- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Игры на развитие слоговой структуры слова. развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, тренировать навык чтения
Игры на развитие слоговой структуры слова. развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, тренировать навык чтения
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухаметшина Е.Н. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игры на развитие слоговой структуры слова.
Карточка №1.
Игра "Слоговая арифметика"
Цель: развивать слоговой анализ и синтез слов, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, развивать мыслительную деятельность, тренировать навык чтения.
Ход игры: на мониторе компьютера появляются слова, которые нужно соединить в одно целое (1); изъять из состава слова слово или слог (2, 3). После того, как ребенок назовет правильный ответ, на месте примера появляется слово - ответ, для чего ребенку необходимо щелкнуть мышью на пример.
Сложение:
баран + ка = ? пол + оса = ?
вес + ло = ? крах + мал = ?
бар + сук = ? кар + точка = ?
Вычитание:
полка - ка = ? ракушки - ушки = ?
виноград - град = ? лесник - ник = ?
мышьяк - як = ? компот - пот = ?
В два действия:
весна - на + точка = ?
кот + ёлка - ка = ?
ласточка - точка + ты = ?
зубр + ёж + ка = ?
картина - тина + тон = ?
Карточка №2.
Игра "Рассыпанные слоги"
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, тренировать навык чтения.
Ход игры: На мониторе компьютера появляются шары, на которых написаны слоги. Детям предлагается собрать слоги в слова устно. После того, как будет назван правильный ответ, появляется следующий слайд, на котором написано слово - ответ. Оно может сопровождаться предметной картинкой. (Например, шары со слогами: ле, то, ло, се. Ответ: лето, лото, село).
Игра "Веселые нотки"
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас.
Ход игры: На мониторе компьютера изображен нотный стан с нотами. Логопед предлагает детям придумать слова, которые бы заканчивались названием музыкальных нот (по схеме): …-до, …-ре, …-ми, …-фа, …-соль, …-ля, …си. Если это задание вызывает трудности, то детям предлагаются в помощь предметные картинки или карточки, на которых написаны слоги, с которых начинаются слова - ответы, сами слова. После того, как ребенок назовет правильный ответ, ему необходимо щелкнуть мышью на нужную музыкальную ноту. На ее месте появляется слово - ответ. (Например: бордо, чудо, море, фасоль, сами, салями, арфа, Коля, караси и др.)
Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его "ласково".
Баня - банька Дыня - дынька
Хата - хатка Дети - детки
Нота - нотка Липа - липка
Упражнение "СКАЖИ НАОБОРОТ".
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
Да - нет
Ночь - день
Взять - дать
Север - юг
Верх - низ
Подскажи словечко.
У меня ученый пес -
Круглой пуговкою нос.
Если в чем-то я не прав,
Громко лает он ... (гав-гав)!
Только вишня расцвела -
Прилетела в сад пчела
Я давно за ней слежу,
Ищет мед она ... (жу-жу)!
Кот усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлыкает ... (мур-мур)!
Хороша ворона-птица,
Да в певицы не годится.
Как откроет рот - кошмар,
Слышно только ... (кар-кар-кар)!
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она ... (хрю-хрю)!
Загрустила вдруг корова -
Ничего, мол, не пойму.
Петух учит кукарекать,
А она все ... (му-му-му)!
Учит курица цыпляток:
"Не ходите далеко".
А по-птичьи это будет -
... (ко-ко-ко, ко-ко-ко).
Идет овечка маленькая
В детский сад к тебе.
Чтоб спеть всем деткам
Песенку: ... (бе-бе-бе).
Поеду я на поезде,
Я к бабушке хочу.
И пусть стучат колесики:
... (чу-чу, чу-чу, чу-чу).
Решает задачки
Козленок в уме
И отвечает всем
Правильно ... (ме-е).
В лесу сидит кукушечка
На тоненьком суку.
Все знают ее песенку:
... (ку-ку, ку-ку, ку-ку).
Двухсложные слова из открытых слогов.
Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"
Цель: 1.Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.2.Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.3. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:
Мама купает Вову.
Папа играет с сыном.
Дядя идет домой.
Во дворе стоит баба из снега.
Няня гуляет с детьми.
А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:Логопед: Ребенок:
Кто купает Вову? Мама.
Кто играет с сыном? Папа.
Кто стоит во дворе? Баба.
Кто гуляет с детьми? Няня.
Кто идет домой? Дядя.
Трёхсложные слова из открытых слогов.
Упражнение "ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?"
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.2. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит "Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?"
Ребенок:
Я копаю
Я катаю
Я болею.
Я гуляю.
Я думаю.
Я падаю.
Я бегаю.
Я кидаю
Односложные слова из закрытого слога.
Упражнение "ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?"
Цель:1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Развивать зрительную память и внимание.
Оборудование: предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 - 6 картинок и говорит: "Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил".
Двухсложные слова с закрытым слогом.
Упражнение "ПОДУМАЙ И НАЗОВИ".
Цель:1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа в предложении. 2. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. 3. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, вагон, Иван (на машине), Олег (на самокате).
Ход игрового упражнения: Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: "Я буду задавать вопросы, а ты отвечать".
Логопед: Ребенок:
Едет (кто?) Едет Иван и Олег.
Едет (что?) Едет вагон и каток.
Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.
Упражнение "ОДЕНЬ КУКОЛ".
Цель:1.Учить проговаривать слова слоговой структуры 5-го типа.
2.Активизировать словарный запас по темам "Одежда", "Обувь".
3. Учить различать одежду и обувь по размеру.
Оборудование: предметные картинки: маленькая кукла Инга, большая кукла Илья; предметы кукольной одежды разного размера.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает подобрать каждой кукле одежду и обувь соответствующего размера. Затем просит ребенка вспомнить и назвать предметы, которые он подбирал.
Логопед: Ребенок:
Инге - юбку, кофту, банты, ленты, туфли.
Илье - пальто, кепку, майку, гольфы, тапки.
Двухсложные слова из закрытых слогов.
Упражнение "ПРЯТКИ".
Цель:1. Учит четко произносить слова 6-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом "ЗА".
Оборудование: сюжетная картинка.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и сказать, кто куда спрятался.
Ребенок:
Зайчик за окном.
Медведь за кустом.
Индюк за углом.
Павлин за елкой.
Барбос за будкой.
Трёхсложные слова с закрытым слогом.
Упражнение " НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ".
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку.
Логопед, Ребенок: У кошки котенок. У коровы теленок.
У гусыни гусенок. У утки утенок.
У лося лосенок. У лисы лисенок.
Трёхсложные слова со стечением согласных в середине слова.
Упражнение "У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ".
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.2.Учить составлять предложение по сюжетной картинке.3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: "У кого такой детеныш?". Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.
Ребенок: У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата. У тигрицы тигрята. У орлицы орлята. У галки галчата. У козы козлята. У наседки цыплята.
Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
Упражнение "ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО".
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
2. Учить подбирать рифмующиеся слова.3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног-
Вот и весь я … Осьминог
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Это доктор … Айболит.
Трёхсложные слова с двумя стеснениями согласных.
Упражнение "КОГО НЕ СТАЛО?".
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа.2. Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: " Чего (кого) не стало?"
Ребенок: Салфетки. Комбайна. Поплавка. Конверта. Цыпленка.
Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова.
Упражнение "ЧЕГО НЕ СТАЛО?"
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: лоб, рот, глаза, пес, дно, лен, ров, шов, лев, пень, день, мох, лед.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: "Чего (кого) не стало?".
Ребенок:
Лба рва рта
Пса льва дна
Пня льда мха
Шва глаз льна
Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его "ласково".
- с суффиксом - К -
Логопед:
Ребенок:
Стена
стенка
Шляпа
шляпка
Пчела
пчелка
Блуза
блузка
Крыша
крышка
Тропа
тропка
Слеза
слезка
Штора
шторка
- с суффиксом - ЧК -, - ЧИК-
Брюки
брючки
Штука
штучка
Злюка
злючка
Птица
птичка.
Стул
стульчик.
Птенец
птенчик.
- с суффиксом -Ц -
Дверь
дверца
Блюдо
блюдце.
Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова
Упражнение "СКАЖИ О СЕБЕ".
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени. 2.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.
Логопед: Ребенок:
Прятал прятался.
Сгибал сгибался
Свалил свалился
Крутил крутился
Хвалил хвалился
Четырехсложные слова из открытых слогов.
Упражнение "СКАЖИ НАОБОРОТ".
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Дедушка приехал, а бабушка уехала.
Наташа пуговицу потеряла, а Полина нашла.
Утром потеплело, а к вечеру похолодало.
Золушка трудолюбивая, а сестры ленивые.