Индивидуальное занятие «Постановка звуков [p], [p, ]»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальное занятие

Тема: «Постановка звуков [p], [p,

Цели занятия:

Логопедические: развивать артикуляционную моторику, ставить звуки [р] и [р,], закреплять умения образовывать существительные во множественном числе с уменьшительно - ласкательными суффиксами, закреплять знания и умения в составлении предложения с предлогом «на»;

Психологические: отрабатывать навыки релаксации, развивать внимание связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Оборудование: Профиль звука, 2 кружка (красный, белый), картинки на составление предложения с предлогом «на», таблички слогов со звуками [p], [p,].

  1. Организационный момент:

-Поздоровайся.

-Здравствуйте.

-Послушай и повтори.

-Какой сегодня день недели?

-Ты готов к занятию?

-Сегодня мы будем учиться хорошо говорить звук [p], [p,].

  1. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Слонёнок»: средний палец руки выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слонёнок идёт по столу. (упражнение делается как для правой так и для левой руки.)

Упражнение «Дом»: под речёвку «Дом стоит с трубой и крышей, на балкон играть я вышел». Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию - труба - балкон.

Упражнение «Лодочка»: под речёвку «Лодочка плывёт по реке, оставляя на воде колечки». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).



  1. Артикуляционная гимнастика.

«Качели».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужаться, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

Достать языком нос.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Достать языком подбородок.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Язык перешагивает через зубы».

«Чьи зубы чище?»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Маляр».

«Лошадка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

Пощелкать кончиком языка.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.


  1. Постановка звуков [р], [р,].

А) Работа с профилем (уточнение артикуляции звуков [p], [p,])

Б) Вызывание звуков при помощи зонда «шарик»

В) Чтение слогов со звуком [p], [p,]

[pа], [p,я] [pу], [p,ю]

[pо], [p,ё] [pэ], [p,е]

Звуки ставятся общепринятым приёмом при помощи зонда «шарик».

  1. Развитие фонематического слуха.

(Восприятие слогового материала со звуком [p], [p,] на слух)

Игра: «Красный - белый».

Цель: Нахождение звуков в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: Два кружка.

Ход игры: учитель - дефектолог предлагает ребёнку внимательно вслушиваться и определять в каком слове есть данный звук. Если в слове есть звук ребёнок поднимает красный кружок, а если нет то поднимает белый.

Предъявляемые слова: Ракета, рябина, рак, ряд, радуга, ручка, рюкзак, редис, рыба, рука, репа, рисунок, пряжа, лампа, книга, окно, стол стул, пенал, мышь, лиса.

  1. Отработка предлога «на».

Ребёнок составляет предложение с использованием картинок. Учитель - дефектолог оказывает помощь.

А) Где висит куртка?

Куртка висит на вешалке.

Б) Куда мальчик поставил ведро?

Мальчик поставил ведро на землю.

В) Где сидит ворона?

Ворона сидит на ветке.

  1. Образование существительных во множественном числе с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Учитель - дефектолог называет существительное во множественном числе - ученик образовывает с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ручки - ручечки

Репы - репочки

Рамки - рамочки

Итог занятия: -Что ты делала на занятии? Как ты занималась? Ты занималась хорошо. Ты молодец.



© 2010-2022