Доречевые миры младенца и их значимость

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лавренова М.А.

ГБОУ СОШ 439 Инженерный лицей «Интеллект»

педагог-психолог

Доречевые «миры» младенца и их значимость.

Родители всегда с нетерпением ждут, когда же их ребенок заговорит. И есть словно ощущение, что тогда ребенку все можно будет объяснить, но к моменту освоения речи очень много важных этапов развития уже остались позади. И главное понимать огромное значение и важность их для становления личности ребенка. Именно на дословесном опыте младенца, часто игнорируемом взрослыми, основывается его будущее успешное взаимодействие с другими людьми. В этой статье представлены закономерности развития ребенка от 1 месяца до 4,5 лет. Возраст указан условный. В данной статье мама - заботящийся родитель, это может быть лицо, ее заменяющее.Доречевые миры младенца и их значимость

6 недель. Мир чувств.

У вещей нет названий, нет функций. Младенец воспринимает и переживает объекты как чувства, которые они в нем возбуждают (например, звук может струиться и переливаться, задействованы все модальности сразу). Он имеет здесь дело не с причинами, фактами и объектами, но с непосредственной «сырой» реальностью собственных чувств. Всякий опыт обладает своим особым «чувственным тоном». Различие между «внутри» и «снаружи» пока еще очень туманны и переживаются как два элемента единого пространства. Младенец переживает жизнь как последовательность всплывающих друг на друга моментов, где переход от одного состояния в другое словно «скачок». В 6 недель младенец в состоянии воспринимать различные цвета, формы и интенсивность. Каждый рождается с выраженными предпочтениями, хочет смотреть на определенные предметы, знает, что ему нравится. Самый важный элемент, определяющий предпочтение младенца - интенсивность воспринимаемого. Нервная система может оценить интенсивность звука, света, прикосновения и другого раздражителя, который он способен воспринимать органами чувств. Интенсивность испытываемых ощущений - самое первое доступное указание, позволяющее решить, приближаться к объекту или держаться от него в стороне. Интенсивность направляет внимание и любопытство, определяет уровень его внутреннего возбуждения. Стимул слабой интенсивности мало привлекает младенца, чересчур сильной интенсивности - младенец будет избегать его. Если объект вызывает умеренно сильные ощущения, то младенец будет очарован и захвачен им. Интенсивность, которую он может выдерживать, его возбуждает. В этом возрасте младенца привлекает все, что заключено в рамку (интерес к границам и контурам), он способен воспринимать расстояние и отличать одну область пространства от другой. Он уже учится различать достижимое и недостижимое пространство. «Снаружи» не существует мертвых, неодушевленных объектов. Игра ощущений и зрительных иллюзий зачаровывает. Младенцы любят, когда стимуляция и возбуждение нарастают, но не слишком быстро и сильно. В этом возрасте младенцы не могут контролировать свои руки, они могут беспорядочно двигаться. Все младенцы чувствительны к тому, что движется, периферийное зрение - к движению, центральное - на восприятие формы. С рождения есть способность эмоционально заражаться и воспроизводить элементы выразительного языка человека, мимику и жесты.
Устанавливается соответствие между состоянием удовольствия и лицом матери (кормление после пережитого голода). Начинается создаваться внутренний образ матери. В столь раннем возрасте мама важна больше для удовлетворения физических процессов и появления успокоения, удовольствия.
В 8-12 месяцев происходит скачок в развитии, появляется «социальная улыбка», младенец начинает произносить звуки, может долгое время поддерживать прямой контакт глазами. Младенец реагирует на родителей улыбкой и что-то лопочет в ответ на их слова.

4,5 месяца. Мир непосредственного общения. «Планета Лицо».Доречевые миры младенца и их значимость

Установление социальных контактов продолжается до 6 месяца и накладывает отпечаток на будущие взаимоотношения с другими людьми, на понимание поведения людей. В социальном мире младенца существует только лицо - самый притягательный и впечатляющий объект мира. У младенца есть зрительные предпочтения: округлые линии (щеки, брови), острые углы, резкие контрасты светлого и темного (белки глаз и темные зрачки, пряди волос на фоне комнаты и тд). Младенца гипнотизирует вертикальная симметрия, его очаровывает движение внутри «рамки лица» (движение губ и тд). Черты и качества лица соответствуют визуальным предпочтениям младенца. Лицо - объект, который отзывчив ко всему (отец, мать), что делает младенец, ощущается особая связь между собой и другим человеком. У младенца развивается способность управлять своим взглядом: он сам определяет, куда ему смотреть, на что и как долго. Младенец может начинать и останавливать общение (оно строится вокруг взгляда в глаза друг другу). Взгляд глаза в глаза - центральное событие, основа выражения жизни младенца (радости и других чувств), это еще и очень интенсивное переживание. Младенец чувствителен к эмоциональному заражению (с рождения), что позволяют младенцу идентифицироваться с маминым состоянием. Возможность войти в резонанс с чувствами другого. Младенец начинает ощущать себя инициатором своих действий, и что его действия имеют определенные последствия. Младенец становится действующей силой в причинной цепочке (благодаря многократному повторению некоторых событий). Сосание пальца теперь воспринимается как результат. Много моментов взаимного инициирования и созидания (ткань бытия вместе с другим). Чем сильнее раздражитель, тем больше возбуждение и волнение младенца. Общение с мамой или отцом - это момент, в котором два человеческих существа переживают прямую и глубокую связанность. Это то, ради чего все происходит. Они создают игру, когда играют. Исключительный интерес к прямому контакту (есть рамки «здесь и сейчас», «между нами» как некая ограниченность младенца). Есть определенные физические границы, младенец пока не может взять, удержать, отдать предмет; показать, спросить или ответить. Открывается полнота и интенсивность мира неречевого контакта, существующая лишь в нем прямота и спонтанность отношений между Я и Ты (пока не исполнится примерно 5,6 месяцев). Развивается основная человеческая способность к интенсивной близости с другим человеком без тех усложнений и отвлекающих обстоятельств, которые привнес бы объект. Решающая задача - приобрести невербальную основу, на которой потом будут строиться все социальные взаимодействия, в том числе и речь. От 2 до 6 месяцев - эпоха интенсивного и непосредственного мира прямого контакта. Младенец начинает ощущать, что он «активный деятель», сам может вызывать те или иные события (поворот головы и все меняется). Младенец чувствует, как происходит движение в пространстве благодаря обратной связи от мышц. Он ощущает себя физически отделенным от матери, у него и у мамы разные границы в пространстве, каждый (он и мама) действуют и чувствуют по-разному, по-своему. Младенец начинает понимать, что определенные состояния и чувства принадлежат только ему. Складывается представление о мире людей и о себе. Младенец выделяет последовательность привычных, повторяющихся событий - инварианты (это события, которые всегда происходят вместе и никогда не изменяются, например, движение рукой). Выделяются процессы, связанные с собой, процессы, связанные с другим человеком, процессы вместе с другим. Появляются Я, Мы и Он/Она. Младенец начинает структурировать свой социальный мир, в нем есть отдельные люди, у каждого свое лицо, свои жесты, голос (аутичные дети отказываются устанавливать контакт глазами). Приобретение сильного социального опыта. Младенец начинает отделять себя от матери. Физический контакт с близкими создает защищенность, поддержку и близость.

















12 месяцев. Младенец обладает внутренним миром.
Развитие интерсубъективности.Доречевые миры младенца и их значимость

Младенец обнаруживает, что обладает внутренним миром - внутренними картинками, которые невидимы до тех пор, пока он не захочет выразить их. Внутреннюю картинку своего мира можно разделить с кем-то. Фундаментальные скачки в развитии. Мир внутренней жизни: намерения, желания, чувства, внимание, мысли, воспоминания - невидимо для других. Внутренний мир (личный «ландшафт») можно сделать доступным и видимым для других - не в точности, а так, чтобы два человека могли иметь в виду одно и то же, так рождается общий ИНТЕРСУБЪЕКТИВНЫЙ внутренний мир (разделенный между двумя людьми, доступный для внутреннего мира обоих). Наиболее важное для младенца действие - привлечение внимания матери. Он внимателен не только к внешним действиям, доступным его восприятию, но и к внутренним процессам, скрывающимся за внешним поведением. Интерес ребенка к скрытым объектам связан с открытием внутренних психических событий. Если игрушка спрятана, младенец начинает ее искать, игрушки нет в поле зрения, но она есть в голове. Предметы могут существовать в представлении (память к этому возрасту уже хорошо развита). Восторг от игр, где что-то или кто-то прячется. Частью внутренней действительности младенца становятся намерения, и он знает, как выразить их, хочет, чтобы прочитали его мысли. Младенец смотрит на маму и видит ее реакцию на событие или новый предмет (надо ли бояться?). Для регуляции своего эмоционального состояния младенец оценивает внутреннее состояние матери и «считывает» ее чувства. Также младенец начинает понимать, что другие могут и не знать о происходящем внутри него. Младенец лучше различает людей, они для него не одинаковы, звучат по-разному. Есть «мир знакомых» и «мир незнакомых» (настороженность) людей, и есть самый близкий человек, который заботится о младенце (мама). Незнакомцы воспринимаются негативно, испугом, кроме малышей (к ним есть интерес). Возрастает эмоциональная значимость матери для внутреннего мира младенца (он ощущает себя физически и психологически связанным с ней). Привязанность к матери стала более очевидной, мать для него как «психологический кислород» (без него чувствуется паника), главное для младенца - эмоциональная регуляция, чувство безопасности и надежности, создаваемое ее присутствием. Для младенца огромное значение приобретает то, что мама чувствует, эмоциональный резонанс, ее субъективное психическое состояние. Магия привязанности заключена в прикосновении, мать помогает восстановить целостность, обретать свою отдельность после «растворения» в пространстве (если младенец далеко ушел и испугался). Разлука с матерью - мучительное переживание. Младенец находиться под влиянием двух систем, привязанности и исследования, они часто конкурируют друг с другом. Когда мама рядом, младенец чувствует себя более уверенно, «система привязанности» усыпляется, младенец открыт стимулам, поступающим извне и влекущим его в мир - «система исследования» активизируется, младенец отправляется в короткую исследовательскую экспедицию. Пока не включиться «система привязанности». Мать как «защищенная гавань», которая защищает от внешних опасностей, способ найтись, если потерялся. В незнакомом месте мать - точка отсчета, безопасное место. Путешествуя, младенец держит в голове ее местонахождение. Младенец начинает ходить - новая способность, укрепление произошедших в его мировосприятии изменений. Ходьба - увлекательное и захватывающее приключение, требующее сосредоточенности и сознательных усилий (иногда движения ускользают из-под контроля). Расширяется пространство для новых намерений, желаний, целей и чувств. Передвигаясь в пространстве, младенец начинает видеть вещь с разных точек зрения. Смена пространственной перспективы (важная предпосылка способности представлять внутреннюю картину другого человека в сравнении со своей). Новый мир от внешних событий, протекающих здесь и сейчас, к скрытым внутренним событиям, охватывающим прошлое, настоящее, будущее. Переживание чувства общности создает основу для измерения психической близости, закладывается глубина интимности, на которой младенец будет чувствовать себя комфортно. Закладываются качества младенца. Мать и младенец устанавливают границы Вселенной чувств, которыми можно делиться. Лицо младенца - экран для его внутреннего переживания (динамика во времени): появление, нарастание, ослабление, исчезновение внутреннего переживания. Младенец очень хочет, чтобы мама могла воспринять его чувство как что-то самостоятельное, возникшее у него в глубине и стремящееся к ней.





20 месяцев. От младенчества к детству. Мир слов. Доречевые миры младенца и их значимость

Скачок в мир слов, символов, размышлений о самом себе (примерно с 18 мес.). У кого-то раньше, у кого-то позже, но ребенок вдруг резко продвигается в понимании речи, а чуть позже и сам начинает произносить слова. Знание названий вещей (примерно в два года). Освоение речи - переход от младенчества к детству. Расцветает речь и целый сад новых способностей. Ребенок начинает разыгрывать на внутренней сцене различные события - прошлые, настоящие, будущие. Ребенок может представлять события до того, как они произойдут в действительности; воображать то, что никогда не случится. Ребенок начинает использовать знаки и символы для обозначения предметов, людей и самого себя. Он может наблюдать, как кто-то осуществляет действие, которого он сам никогда еще не делал, а потом сымитировать первый раз в жизни это действие. Для этого ребенок должен составить модель действия и сохранить ее в памяти, затем использовать ее, чтобы сообщить себе как следует. Ребенок сохраняет, а потом воспроизводит события во внутреннем плане - отсроченное подражание. Ребенок может комбинировать представленные события по-новому, создавать желаемый сценарий событий. Благодаря воображению, он начинает символически разыгрывать свои желания и становится менее привязанным к реальности. У ребенка появляется понимание того, что он видит в зеркале свое отражение. Слова - символы, обозначающие людей, действия, предметы (появляются местоимения, собственное имя). Язык - мощное средство для присоединения к другим (и к культуре). Язык переструктурирует ребенка. Язык стоит вне непосредственного переживания и отражает его в качестве чего-то отдельного. Но слова не могут достаточно хорошо справляться с целостными переживаниями, появляется «пропасть» между знаковым доречевым миром опыта и новым миром слов. Простая целостность опыта разрушена. Вербальные и невербальные способы переживаний существуют вместе. Ребенок каждый раз впервые открывает слово. Он слышит звук как музыку и иногда какое-то слово (форма) появляется самостоятельным, особый звуковой объект. Ребенку надо усвоить звук, удержать его, задача в том, чтобы правильно соединить звуки вместе. Хороший способ разговора - правило очередности. Слово оказывается данным извне и самостоятельно найденным, открытием и собственным созданием. Но слова могут и разрушить привычный мир (невербальный). Ребенок уже не живет в чистом настоящем. Для ассоциативной связи слова или символы не нужны, они нужны для того, чтобы ассоциативные цепочки были понятными. Пока что опыт ребенка не оформлен в слова. Ребенок потерял один мир и не приобрел другой, возникают «трещины» в переживании интерсубъективности между ним и родителем. Опыт ребенка имеет все модальности - интенсивность, теплота, вибрация, яркость - все одно целое. И взрослые, чаще всего, выделяют только качества одной модальности, что разрушает целостный образ опыта. Важно ребенку гармонично связать оба мира в единое целое, иначе разрыв может привести к негативным психологическим последствиям: неуверенности в себе, страхам, переживанию отчуждения.Доречевые миры младенца и их значимость

4 года. Мир историй.

Рассказ требует от ребенка большего, чем простое знание названий вещей. Рассказ включает в себя восприятие и интерпритацию мира человеческих действий, развитие сюжета. В рассказе появляются действующие лица со своими целями, желаниями, мотивами. Действие происходит в определенном пространстве, что помогает разобраться в сюжете. У каждого рассказа есть начало, середина и конец. Напряжение нарастает к высшей точке развития действия, потом ослабевает. Ребенок начинает давать человеческому поведению (и своему) психологическое объяснение, что включается в структуру рассказа. Ребенок воспринимает ситуации между людьми (и события) как психологические истории. Между 2,5 и 4 годами все дети начинают создавать рассказы о своей жизни. Создание историй - универсальная человеческая способность, ступенька развития. Человеку присуще искать объяснение всему, что происходит с нами и вокруг нас. История - поиск порядка «большего целого» в хаосе фрагментов нашего опыта. Умение облечь в четкие формы богатый и не имеющий четких границ субъективный опыт. Создавая историю, ребенок создает новую реальность. Теперь две реальности: пережитая в непосредственном субъективном опыте и рассказанная. Они сосуществуют. Ребенок ощущает себя в трех перспективах: родители любят ребенка таким, каким он был, какой он есть, каким он станет. Ребенок понимает, что необходимо заботиться/защищать/прятать свой личный мир. Появление переходного объекта выполняет важные функции: облегчение одиночества (ребенок исполняет роль товарища-наблюдателя к объекту), помогает справляться с чувствами. Маленькие дети предпочитают рассказывать истории, где в конце разрешаются все конфликты (драматическое ядро помещается в самое начало, а затем детали). Ребенок рассказывает свою историю по кусочкам. Создание историй поддерживает постоянный процесс самоопределения, ребенок создает свою идентичность. Экспериментирование с несколькими версиями себя: от общественных до самых личных. Ребенок вступает в динамический мир, где он открывает и создает себя. Надо иметь в виду, что истории о прошлом (официальные) обычно создаются ребенком с помощью взрослого (родителей), пережитое прошлое и рассказанное прошлое очень сильно расходятся иногда (иногда дети оправдывают своих родителей при жестком обращении с ними).



Каждый возрастной период посвящен одному последовательно возникающему в жизни малыша миру. Мир Чувств предшествует Миру Непосредственного Общения, за ним следуют Мир Внутренней Жизни и Мир Слов, а завершает цикл Мир Историй. В каждом периоде говорится о новых умениях и способностях маленького ребенка, которые представляют собой «снаряжение» для покорения открывшегося мира нового опыта и новых переживаний.

Статья основана на исследованиях американского психолога Д. Стерна, профессора психиатрии медицинского центра Корнельского университета, профессора психологии Женевского университета, который более двадцати лет изучал маленьких детей.

© 2010-2022