ЗАНЯТИЯ С ПЕСКОМ КАК СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАНЯТИЯ С ПЕСКОМ КАК СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


  1. Знакомство «Активный Александр, Бодрый Борис, Веселая Вероника»

Один из способов запомнить имена участников - сыграть в эту игру. Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.

  1. Игра - разминка «Песок - хорошо, песок - плохо»

Занятия с песком как способ оздоровления дошкольников

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями".

Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они - как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. А самое главное песок дает дополнительный акцент на развитие тактильного ощущения, развитие мелкой моторики рук.

Цель работы с песком - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Для многих людей облечение мысли в слово - трудно, а особенно для детей. Но существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Работа с песком успокаивает (особенно импульсивных детей) - в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола -

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года.

С помощью построек на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно - быстро.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

  • Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;

  • Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

  • Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию - песок является прекрасным психопрофилактическим средством.

Упражнение «Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большин­стве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику и усиливает чувство вины за плохое поведение.

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболез­ненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Если напряжение ребенка слишком велико, то можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать повер­хность песка кулаками и т. п.

Взрослый, а затем ребенок делают из мокрого песка шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок пе­реносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также он получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает повер­хность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ В ПЕСКЕ

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

Таким образом, в период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра-обучение в песке способствует решению следующих задач:

  • В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его «базисное доверие к миру».

  • В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, также испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

  • В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более быстро и осмысленно осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

  • В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивает позитивные способы поведения.

  • Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Чем полезны игры с песком?

  • Развивается восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, воображение и фантазия;

  • Формируется представления об окружающем мире;

  • Развивается мелкая моторика, глазомер

  • Песок успокаивает и расслабляет, снимая напряжение;

  • Воспитывается чувство успешности и уверенности в себе;

  • Идет познание внешнего и своего внутреннего мира.

Карл Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Притча «НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ВСЕМУ»

У одного известного мастера боевых искусств было много учеников. Старший из них учился долгие годы, тренировался очень усердно. Однажды он обратился к мастеру:

- Скажите, есть ли еще что-то, чего вы меня не научили?

- Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приемы борьбы, я знаю.

От этих слов молодой человек возгордился и объявил всем и везде, что он теперь - лучший боец в стране, и может победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей собрались посмотреть на этот поединок.

После равной и спокойной борьбы мастер внезапным и неожиданным приемом положил ученика на лопатки.

- Странно, - сказал побежденный, переводя дыхание, - я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приемом.

- Друг мой, я действительно научил тебя всего, что знал, - ответил мастер. - Но этот прием родился только в процессе борьбы. Это импровизация!

- Вот этого вы меня и не учили, - пожаловался юноша.

- А этому я и не могу научить, должен понять все сам.




© 2010-2022