знаний по ПДД. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность поведения.

Можно организовать целевую прогулку на перекресток, где использовать такие игровые приемы, как словесные дидактические игры, которые помогают детям активно наблюдать за транспортом, перекрестком, сигналами светофора, распознавать элементы дороги. Например игра «Как могут ехать машины» уточняет особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами; игра «Это я, это я, это все мои друзья» закрепляет правила поведения на остановке и в транспорте; игра «Угадай знак» закрепляет знание дорожных знаков.

Можно проводить развлечения и праздники для детей по правилам безопасного поведения на дороге с привлечением родителей и инспекторов ГИБДД, где дети вместе с родителями играют в подвижные и дидактические игры по правилам дорожного движения, например: «Азбука безопасности», «Как Незнайка шел в детский сад», «Как дети научили Бабу-Ягу правилам дорожного движения» и другие.

В ознакомлении детей с правилами дорожного движения необходимо в настоящее время использовать инновационные методы, к которым относятся алгоритмические игры. В данных играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Цель алгоритмических игр заключается не только в закреплении правил дорожного движения, но и в обучении ориентировке в пространстве, в развитии монологической речи, в развитии логического мышления. Примеры алгоритмических игр: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», «Дорога домой», целью которых является обучение детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения.В работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения эффективно использовать настольно-печатные игры.

Обучение и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются именно в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, групповые, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:

• ознакомление с правилами безопасности на специально-организованных занятиях;
• ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
• организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
• использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр;
• встречи с интересными людьми профессии «инспекторов ГИБДД»;
• просмотр презентаций по данной тематике;
• игры-драматизации, развлечения;
• познавательные минутки;проекты.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.

Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

• Познакомить детей с правилами дорожного движения;
• Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
• Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
• Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей. Работа с родителями может принимать разнообразные формы:

• Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный пешеход».
• Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
• Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание - переходим улицу», «Родителю - водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Помните ли вы?»
• Показательные занятия. Анкетирование.
• Встречи с инспектором ГИБДД.
• Просмотры видеофильмов:«К чему приводит невнимание к детям».
• Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей»,
«Нужные знаки»; макетов, светофоров.

Вывод: Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно-ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Примерная тематика занятий с дошкольниками:

«Дорога в дошкольное учреждение».
«Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению».
«Предвидение опасности на улицах». «Виды транспортных средств».
«Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке».
«Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги».«Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров».
«Виды и сигналы светофоров». «Дорожные знаки для пешеходов». «Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный - «зебра»)».

Оформление игровой зоны с приоритетом решения задач по ознакомлению детей с ПДД

Игра - это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярких эмоционально окрашенных форм детской деятельности по усвоению правил дорожной безопасности.

Методы разработки по ПДД

В группе создана предметно-развивающая среда по ПДД, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.

Вместе с родителями подготовлены атрибуты к игре «Дорожное движение».

Методы разработки по ПДД

Мнемотаблица «Красный - желтый - зеленый».

Тема. Почему выбраны именно эти цветы.

I этап. Сжатая информация (3-4 минуты) по содержанию коллажа.

Примерный рассказ.

Как ты думаешь, почему запрещающие сигналы бывают красного цвета? Красный цвет заметнее, его не спутаешь ни с каким другим, поэтому ему такое доверие. Вот потому-то большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены красной краской. С красным цветом у нас связано представление об огне, об опасности. Красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности.

Понятно теперь, почему именно красный сигнал светофора останавливает транспорт и пешеходов?

II этап. На следующем занятии материал повторяется. Устанавливаются логические связи между элементами мнемотаблицы (буквы, цифры, предметы), например:

- Что означают буквы К, З, Ж?

- Это сигналы светофора.

- На что похожи сигналы светофора?

- Красный - «огонь», опасность. Желтый - «солнышко»; оно и друг и враг, оно предупреждает. Зеленый - «луг»; это покой, отдых, безопасность и т.д.

Методы разработки по ПДД

Ребенок усваивает сказанное воспитателем гораздо быстрее, если его рассказ непосредственно связан с предметом, картинкой или действием, которое ребенок видит или самостоятельно выполняет. В группе смоделирован макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада. В ходе рассматривания макета показывается, рассказывается детям про город, улицы, транспортные и пешеходные светофоры, пешеходные переходы и т.д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывается, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняется, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показываются опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д.

Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений, сделав макет перекрестка, обсуждается с детьми опасные ситуации на перекрестке.

Методы разработки по ПДД

Изучаются дорожные знаки, объясняется, что означает каждый знак, дети учатся различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

Методы разработки по ПДД

В НОД используются иллюстрации для изучения и закрепления алгоритма перехода дороги «остановись - посмотри - перейди».

Вопросы для игры «Колесо истории»

1.Каково, по вашему мнению, происхождение дорожных знаков?

Варианты: историческое прошлое; придумали люди с появлением транспорта; изобретение какого-либо деятеля.

Ответ: дорожные знаки пришли к нам из глубин веков. Первобытные люди первоначально пользовались звериными тропами, так как они безопасны. Потом люди делали свои тропы, оставляли пометки, предупреждая других: веточка положенная поперек тропы ( значение не иди сюда!), наконечник стрелы или копья, а возле рисунок шалаша ( шагай так - впереди жилье) и т.п.

Некоторые знаки, внешне изменившись, дожили до нашего времени: веточка, положенная поперек тропы, напоминает знак «Въезд запрещен».

2. Откуда во всем мире появилось правостороннее движение?

Варианты: связано с физиологией человека; появилось с возникновением транспорта; определено каким-либо знаком, ученым - изобретателем.

Ответ: правая рука у человека развита лучше, поэтому легче поворачивать направо. Путешественники ранее для безопасного движения по дорогам были вооружены. В правой руке было копье или лук, меч, а левый бок, сердце защищали щитом. Когда встречались на дороге, расходились так, чтобы к незнакомцу был обращен защищенный бок. Постепенно правостороннее движение стало привычкой: придерживаются правой стороны пешеходы, едут по правой стороне машины, справа по путям катятся поезда.

3. Когда и где появился первый светофор?

Варианты: в начале XIXв.; в конце XIX в.; вначале XXв.; в Германии, Риме, Англии.

Ответ: слово светофор происходит от двух слов: русского свет и греческого «Форос»- несущий (тот, кто несет свет). Прообраз первого светофора был установлен в Лондоне на Парламентской площади в 1868г.

4.Когда и кем было построено самое первое самоходное наземное средство передвижения с двигателем?

Варианты: француз Никола Куньо; немец Карл Бенц.

Ответ: в 1769г. Никола Куньо построил громоздкий трехколесный экипаж с паровым двигателем. Скорость движения была всего 5 км. в час, запасы топлива приходилось пополнять через каждые 24 км.

5.Где и кем впервые были введены правила дорожного движения?

Варианты: Юлий Цезарь в Дремнем Риме; в Германии с появлением первого авто с бензиновым двигателем Даймлера; во Франции с появлением первого парового автомобиля.

Ответ: в Древнем Риме возникали уличные пробки при движении колесниц. Юлий Цезарь впервые ввел правила дорожного движения, которые отличаются от современных правил, но некоторые сохранились и поныне. Для контроля за соблюдением правил была создана специальная служба, что-то вроде нашей Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В основном древние регулировщики предотвращали споры между водителями колесниц с помощью кулаков. Богатые вельможи практиковали такой способ преодолевания заторов: по пути следования высылали вперед скороходов, которые перекрывали поперечное движение на перекрестках и обеспечивали свободный проезд своим хозяевам.

Задания на Cуперигру

- Нельзя не отметить, что одна из серьезнейших проблем современных водителей - это дорожные пробки.

Вопрос: Когда и где зафиксирована самая рекордная автомобильная пробка?

Варианты: Москва, 1997г.; Англия, 1984г.; Германия, 1990г.; Америка, 1989г.

Ответ: рекордная автомобильная пробка была зафиксирована 12 апреля 1990г. В Германии. В ней «застопорилось» полтора миллиона машин.

- На наших дорогах наряду с отечественными машинами часто встречаются иномарки, а среди них «Мерседес» и «Пежо».

Вопрос: Каково происхождение этих машин?

Варианты: по имени изобретателя; по имени известного деятеля этой страны; в честь родственников.

Ответ: в 1901г. Даймлер и Бенц организовали фирму, которая приступила к выпуску машин, названных по имени дочери Даймлера - Мерседес.

- Язык жестов пришел к нам от наших предков. Сотни племен, встречаясь друг с другом, отлично понимали язык жестов. Сохранился он и в наше время.

Вопрос: Попробуйте найти в жестах милиционера-регулировщика жесты наших предков: охотников и воинов.

Ответ: встречаясь в дремучих лесах, охотники часто не знали, друг перед ними или враг. Поднятая правая рука означала, что оружия нет, а значит, и злых намерений тоже: можно остановится и поговорить. Та же рука, поднятая с мечом или с копьем, требовала, чтобы встречный остановился. И у регулировщика поднятая рука с жезлом или без него - знак остановки.

Повернулся регулировщик лицом в направлении движения - вновь останавливаются машины. Ведь спина и грудь у регулировщика - это стена для водителя. Такая поза заимствована у древних воинов, которые прикрываясь щитом, преграждали дорогу врагам.

Подходить к ним со спины считалось недостойным настоящего воина.

Подводятся итоги игры, вручается приз победителю.

Подготовила воспитатель МБДОУ « Детский сад № 30»

г. Новокузнецк

Изюрова Т.В.













© 2010-2022