- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Исследовательская работа А воздух где - то рядом подготовительная группа
Исследовательская работа А воздух где - то рядом подготовительная группа
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Блохина Е.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36»
Автор работы: Лимонт Иван
Исследовательская работа по естествознанию
Тема: «Воздух где-то рядом»
Место выполнения работы: МБДОУ «Детский сад №36»
Г. Славгород Алтайского края
Руководитель: Блохина Елена Александровна,
воспитатель
г. Славгород, 2013г.
Содержание
Введение: «Будем знакомы!»
1. Теоретическая часть работы: «Что же такое воздух?»
2. Практическая часть работы: «Я-Исследователь!»
Введение: «Будем знакомы!»
Меня зовут Ваня Лимонт. Мне очень нравится ходить в детский сад, где я узнаю много нового и интересного. Я очень любознательный. Мама называет меня «ПОЧЕМУЧКА», потому что я задаю много вопросов на интересующие меня темы.
Когда мы узнали, что проводится конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников, то решили обязательно участвовать, чтобы поделиться своими открытиями. Ведь всем ребятам интересно «Что?» да «Почему?».
Я вспомнил, что недавно после праздника, я спросил у мамы «Почему шарик надувается? Что там внутри?» И тогда мама предложила мне исследовать тот самый воздух, которым заполняется шарик при надувании
Предмет нашего исследования: воздух.
Объект исследования: существование и обнаружение воздуха в окружающей среде.
Проблема, которую мы поставили: как увидеть, услышать и почувствовать воздух.
В своей работе мы выдвинули гипотезу: Воздух окружает нас со всех сторон, его можно увидеть, услышать и почувствовать.
Цели:
1. Выяснить, в каких случаях мы можем увидеть, услышать и почувствовать воздух
2. Выяснить, с какими явлениями в природе связан воздух.
Задачи:
1. Изучить и прокомментировать литературу по теме «Воздух».
2. Составить список интересующих вопросов по данной теме.
3. При помощи опытов исследовать наличие опытов в окружающей среде.
4. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
В нашей работе мы использовали такие методы, как наблюдение эксперимент, опыт.
Анализировали, сопоставляли, делали предположения.
Для начала мы записали на листочке интересующие нас вопросы, касающиеся воздуха:
1. Можно ли увидеть воздух?
2. Можно ли услышать воздух?
3.Чем пахнет воздух?
4.Как дышат рыбы?
5. Что такое теплый и холодный воздух?
6. Сколько весит воздух?
Потом мы изучили литературу по теме «Воздух» и приступили к исследованию «воздуха-невидимки».
1. Теоретическая часть работы:
«Что же такое воздух?»
Воздух - это смесь газов, которая окутывает Землю и образует её атмосферу. Воздух - важнейший элемент окружающей среды, без которого существование жизни было бы невозможным. Воздух, которым мы дышим, состоит из 78% азота, 21% кислорода, 0,9% аргона и 0,03% углекислого газа, а также водяного пара - плавающих в воздухе молекул воды. В воздухе содержатся также в незначительном количестве другие газы, крошечные частички пыли, пыльцы растений и различных твердых веществ. Воздух используется животными для дыхания и участвует в процессе вегетации растений. Кроме того, именно благодаря существованию воздуха могут летать самолёты.
2. Практическая часть работы: «Я - Исследователь!»
Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик? Отчего получаются мыльные пузыри?.. До настоящего момента мне было сложно разобраться, где же он, этот воздух-невидимка. Поймать «таинственного невидимку» нам помогут веселые и несложные опыты.
Мы отправляемся на поиски невидимки - попытаемся увидеть его, услышать, почувствовать, понять, где же больше всего воздуха, и какое место он занимает в природе. Для этого есть только один способ: создать условия, в которых воздух будет сам выдавать свои секреты.
Будем искать невидимку, не выходя на улицу.
А где же можно найти больше всего воздуха? Конечно в воздушном шарике.
ОПЫТ№ 1: Надуем воздушный шарик. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. А теперь попробуем выпустить воздух из шарика. Мы слышим звук воздуха. А если подставить ладошку под струю воздуха, то можно и почувствовать его.
Для того, чтобы увидеть воздух мы провели вот такой опыт
ОПЫТ № 2.: Я взял большую стеклянную кружку с широким горлом и наполнил её до половины водой. Подкрасил воду акварельной краской
Теперь беру стакан поменьше кружки, который легко войдет в кружку. Крепко держу стакан за дно, и, осторожно, горлышком вниз, начинаю опускать в подкрашенную воду.
Наблюдаю…
Итог: Вода в стакан не входит!!!
Что ей мешает? Ведь стакан -то пустой! Или нет? А может здесь притаился невидимка? Нельзя ли заставить его показаться - стать видимым? Попробуем…
Теперь беру фужер и опускаю его вверх дном в кружку с водой. Давлю на дно фужера, но какая-то сила мешает мне, выталкивая фужер из воды. Прижимаю горло фужера ко дну кружки, а потом осторожно наклоняю его…
- «Бульк! Бульк! Бульк!» - невидимка подает голос. Большие пузыри выскакивают из кружки, устремляются к поверхности воды и - бульк!- «исчезают».
Вывод: вот мы и увидели и услышали воздух!!!
Имеет ли воздух место?. Ведь он помешал воде заполнить фужер.
СПРАВКА. Люди уже давно научились использовать многие свойства воздуха. И то, что воздух занимает место. На этом свойстве, например, было основано действие водолазного колокола, который в старину, когда не было водолазных костюмов и аквалангов, давал возможность ненадолго опуститься в воду.
ОПЫТ № 3. Я тоже сделал такое приспособление и с его помощью опустил на дно тазика с водой бумажного водолаза, да так, чтобы он вышел сухим из воды. Водолаза вырезал из картона и капелькой клея посадил на плотик из тонкого пенопласта.
Теперь осторожно накрываю фигурку банкой - колоколом и опускаю своё сооружение на дно тазика. Баночку надо держать крепко, иначе вода вытолкнет ее и ворвется на место воздуха.
Тогда придется спасать размокшего водолаза. Вот!!! Получилось!!! Водолаз вышел сухой из воды!!!
Вывод: Воздух имеет место!
Гипотеза: Воздух окружает нас со всех сторон: на каждый предмет, на каждого человека он давит сверху, снизу и с боков. он давит.
ОПЫТ № 4: Для этого опыта нам понадобиться фужер и тонкая картонка, размером чуть больше горлышка фужера. Фужер до самого края наполняем водой и накрываем картонкой.
Придерживая картонку, осторожно опрокидываем фужер вверх дном и убираем руку…
Вроде бы вода должна вылиться, а она не льётся! Будто кто-то снизу поддерживает картонку.
А сейчас я попрошу папу взмахнуть поблизости от фужера веером… Что случилось?
Конечно, взмах потревожил невидимку. Он подвинулся - вода выплеснулась! Невидимка, который давил сверху оказался сильнее того, который поддерживал снизу.
Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон.
Каким же образом проживают вместе теплый и холодный воздух? Для следующего опыта нам понадобятся две свечи.
ОПЫТ №4: Зажигаем свечи. Одну свечу держим внизу, другую вверху.
Посмотрим, куда наклоняется пламя свечей… Пламя нижней направлено внутрь, верхней - наружу. Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.
А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли.
Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.
Воздух имеет вес?
На вопрос «Сколько же весит воздух?», я ответил: «Нисколько».
И мама предложила мне провести следующий опыт.
ОПЫТ № 6: Мы взяли палочку, посередине привязали веревочку. Надули два шарика и привязали их на концы палочки и подвесили палку за веревочку.
Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один из шариков иголкой. Из шарика выйдет воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх.
Интересно, почему? Да потому, что без воздуха шарик стал легче. а что будет, если мы проколем и второй шарик? Конечно!!! Палочка снова уравновесится!
Вывод: воздух имеет вес, он принимает форму заполняемого предмета.
Таинственная бутылка
ОПЫТ № 7: А сейчас мама предложила мне узнать, как изменяется объем воздуха при нагревании и охлаждении. На горлышко охлажденной в морозилке бутылки быстро надеваем воздушный шарик.
Опускаем бутылку в горячую воду, то же случилось с шариком? Он начал надуваться. Значит?…
Ну конечно же, теплый воздух занимает больше места, чем холодный. Он нагрелся, перестал помещаться в бутылочке и начал вылезать наружу. Поэтому шарик надувается!
Вывод: Холодный воздух занимает меньше места, чем теплый.
Пузырьки- спасатели.
ОПЫТ № 7: Нальём в один стакан простую воду, а в другой - минеральную с газом. Бросим и туда, и туда кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Наблюдаем…
В простой воде пластилин пошел ко дну, а в минеральной сначала утонул, а потом всплыл на поверхность. И так много раз: то утонет, то всплывает!!! Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин, скорее всего, утонет и не всплывет.
Вывод: пузырьки воздуха не дают предмету утонуть.
Как дышат рыбы в воде?
ОПЫТ № 9 У нас дома есть аквариум с рыбами. Мы понаблюдаем за рыбками. Начнем с движения. Взмах боковых плавничков продвигает рыбу вперед. Удар хвостом - поворот направо или налево, подъем вверх почти до самой поверхности или спуск вниз. Значит плавнички и хвост помогают рыбе передвигаться.
Рыбки постоянно открывают рот. Похоже, что пьют воду. Но можно ли пить воду с утра до вечера без передышки? Присмотримся внимательнее: шевелятся не только губы рыбки. Раздуваются и щечки - жабры. Понятно!!! Вода попадает в рот рыбке, проходит к жабрам и выливается. Так рыбка дышит. Но чем ? Водой или воздухом? Воздухом, который растворен в воде.
Как же это воздух растворяется в воде? Для этого проведем следующий опыт. Нальем в две банку воды: в одну из под крана, а в другую охлажденную- и оставим на некоторое время в светлом месте.
Через несколько минут на стенках банок появились пузырьки.
Вывод: в воде есть воздух. Его количество зависит от температуры воды. Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха
Чем пахнет воздух?
ОПЫТ № 10: этот опыт поможет нам узнать, чем же пахнет воздух. Нам понадобится две банки с плотными крышками, долька чеснока, кусочек лука. Разложим приготовленные вещества по банкам и накроем крышками. Подождем 20 минут.
Что же мы видим, вернее чувствуем? В каждой банке воздух пахнет находящимися там веществами.
Вывод: воздух присваивает запахи разных веществ
Справка: Но некоторые вещества способны отбирать у воздуха примеси: сахар, древесные угольки, комочки мокрой бумаги и др.
Я обращал внимание, что взрослые перед тем, как положить продукты в холодильник, заворачивают их в фольгу или в пакетик, закрывают кастрюльки, банки, миски крышкой. Если класть продукты в холодильник открытыми, то они будут присваивать себе чужие запахи. Запахи перемешаются, и пища потеряет свой вкус. В холодильник все же иногда ставят волшебную коробочку с особым веществом - поглотитель запахов. Если такой коробочки под руками нет, а посторонний запах в холодильнике появился, мама отрезает кусочек чёрного хлеба, кладет его на блюдце, а сверху наливает несколько капель растительного масла. К утру в холодильнике никаких посторонних запахов не обнаружит даже самый чуткий нос.
А теперь мой самый любимый опыт!!! Кому не нравится надувать мыльные пузыри? А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Мы купили специальную баночку с палочкой для пускания мыльных пузырей.
Я дунул, и на наших глазах вырос замок из мыльных пузырей. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще!!! Ой! Лопнул. Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.
Воздух вырвался на свободу!!!
Теперь я точно знаю, воздух повсюду!!! И его нужно беречь, потому что он необходим нам для дыхания.
ВЫВОД.
Поиски невидимки еще не закончились. Мы будем продолжать. Но из того, что мы проделали, узнали много интересного:
1. Теперь мы знаем, что воздух, хотя и невидим, мы его можем почувствовать и услышать. А если создать ему условия, он станет видимым.
2. Воздух окружает нас повсюду.
3. Воздух занимает место.
4. Если его нагревать, он будет расширяться, и займет больше места, чем холодный. Тёплый и холодный воздух поделили свое местоположение в нашей комнате.
А сколько ещё интересного можно узнать про воздух, лишь стоит создать ему специальные условия, в которых он сам раскроет все свои секреты.