- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Индивидуальное занятие «Постановка звуков [p], [p, ]»
Индивидуальное занятие «Постановка звуков [p], [p, ]»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурыченкова В.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Индивидуальное занятие
Тема: «Постановка звуков [p], [p,]»
Цели занятия:
Логопедические: развивать артикуляционную моторику, ставить звуки [р] и [р,], закреплять умения образовывать существительные во множественном числе с уменьшительно - ласкательными суффиксами, закреплять знания и умения в составлении предложения с предлогом «на»;
Психологические: отрабатывать навыки релаксации, развивать внимание связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Оборудование: Профиль звука, 2 кружка (красный, белый), картинки на составление предложения с предлогом «на», таблички слогов со звуками [p], [p,].
-
Организационный момент:
-Поздоровайся.
-Здравствуйте.
-Послушай и повтори.
-Какой сегодня день недели?
-Ты готов к занятию?
-Сегодня мы будем учиться хорошо говорить звук [p], [p,].
-
Пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Слонёнок»: средний палец руки выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слонёнок идёт по столу. (упражнение делается как для правой так и для левой руки.)
Упражнение «Дом»: под речёвку «Дом стоит с трубой и крышей, на балкон играть я вышел». Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию - труба - балкон.
Упражнение «Лодочка»: под речёвку «Лодочка плывёт по реке, оставляя на воде колечки». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
-
Артикуляционная гимнастика.
«Качели».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужаться, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;
б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;
Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Достать языком подбородок.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Язык перешагивает через зубы».
«Чьи зубы чище?»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Маляр».
«Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).
Пощелкать кончиком языка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
-
Постановка звуков [р], [р,].
А) Работа с профилем (уточнение артикуляции звуков [p], [p,])
Б) Вызывание звуков при помощи зонда «шарик»
В) Чтение слогов со звуком [p], [p,]
[pа], [p,я] [pу], [p,ю]
[pо], [p,ё] [pэ], [p,е]
Звуки ставятся общепринятым приёмом при помощи зонда «шарик».
-
Развитие фонематического слуха.
(Восприятие слогового материала со звуком [p], [p,] на слух)
Игра: «Красный - белый».
Цель: Нахождение звуков в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: Два кружка.
Ход игры: учитель - дефектолог предлагает ребёнку внимательно вслушиваться и определять в каком слове есть данный звук. Если в слове есть звук ребёнок поднимает красный кружок, а если нет то поднимает белый.
Предъявляемые слова: Ракета, рябина, рак, ряд, радуга, ручка, рюкзак, редис, рыба, рука, репа, рисунок, пряжа, лампа, книга, окно, стол стул, пенал, мышь, лиса.
-
Отработка предлога «на».
Ребёнок составляет предложение с использованием картинок. Учитель - дефектолог оказывает помощь.
А) Где висит куртка?
Куртка висит на вешалке.
Б) Куда мальчик поставил ведро?
Мальчик поставил ведро на землю.
В) Где сидит ворона?
Ворона сидит на ветке.
-
Образование существительных во множественном числе с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Учитель - дефектолог называет существительное во множественном числе - ученик образовывает с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Ручки - ручечки
Репы - репочки
Рамки - рамочки
Итог занятия: -Что ты делала на занятии? Как ты занималась? Ты занималась хорошо. Ты молодец.