Статья для дошкольных психологов: Межличностное взаимодействие дошкольников (для педагогов)

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья для дошкольных психологов: Межличностное взаимодействие дошкольников (для педагогов)

ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ. КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ.


Педагог-психолог Бадина Л.Л. г. Саров

Человек - существо социальное: живет и работает среди людей, поэтому, хотим мы этого или не хотим, нам так или иначе необходимо по жизни взаимодействовать с другими людьми. Каким будет это взаимодействие, во многом зависит от того, как будут складываться межличностные взаимодействия в дошкольном возрасте.

Исследования, выполненные под руководством М.И. Лисиной, показали, что примерно к четырем годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношений человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Отсюда понятно, как важно вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их. Это важнейшая задача и педагогов, и родителей.

Лисина утверждает, что избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и в уважении сверстника. Дошкольники выбирают тех сверстников, которые могут их выслушать, похвалить, поддержать и помочь им.

Общение со сверстниками для ребенка имеет особый смысл. Среди многократных высказываний у него преобладают разговоры, связанные с собственным «Я».

На протяжении дошкольного детства СООБЩЕНИЕ РЕБЕНКА О СЕБЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ОТ «Это мое», «Смотри, как я делаю» ДО «Каким я буду, когда вырасту» и «Что я люблю». Дошкольники, пусть и неосознанно, но стремятся продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание сверстника. Ребенку очень важна его оценка, его одобрение, даже восхищение.

При общении со сверстниками в каждой фразе ребенка в центре стоит «Я»: «У меня есть, я умею, я делаю...» Дети как бы хвалятся: «А мне купили...», «А у меня есть...» Все что важно, продемонстрировать сверстнику, чтобы в чем-то превзойти своего партнера.

Так, вещь, игрушка, которую некому показать, теряет свою привлекательность. Благодаря выраженной потребности «презентовать себя сверстникам» ребенок приобретает уверенность в том, что они его замечают. И только тогда, когда сверстник начинает себя вести не так, как хотелось бы, когда начинает мешать замыслам ребенка - дается оценка качествам его личности: «Жадина ты противная!» Оценка дается на основе отдельных действий: не даешь игрушку - значит, жадина.

Для родителей малыш всегда самый хороший, им это не надо доказывать.

Но как только ребенок оказывается среди детей, ему приходится доказывать свое право на превосходство.

И делает это ребенок путем сравнения себя с теми, кто играет рядом и кто так похож на него самого. Причем, это сравнение носит субъективный характер. Основная задача ребенка - доказать свое превосходство: «Смотри, какой я хороший!» Сверстник нужен ребенку именно для того, чтобы было кому показывать свои достоинства. При таком межличностном взаимодействии сверстник для дошкольника - средство самоутверждения и самореализации.

Таким образом, объектное (предметное) отношение к другому подчеркивает отличие себя от других и обособленность своего Я.

К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику существенно меняется. Ребенок освобождается от фиксации на себе (своих ожиданиях и представлениях). Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника; сопереживание к другому становится более выраженным и адекватным; злорадство, зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь, поддержать его. Это открывает возможность видеть другого во всей его целостности и полноте, пережить свою общность с ним, что порождает как сопереживание, так и содействие.

Возрастные изменения в межличностных отношениях дают основание говорить, что к концу дошкольного возраста усиливается личностное начало во взаимоотношениях детей: ровесник становится не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, субъектом общения и обращения.

Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребенка с другими детьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные варианты в отношениях детей к сверстникам. Именно поэтому взрослые должны поддерживать ростки новых отношений «МЫ», а не «Я». Главное - не делать ошибку! Не игнорировать мотивов детского общения, использовать готовность ребенка вступать в диалог, вызывать речевую активность, чувствовать инициативу, исходящую от детей, поддерживать ее, не пытаться уложить речь ребенка в шаблон, стандарт, в наши представления о правильности. Ведь, общаясь со сверстниками, ребенок лучше познает себя. Кроме того, общение со сверстниками богаче, разнообразнее по своим функциям, чем общение с взрослым. Следовательно, и искусству речи ребенок учится не только от взрослого, но и от сверстников, хотя речь их несовершенна. Однако несовершенство может стать развивающим фактором (при необходимости сотрудничества и при специально созданных для этого условиях).

«Сотрудничество с несовершенным партнером обеспечивает речевое развитие полнее, чем сотрудничество с взрослым - относительно совершенным партнером» (Г.А. Цукерман).

С другой стороны, многочисленные психологические исследования доказывают, что эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым. С помощью диагностических методик воспитатель или психолог может выявить истоки конфликтных форм поведения детей, которые всегда связаны с внутренними, личностными проблемами ребенка. А, выявив, думать, как помочь тому или иному ребенку научиться дружить со сверстниками, быть с ними в хороших отношениях. Хорошему воспитателю, хорошему в смысле своего профессионализма, недостаточно использовать только метод наблюдения за играми, взаимоотношениями детей, чтобы делать выводы о том, почему дерется Ваня или Петя, почему Сережа все время ходит «надутый», почему Никита постоянно играет один и не присоединяется к играм детей. Владение методиками, выявляющими межличностное взаимодействие детей, позволит по характеру высказываний детей сделать такие суждения и выстроить коррекционную работу грамотно.

В доказательство этого утверждения приведу такой пример. Одной из наиболее частых проблем во взаимоотношениях детского коллектива является повышенная агрессивность детей. Причины агрессивности могут быть разными: например, ребенок не знает другого способа разрешения конфликта, как только с помощью силы, потому что в семье такой способ считается приемлемым, и ребенок его часто может наблюдать. Стоит такого ребенка научить другим способам разрешения конфликтных ситуаций, и проблема агрессивности может быть со временем решена.

Причиной агрессивного поведения могут быть и соматические заболевания или заболевания головного мозга. Понятно, что в таких случаях поможет, прежде всего, медикаментозное лечение, а затем уже и коррекционная работа.

Агрессивные действия ребенок может использовать и тогда, когда хочет привлечь к себе внимание взрослого, стоит взрослому удовлетворить потребности ребенка во внимании, и проблема агрессивности так же может быть снята.

Чтобы смягчить агрессивность детей, необходимо знать ее причины, иначе не выстроить коррекционную работу. Иногда причиной агрессивности могут служить такие личностные качества ребенка, как: напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. То есть, главной отличительной чертой такой агрессии является отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. В этих случаях нужно «разворачивать такого ребенка лицом к другим детям», другими словами помочь увидеть агрессивному ребенку своих сверстников с хорошей стороны.

Точно такое же направление коррекционной работы будет эффективным и в случае, когда дети приписывают другим не враждебное, а неуважительное отношение к себе, и видят то, чего на самом деле нет. Например, мальчик может обижаться, когда воспитатель занимается с другим ребенком или другими детьми. В основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя другими. В этих случаях коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок непрерывно чувствовал подтверждение собственной ценности, значимости, любимости. И с другой стороны для таких детей очень важно снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.


© 2010-2022