- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Интегрированное занятие Жизнь маленьких невидимок
Интегрированное занятие Жизнь маленьких невидимок
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вялова Л.С. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»
Интегрированное занятие-лаборатория «Жизнь маленьких невидимок»
(причины инфекционных заболеваний и их профилактика)
Разработала: Вялова Л.С., воспитатель
с. Бродовое, 2015 г.
Интегрированное занятие-лаборатория «Жизнь маленьких невидимок»
(причины инфекционных заболеваний и их профилактика)
Цель: в процессе исследований выявить, причины инфекционных заболеваний их профилактику.
Задачи урока:
-
ознакомиться с понятиями «бактерии», «микробы», «споры»;
-
развивать умение проводить исследование, добывать и анализировать необходимую информацию; развивать коммуникативные способности обучающихся и логическое мышление; творчество, воображение.
-
воспитывать культуру труда; осуществлять гигиеническое воспитание: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм.
Основные понятия: бактерии, микробы, спора.
Ресурсы основные:
-
приборы
-
Лоток для раздаточного материала (10 шт.).
-
Пробирки (10 шт.).
-
Подставки для пробирок (10 шт.).
-
Стакан низкий со шкалой (15 шт.).
-
Стекло покровное (10 шт.)
-
Стекло предметное (10 шт.).
-
Чешки Пертра (10 шт.).
-
Песочные часы.
-
живые объекты
1. Культура простейших.
2. Выращенные чистые культуры микроорганизмов.
-
модели
1. Самодельная модель «Бактериальная клетка» (для демонстрации формы бактерии со жгутиком, образования спор, оседания спор).
2. Набор психолога Пертра (для моделирования колоний бактерий, одиночных бактерий).
-
презентация
«Формы бактерий».
ТСО
1. Доска интерактивная.
2. Доска одинарная маркерная ДН-14М.
3. Мультимедийный проектор.
4. Ноутбук «ACER» 2 шт.
5. Микроскоп TV.
Ресурсы дополнительные:
ЭОР (ЦОР): рисунки «Разнообразие форм бактерий», рисунок «Строение бактерии», таблица «Типы питания бактерий», анимация «Размножение бактерий», анимация «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям», «Формы бактериальных клеток», интерактивные задания.
ИНТЕРНЕТ ресурсы.
Методы:
Основной: проблемно-поисковый;
Дополнительные:
- словесные (беседа, диалог);
- наглядные (работа с рисунками, схемами, моделями);
- практические (проведение опытов);
- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах (группах).
Технология: игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проектно-исследовательские.
1. Организационно-мотивационный этап (приветствие, доброжелательный настрой на занятие).
- Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? (дети отвечают).
Мотивирует обучающихся:
- А у меня не очень хорошее. А знаете почему? Ваш друг (имя ребенка) заболел, он простудился. Он нуждается в нашей помощи, поможем ему выздороветь, поможем? (дети отвечают).
Педагог выдвигает проблемные вопросы.
- Для того чтобы он выздоровел, нам нужно с вами ответить на два вопроса:
1. Почему человек более?
2. Как сделать, так чтобы он не болел?
2. Актуализаций знаний
Актуализация знаний с опорой на жизненный опыт.
-Ребята, а вы думаете, почему человек болеет? Как чувствует себя больной человек? (дети отвечают, если затрудняются, то педагог подводит их к тому, что бактерии и вирусы являются причиной заболеваний).
Добывание знаний в результате общения с взрослыми.
- Предлагаю вам игру «На приеме у врача». Для того чтобы почувствовать себя настоящим доктором нам придется надеть специальную одежду (надевают халаты, бахилы, маски).
- Работать будем в парах: вы (обращается к детям) будите «врачами», а наши гости «пациентами», врач задает вопросы, пациент отвечает. Вам необходимо выяснить, как они себя чувствуют? А потом расскажите:
- Как чувствуют себя ваши пациенты?
- Зачем доктор надевает маску?
- Зачем пациент надевает бахилы?
3. Изучение нового материала (исследования в лабораториях):
- Сейчас я вас приглашаю в художественную лабораторию, где нам предстоит представить, как выглядят бактерии и нарисовать их. Но у нас мало времени, и поэтому нам будут помогать «волшебные часы», когда вы услышите звон часов - это означает окончание работы. У нас не только есть «волшебные часы», но и «волшебные фломастеры» с запахом фруктов, которые помогут нарисовать бактерий (дети рисуют бактерий, после окончания работы, вывешивают рисунки на магнитной доске, обсуждают).
- Давайте пройдём в следующую лабораторию и перевоплотимся в лаборантов-исследователей (надевают одежду исследователей: шапочки, перчатки).
- Вокруг нас находятся бактерии и вирусы, посмотрим, как же они на самом деле выглядят и верны ли были наши предположения (просмотр презентации, ознакомление с фотографиями форм бактерий, колоний).
Проведение исследований.
Педагог демонстрирует через веб-камеру приготовление микропрепарата, дети повторяют.
Затем обращается к детям с вопросом: можно ли увидеть бактерии? Смотрите, что у меня есть (смотрят в лупы). Видите их? (ответ). Они такие маленькие, что их нельзя увидеть при помощи лупы, поэтому еще бактерий называют «микробы», что означает «мельчайшие».
- Давайте посмотрим в «волшебный инструмент», который называется микроскоп (демонстрирует через видеомикроскоп двигающихся бактерий).
Физкультминутка.
Игра «Давайте подвигаемся, как бактерии» (после просмотра видеоролика, дети имитируют хаотичные движения бактерий).
Моделирование.
- Пройдёмте в следующую лабораторию под названием «моделирование». Нам с вами предстоит создать свою модель бактерий и вирусов (дети, используя набор психолога Пертра, изготавливают свои модели, на основе увиденных на слайде, демонстрируют, комментируют).
Изучение процессов жизнедеятельности бактерий (расселение при помощи спор).
- Я тоже изготовила свою модель, смотрите (демонстрирует самодельную модель хлопушка с «хвостиком», взрывает ее), из бактерии высыпаются споры и оседают на поверхности и тело человека (для изучения способа расселения бактерий дети рассматривают модель, изготовленную воспитателем, после её просмотра находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются).
Игра «Уборка» (дети при помощи игрового оборудования убирают «споры» бактерий, а педагог говорит о важности уборки помещений и проветривания).
Показ опыта.
Педагог демонстрирует пыльное растение, протирает его салфеткой, показывает детям салфетку. Дети делают вывод о том, что растения задерживают пыль вместе со спорами бактерий. Педагог задает вопрос, нужны растения в интерьере. Дети делают вывод, заполняют квартиру рисунками цветов на магнитной основе.
Аромотерапия.
- В растениях, содержатся вещества, которые уничтожают микробов, делая воздух чище. Кроме этого запахи, вызывают у нас положительные эмоции, и укрепляют иммунитет человека. Хотите оздоровиться? Тогда подходите к ароматному чудо-дереву (проведение аромотерапии с детьми под музыку). А чтобы были здоровы ниши гости, мы им подарим с нашего ароматного дерева пирамиды (дети раздают взрослым пирамиды с травами).
Исследование питательной среды для микроорганизмов (решение проблемной ситуации).
- Вернемся в нашу лабораторию для того чтобы выяснить, как проникают к нам в организм болезнетворные микроорганизмы.
- Возьмите чашки и рассмотрите питательную среду. Опишите, какая она на ощупь (влажная, мягкая). Где в нашем организме похожая среда? (предположения детей).
- Ребята, когда споры попадают на эту среду, они превращаются в бактерий, и мы заболеваем.
Проведение игры «Как проникают бактерии в организм?» (проверка предположений детей):
- У меня есть волшебный прибор, который может показать, что находится у нас внутри. Кто хотел бы сфотографироваться?
-Посмотрите ребята, это внутренние органы, давайте вспомним их названия: носовая и ротовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие. Именно здесь поселяются микроорганизмы. Но как они проникают? Через кожу? Она твердая. Давайте вспомним, какой должна быть питательная среда (мягкая, влажная). Где в нашем организме похожая среда? (ротовая и носовая полость). Дети, используя картинки микроорганизмов, прикрепляют их к органам, где они располагаются.
Закрепление изученного материала (выполнение информационного проекта «Профилактика гриппа и ОРЗ» для родителей)
Воспитатель предлагает обучающимся на выбор групповую или индивидуальную работу:
1. Выполнить проект «Будьте здоровы!» (профилактика гриппа и ОРЗ) (информация для родителей). Групповая работа (дети выполняют бюллетень для родителей, используя картинки-наклейки на основе полученных знаний).
2. Снять мультипликационный фильм «Что делать, если человек заболел?» (используя картинки-наклейки на основе полученных знаний). Индивидуальная работа (каждый участник выполняет творческое задание).
Рефлексия (по желанию дети комментирует свои проекты).