Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Заведующая МАДОУ №311

________Храмайкова Г.Д.










Программа инструментально-вокального кружка

«До-ми-солька»





Срок обучения: 5 месяцев

Количество часов в неделю: 2 часа


Составитель:

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории

Шулятьев Юрий Александрович


2015 год

Пояснительная записка

Игра на музыкальных инструментах - одна из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающая большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря игре на музыкальном инструменте и пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь; малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Игра в ансамбле или оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Пение тоже относится к одному из любимых видов деятельности дошкольника. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Цель: Знакомство с музыкальной грамотой, развитие творческого потенциала (игра на музыкальных инструментах фортепиано и блок-флейта) и активности дошкольника в инструментально-вокальном исполнительстве.

Задачи:

1. Ознакомить детей с музыкальной грамотой.

2.Обучить детей простым исполнительским навыкам на фортепиано и на блок-флейте.

3.Заложить основы гармонического развития (слуха, музыкальной памяти, внимания, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей детей).

4.Приобщить детей к мировой музыкальной культуре.

5.Благотворно воздействовать на опорно-двигательный аппарат ребенка, его дыхательную и нервную систему.

6.Развивать чувственно-эмоциональную сферу ребенка во взаимосвязи с нравственно интеллектуальной сферой.

7. Развивать голосовой диапазон ребенка.

8.Самоутверждать личность ребенка.

9.Укреплять Здоровье ребенка.

10.Развивать навыки сценического поведения.

Возрастные особенности музыкального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В среднем и старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с музыкальными инструментами, с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры.

Обучение музыкальной грамоте и инструментально-вокальной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У дошкольников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, культурных событиях детского сада и города и т.д.

В результате освоения программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Результатами занятий по программе инструментально-вокального кружка являются:

- овладение знаниями музыкальной грамоты;

- овладение практическими умениями и навыками инструментального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры;

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в инструментально и вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в инструментально-вокальном виде искусства.

Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы.

 Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся итоговые занятия (занятия - концерты).

 Отслеживание уровня сформированности инструментально-вокальных представлений детей проводится с помощью диагностики (см. приложение)

 Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

 Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Форма организации инструментально-вокальной деятельности.

- музыкальные занятия

- занятия - концерт

- репетиции

- творческие отчеты

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно - слуховой (аудиозаписи)

- наглядно - зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры.

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов - музыкантов: Новикова Г.П, К.Орфа, М.Ю. Картушиной, Костина Э.П и др.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой «образовательный маршрут». При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

Технология вокального обучения базируется на игровых методах работы с детьми, что обеспечивает заинтересованность ребёнка в процессе занятий. Направлениями работы на занятиях являются:

  • Инструментальные навыки (положение инструмента (блок-флейта) правильная посадка за инструментом, звукообразование, звуковедение)

  • Творческие задания на развитие воображения

  • Пальчиковые и ритмические игры

  • Инструментальное исполнение с пением

  • Релаксация

Необходимое оборудование для проведения занятий

Для занятий необходим музыкальный зал, музыкальный центр, компьютер, средства ММ установка или телевизор, фортепиано, синтезатор, несколько блок-флейт, подручный материал.

Режим работы инструментально-вокального кружка

Занятие проходят два раза в неделю с января по май. Продолжительность занятий составляет 30 минут.


Примерный содержательный раздел (дети 4-5 лет)

Январь

** Мониторинг знаний детей, посещающих кружок.

  1. Знакомство с нотами, скрипичным ключом, нотным станом

Кто сидит как на скамейке, на добавочной линейке

Знаем ноты мы давно - эта нота будет «До»

Кто-то спрыгнул со скамейки, очутился под линейкой

Мы найдем её везде - эта нота будет «Ре»

По линеечкам носилась и на первой зацепилась,

На весу её лови - эта нота будет «Ми»

Как уютно ей одной между первой и второй,

Две линейки, как софа - эта нота будет «Фа»

На второй линейке нот нам сыграет Леопольд

В поле выросла фасоль - эта нота будет «Соль»

Между третьей и второй нота-песня, ну-ка спой!

В ней слова лишь ля-ля-ля - эта нота будет «Ля»

На линейке третьей нота, вот и вся наша работа,
Больше нот ты не спроси - эта нота будет «Си»

Интернет ресурс

  • youtube.com/watch?v=PtZ-x6t_1Rk&list=PLE65B76DB469E073A

  • youtube.com/watch?v=y41Lw7EU_vI

Что такое нотный стан?

Пять линеечек в строю, ноты я сейчас найду!

Ну а где скрипичный ключ?

Он в линеечке живет и начала звуков ждет!

Сколько ноток с ним живет?

Семь веселых дружных нот, становитесь в хоровод!

Ноту «До» легко найти -

Она первая в пути.

Нота «Ре» идет второй

Она славится красой.

Нота «Ми» полна чудес

Как мимоза будет здесь

Нота «Фа» всем голова

Познакомиться пора.

Нота «Соль» посередине

Всем известна она в мире.

Нота «Ля» пример для всех

Очень чистая, как смех.

Нота «Си» звучит в конце

На последней высоте.


  1. Знакомство с музыкальным инструментом фортепиано, синтезатор.

  2. Знакомство с расположением нот на клавиатуре фортепиано и синтезаторе. Дать понятие «Гамма»

Игра «Электронное фортепиано» - интернет ресурс - coolpiano.ru/

Игра «Пишем свои ноты» - интернет ресурс - game-game.com.ua/118786/

  1. Работа над аппаратом пианиста (осанка, положение кистей рук)

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

Игра «Пальчики»

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

На прогулке
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались - и сцепились!
Прибежали разнималки -
Помешали перепалке.
И к развилке на кобыле
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять-
Хорошо друзей считать!


  1. Знакомство с длительностями нот (ритмические рисунки)

Если нота - кругляшок,

А в нём окошко белое,

Значит, счёт - до четырёх, -

Это нота - целая!

Если к ноте прилепилась

Сбоку палка длинная,

Значит, счёт идёт до двух,

Нота - половинная!

Если в нотном кругляшке

Черня срединка,

То считаем лишь "раз и",

Нота - четвертинка!

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка


  1. Обучение счету при игре.

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

  1. Знакомство с минором и мажором

Тихо музыка звучит,

Будто ручеёк журчит,

Чуть печальна и грустна,

Словно шёпот ветерка.

Нежно, плавно звуки льются,

Не кричат и не смеются,

В них не слышится задор.

Эта музыка - минор.

В плавном танце мы пойдём
И покружимся вдвоём.
Если всё нам удаётся,
Даже музыка смеётся,
Звонко, весело играет,
Поплясать нас приглашает.

Выходите танцевать,
Хлопать, бегать и скакать.
Радостно мажор звучит,
Он хохочет, не ворчит.

Дидактическая игра «Весело - грустно»

Февраль

  1. Работа над пением при игре

Упражнение на развитие голосового аппарата:

В избушке

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Мышка

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка -

Мышка забыла про кошку!

Попугай

Говорил попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай!

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.


  1. Работа над дыханием

Жучок

Жучок-жучок (руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох).
Отправляется в полёт (задерживает дыхание).

Жу- жу -жу (делает поворот вправо).
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж).

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки).
Я налево полечу (поднимает голову, вдох).

Жу - жу - жу (делает поворот влево).
Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж).

Постою и отдохну! (встаёт прямо и опускает руки).

Ветер

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть).
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох).
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох).
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).


  1. Работа над чувством ритма при игре на 1-2 нотах

Ладушки, ладушки.
мы пекли оладушки.
получилось ровно 5 :
Один Жучке надо дать,
Два - коту с усами,
Два съедим мы сами.

Стенка, стенка, потолок
Две ступеньки, дзынь - звонок!

Позитив

Мы позитив весь день искали,-
Пришли домой примерно в шесть…
И тут нам папы показали,
Что негативы тоже есть.

Кастрюли

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите,

Наших деток накормите.


  1. Знакомство детей с музыкальными паузами

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

Я - пауза, поэтому

Мне звуки не нужны,

Я - остановка в музыке,

Кусочек тишины!

Интернет ресурс - youtube.com/watch?v=f2SY90ZCmlA&list=PLzEkQ426hDFiGGbOawTcCvGT_bJpBohJw


  1. Обучение детей играть гамму в одну октаву левой и правой рукой отдельно «До мажор»

Аппликатура гаммы до мажор

Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1


  1. Знакомство детей с понятием интервал (прима, секунда, терция, кварта) и трезвучие (аккорд)

Интернет ресурс - youtube.com/watch?v=Gbgm8rTbtlg


Март


  1. Обучение детей играть гамму в одну октаву двумя руками.

Я сегодня утром рано

Побежал к фортепиано:

Гаммы надо мне играть,

Чтобы пальцы упражнять.

Гамма - строгая синьора,

Лень она не терпит, спора,

Говорит она всегда:

«Пальцы ноют - не беда!

Им не следует лениться,

Пальцам нужно научиться

Двигаться легко, порхать,

Чтобы смог рояль звучать!»


  1. Научить играть песню одной рукой «Как под горкой»

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка


  1. Ознакомление с музыкальным инструментом Блок-флейта

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

  1. Работа над губным аппаратом.

Та-та-та! Ту-ту-ту!
Набираю высоту!
На качелях я лечу,
Папе звонко хохочу.
Взад-вперед летят качели,
Двор качают взад-вперед,
Жив уже я еле-еле,
Так щекотится живот
Ту-ту-ту! Та-та-та!
Не страшна мне высота!
Папе громко я кричу,
Что еще, еще хочу!

Та, та, та, та, та, та, та!
Где моя ло - па - та?
Те, те, те, те, те, те, те!
Думаем о ле - те!
Ти, ти, ти, ти, ти, ти, ти!
Лето красное в пу - ти!
То, то, то, то, то, то, то!
Гвозди где и до - ло - то?
Ту, ту, ту, ту, ту, ту, ту!
Побелили ха - ту!
Ты, ты, ты, ты, ты, ты, ты!
Посадили мы цве - ты!
Та, те, ти, то, ту, ты, та!
Не ра - бо - та - кра - со - та!


  1. Научиться извлекать плавный ровный звук из блок-флейты.

Игра «Ветерок», «Одуванчик», «Песня ветра», «Воздушный шарик», «Плыви кораблик», «Мыльные пузыри», «Музыкальные бутылочки», «Буря в стакане».


  1. Научиться извлекать ноты из блок-флейты на слог «Та», «Ту»

  2. Научиться играть на блок-флейте ноты 1 октавы «До, ре, ми, фа»

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

  1. Играть на фортепиано простые мелодии одной рукой


Апрель

  1. Научиться исполнять одно произведение ансамблем на фортепиано

Интернет ресурс - youtube.com/watch?v=wV3_0cwD_Pc


  1. Познакомиться с приемом взятия нот «Соль, ля, си, до 2 октавы» на блок-флейте.

  2. Научиться исполнять простые попевки в две руки (в октаву) на фортепиано

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

  1. Научиться играть гамму «До мажор» в одну октаву на блок-флейте


  1. Развивать технику пальцев

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Прогулка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик гриб помыл,

Этот пальчик гриб сварил,

Этот пальчик всё-всё съел -

Оттого и потолстел.


  1. Начать играть на блок-флейте простые мелодии - попевки.

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

Май

  1. Закрепление пройденного материала

  2. Организация выступления детей, посещающих кружок

  3. Подведение итогов (мониторинг полученных знаний)






Примерный содержательный раздел (дети 5-7 лет)

Январь

** Мониторинг знаний детей, посещающих кружок.

1. Знакомство с нотами, скрипичным ключом, нотным станом.

Кто сидит как на скамейке, на добавочной линейке

Знаем ноты мы давно - эта нота будет «До»

Кто-то спрыгнул со скамейки, очутился под линейкой

Мы найдем её везде - эта нота будет «Ре»

По линеечкам носилась и на первой зацепилась,

На весу её лови - эта нота будет «Ми»

Как уютно ей одной между первой и второй,

Две линейки, как софа - эта нота будет «Фа»

На второй линейке нот нам сыграет Леопольд

В поле выросла фасоль - эта нота будет «Соль»

Между третьей и второй нота-песня, ну-ка спой!

В ней слова лишь ля-ля-ля - эта нота будет «Ля»

На линейке третьей нота, вот и вся наша работа,

Больше нот ты не спроси - эта нота будет «Си»

Интернет ресурс

• youtube.com/watch?v=PtZ-x6t_1Rk&list=PLE65B76DB469E073A

• youtube.com/watch?v=y41Lw7EU_vI

Нотный домик

Заселились ноты в дом,

Опоздала нотка ДО,

На линейках места нет,

Нотке ДО дают совет:

Размещайся поскорей-ка

На добавочной линейке.

РЕ боится высоты -

Слабенькие нервы,

Потому живёт она

Под линейкой первой.

На первой линии живёт

Малышка нота МИ

И песни весело поёт

С соседскими детьми.

Между первой и второй

ФА устроилась прекрасно:

Опуститься ниже - скучно,

А подняться вверх - опасно.

Поживает нота СОЛЬ

На второй линеечке,

Поливает свой цветник

Из красивой леечки.

Между второй и третьей -

Задорная нота ЛЯ.

Поёт обо всём на свете,

Подруг своих веселя.

- Ну, а где же нота СИ? -

Кто-то вежливо спросил.

- Ты повыше посмотри,

На линейке номер три!

2. Знакомство с музыкальным инструментом фортепиано, синтезатор.

3. Знакомство с расположением нот на клавиатуре фортепиано и синтезаторе. Дать понятие «Гамма»

Игра «Электронное фортепиано» - интернет ресурс - coolpiano.ru/

Игра «Пишем свои ноты» - интернет ресурс - game-game.com.ua/118786/

4. Работа над аппаратом пианиста (осанка, положение кистей рук)

Игра «Пальчики»

Палец толстый и большой

в сад за сливами пошёл.

Указательный с порога

указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный подбирает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

На прогулке

На дороге, у развилки,

Повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились,

Не сдержались - и сцепились!

Прибежали разнималки -

Помешали перепалке.

И к развилке на кобыле

Прискакали две мирилки.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять-

Хорошо друзей считать!

5. Знакомство с длительностями нот (ритмические рисунки)

Если нота - кругляшок,

А в нём окошко белое,

Значит, счёт - до четырёх, -

Это нота - целая!

Если к ноте прилепилась

Сбоку палка длинная,

Значит, счёт идёт до двух,

Нота - половинная!

Если в нотном кругляшке

Черня срединка,

То считаем лишь "раз и",

Нота - четвертинка!

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

6. Обучение счету при игре.

  1. Знакомство с минором и мажором

Тихо музыка звучит,

Будто ручеёк журчит,

Чуть печальна и грустна,

Словно шёпот ветерка.

Нежно, плавно звуки льются,

Не кричат и не смеются,

В них не слышится задор.

Эта музыка - минор.

В плавном танце мы пойдём

И покружимся вдвоём.

Если всё нам удаётся,

Даже музыка смеётся,

Звонко, весело играет,

Поплясать нас приглашает.

Выходите танцевать,

Хлопать, бегать и скакать.

Радостно мажор звучит,

Он хохочет, не ворчит.

Дидактическая игра «Весело - грустно»

  1. Знакомство со знаками альтерации «Диез», «Бемоль», «Бекар» (6-7 лет)

Программа инструментально-вокального кружка ДО-МИ-СОЛЬка

  1. Знакомство с музыкальным размером. (2/4, 3/4, 4/4)

Февраль

1. Работа над пением при игре

Упражнение на развитие голосового аппарата:

В избушке

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Мышка

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка -

Мышка забыла про кошку!

Попугай

Говорил попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай!

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

2. Работа над дыханием

Жучок

Жучок-жучок (руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох).

Отправляется в полёт (задерживает дыхание).

Жу- жу -жу (делает поворот вправо).

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж).

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки).

Я налево полечу (поднимает голову, вдох).

Жу - жу - жу (делает поворот влево).

Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж).

Постою и отдохну! (встаёт прямо и опускает руки).

Ветер

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть).

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох).

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох).

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

3. Работа над чувством ритма при игре на 1-2 нотах

Ладушки, ладушки.

мы пекли оладушки.

получилось ровно 5 :

Один Жучке надо дать,

Два - коту с усами,

Два съедим мы сами.

Стенка, стенка, потолок

Две ступеньки, дзынь - звонок!

Позитив

Мы позитив весь день искали,-

Пришли домой примерно в шесть…

И тут нам папы показали,

Что негативы тоже есть.

Кастрюли

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите,

Наших деток накормите.

4. Знакомство детей с музыкальными паузами

Я - пауза, поэтому

Мне звуки не нужны,

Я - остановка в музыке,

Кусочек тишины!

Интернет ресурс - youtube.com/watch?v=f2SY90ZCmlA&list=PLzEkQ426hDFiGGbOawTcCvGT_bJpBohJw

5. Обучение детей играть гамму в две октавы левой и правой рукой отдельно «До мажор»

Аппликатура гаммы до мажор

Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

6. Знакомство детей с понятием интервал (прима, секунда, терция, кварта, секста, септима, октава) и трезвучие (аккорд)

Интернет ресурс - youtube.com/watch?v=Gbgm8rTbtlg

Март

1. Обучение детей играть гамму в две октавы двумя руками.

Я сегодня утром рано

Побежал к фортепиано:

Гаммы надо мне играть,

Чтобы пальцы упражнять.

Гамма - строгая синьора,

Лень она не терпит, спора,

Говорит она всегда:

«Пальцы ноют - не беда!

Им не следует лениться,

Пальцам нужно научиться

Двигаться легко, порхать,

Чтобы смог рояль звучать!»

2. Научить играть песню двумя руками «Как под горкой»

3. Ознакомление с музыкальным инструментом Блок-флейта

4. Работа над губным аппаратом.

Та-та-та! Ту-ту-ту!

Набираю высоту!

На качелях я лечу,

Папе звонко хохочу.

Взад-вперед летят качели,

Двор качают взад-вперед,

Жив уже я еле-еле,

Так щекотится живот

Ту-ту-ту! Та-та-та!

Не страшна мне высота!

Папе громко я кричу,

Что еще, еще хочу!

Та, та, та, та, та, та, та!

Где моя ло - па - та?

Те, те, те, те, те, те, те!

Думаем о ле - те!

Ти, ти, ти, ти, ти, ти, ти!

Лето красное в пу - ти!

То, то, то, то, то, то, то!

Гвозди где и до - ло - то?

Ту, ту, ту, ту, ту, ту, ту!

Побелили ха - ту!

Ты, ты, ты, ты, ты, ты, ты!

Посадили мы цве - ты!

Та, те, ти, то, ту, ты, та!

Не ра - бо - та - кра - со - та!

5. Научиться извлекать плавный ровный звук из блок-флейты.

Игра «Ветерок», «Одуванчик», «Песня ветра», «Воздушный шарик», «Плыви кораблик», «Мыльные пузыри», «Музыкальные бутылочки», «Буря в стакане».

6. Научиться извлекать ноты из блок-флейты на слог «Та», «Ту»

7. Научиться играть на блок-флейте ноты 1 октавы «До, ре, ми, фа»

8. Играть на фортепиано простые мелодии одной рукой

Апрель

1. Научиться исполнять одно произведение ансамблем на фортепиано

Интернет ресурс - youtube.com/watch?v=wV3_0cwD_Pc

2. Познакомиться с приемом взятия нот «Соль, ля, си, до 2 октавы» на блок-флейте.

3. Научиться исполнять простые попевки в две руки (в октаву) на фортепиано

4. Научиться играть гамму «До мажор» в одну октаву на блок-флейте

5. Развивать технику пальцев

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Прогулка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик гриб помыл,

Этот пальчик гриб сварил,

Этот пальчик всё-всё съел -

Оттого и потолстел.

6. Начать играть на блок-флейте простые мелодии - попевки.

Май

1. Закрепление пройденного материала

2. Организация выступления детей, посещающих кружок

3. Подведение итогов (мониторинг полученных знаний)






Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

  3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

  4. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.

  5. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

  6. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

  7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.

  8. Интернет ресурс «Ютуб» - видеохостинг

  9. Сайт музыкального руководителя - muzruk.wmsite.ru/

© 2010-2022