Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет

(Британский политик из Лейбористкой партии, слепой от рождения, из бедной семьи, он стал министром образования, внутренних дел и труда и пенсий в совете Тони Блера в 1997г.) До него ни в одной стране не было слепых от рождения мужчин или женщин, добравшихся до таких вершин власти. Ему 63 года, и историю его жизни можно переработать в захватывающий роман, где есть бедность, любовь, удары судьбы и противостояние им. Но после его ухода политическая британская политическая сцена поскучнела. "Павлин улетел, остались одни воробьи"- заметили журналисты.

Исходя из его высказывания можно вспомнить принципы инклюзивного воспитания:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- Каждый человек способен чувствовать и думать;

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- Все люди нуждаются друг в друге;

- Настоящее образование имеет возможность осуществления только в контексте реальных взаимоотношений;

- Всем людям необходима поддержка и дружба сверстников;

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

«Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- термин, обозначающий процесс развития общего образования, который предусматривает доступность образования для каждого, в плане приспособления к всесторонним нуждам каждого ребенка, что открывает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Дети с особыми потребностями:

  • Зпр, бевпрезорники (гипоопека)

  • Дети, родители на зароботках,гиперопека,

  • Дети богатых родителей (нет социализации0

  • Ухудшение экологии (металлургические заводы - нарушение слуха,хим заводы- зрения),Чернобыльские дети

  • С аутичным спектром, Дцп,Синдром Дауна

  • Перенесшие аборты. (дети имеющие задержки)

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.

Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Большинству детей необходим адаптационный период. Адаптация-это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Таким образом, инклюзивное образование находится на пути стремления к развитию методологии, направленной на детей и признающей, что все дети - индивидуальности с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование находится в поиске разработки подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Если преподавание и обучение станут эффективнее в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда позитивная тенденция этого успеха отразится и окажет влияние на всех детей (не только на детей с особыми потребностями).

ЕДИНСТВО ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ОБЩИЕ ЦЕЛИ.

Это как раз и предусматривает программа « От рождения до школы»

Данный раздел Программы имеет своей целью познакомить педагогов, психологов дошкольных общеобразовательных учреждений с технологиями коррекционно-педагогической работы, помочь им осуществлять эту работу в условиях детского сада.

Дети с особыми потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития(Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская).

Инклюзия - это создание специальных условий для ребёнка (меньшее количество детей в группе, классе), дополнительные педагоги (логопед, дефектолог, тифло- и сурдопедагог) в обычной среде. В общем, при инклюзии среда приспасабливается под потребности ребёнка.
Интеграция - это включения особого ребёнка в обычный коллектив, без дополнительных мероприятий.

Отметим индекс инклюзии - это подборка практических материалов, направленных на планирование действий по созданию и развитию в дошкольных и общеобразовательных организациях инклюзивного учебного пространства для всех участников УВП.

Направления индекса:

  1. Развитие организационной культуры

Создание сообщества (партнерство, сотрудничество с родителями и органами власти)

Развитее инклюзивных ценностей (преданность идеям инклюзии, положительного микроклимата)

  1. Разработка образовательной политики

Развитие учебных учреждений для всех (доступность, максимальная адаптация всех участников УВП)

Организация поддержки разнообразия (выполнение актов, повышение квалификации, преодоление псих.барьеров)

  1. Внедрение инклюзивной практики.

Управление процессом обучения (учет инд. Особенностей, разработка планов и программ)

Мобилизация ресурсов (опыт педагогов, программы дополнительного образования)

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Основные направления работы по Программе

Основная задача коррекционно-педагогической работы -создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризуем основные направления работы, которые выделяются в Программе.

Направление «Физическое развитие»

Основная задача-совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми

Образовательная область «Здоровье»

Задачи - создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Для реализации перечисленных задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

Образовательная область «Физическая культура»

Основная задача - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем как путем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.

Направление «Социально-личностное развитие»

Основная цель - обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь.

Для дошкольников с ОВЗ целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются

Образовательная область «Безопасность»

Задача-формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Дети с ОВЗ могут оказаться в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья.

На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство.

Образовательная область «Социализация»

Основная задача - подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

Образовательная область «Труд»

Задачи - обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами.
Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.

Направление «познавательно-речевое развитие»

Основная задача - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средства познания. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они доступны детям для выполнения.

Образовательная область «коммуникация»

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку с ОВЗ полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. В создании этой среды участвуют воспитатели, родители, другие взрослые, сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу необходимо выстраивать индивидуально.

Образовательная область «Художественное творчество»

Основная цель - обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

« ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БЫЛ МУХОЙ В ЯНТАРЕ» Малофеев.

«Не успели мы осознать, что такое интеграция, как пришлось осваивать новый термин - «инклюзия», который даже перевести на русский язык сложно», - начал выступающий, как вдруг из рядов послышался громкий возглас: «А что тут сложного? Инклюзия - это муха в янтаре!» Конечно, жителям янтарного края, хорошо знакомым с технологией обработки ископаемой смолы, известно, что инклюзами именуются включения насекомых и растительных остатков. И хотя докладчик подразумевал совсем иную инклюзию - включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в «общий поток» - реплика из зала воспринималась точной, если не пророческой. На наш взгляд, более наглядную характеристику неудачной педагогической инклюзии, чем дал ее участник упомянутой конференции, предложить трудно. Действительно, то, что в теории звучит как включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду, на практике выглядит несколько иначе. Подчас этот ребенок оказывается в группе/классе абсолютно инородным телом.














СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

№4 «ЖУРАВЛЕНОК» С ОБЩЕСТВОМ ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

На протяжении более 20 лет дошкольное учреждениие № 4 «Журавленок» сотрудничает с обществом «Возрождение» руководитель Титова В.И., а также с центром социальных служб семьи и молодежи под руководством Смагиной Е.Т. Лучшие специалисты, которые хорошо знают специфику работы с каждой группой людей, имеющих различные заболевания: опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, центральной нервной системы проводят работу с детьми, родителями и педагогами.

Дошкольное учреждение «Журавленок» совместно организовывает мероприятия, чтобы детям с различными недугами дать максимум возможностей для самореализации, самосовершенствования, самоутверждения.

Традиционными стали праздники к Новому году, встречи весны и Международному Дню инвалидов. В эти день педагоги и воспитанники организовуют концерты, совместные игры и конкурсы. На праздниках всегда царит дружеская и творческая атмосфера, сияют улыбки детей и звучат теплые слова. Долгожданные встречи завершаются приятными моментами - чаепитием с героями празника и вручением подарков.

Совместно со специалистами мы устраиваем различные мастер-классы, круглые столы, консультации со специалистами, выставки научной литературы, семинары. Много интересного и познавательного узнают на таких мероприятиях не только родители, но и педагоги.

Все мероприятия освещаем на сайте города и области, размещаем информацию в интернете.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями




Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями

2011 год. Обучающий семинар для родителей детей с ограниченными возможностями, с привлечением специалистов детского сада и Центра семьи и молодежи.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями






2011 год. Праздничное мероприятие «Должны смеяться дети»

2012 год. День открытых дверей для детей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностямиПсихолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями

Малыши всегда рады долгожданной встречи, когда можно поиграть в любимые игры, а взрослым пообщаться с педагогами.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями

2013 год. Родительский клуб «Жемчужины здоровья» совместно с Центром «Возрождение» и Центром по работе семьи и молодежи.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями





Обмен опытом воспитания ребенка в семье, коллективное решение сходных семейных проблем, являются актуальными и эффективными в процессе адаптации детей - инвалидов в социуме.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями





2014 год. Музыкально - развлекательное мероприятие «Золотая осень встречает друзей»

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностямиПсихолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями






В программе праздника включены музыкальные, художественные и другие веселые конкурсы, где каждый ребенок и родитель сможет себя проявить.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностямиПсихолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями2015 год. Праздник для детей с ограниченными возможностями «Пусть сердце добрым будет».

Ребята вместе с любимыми героями мультфильмов пели песни, играли, танцевали, водили дружно хоровод.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенными образовательными потребностями





Мы уверены - в наших силах подарить детям с ограниченными возможностями кусочек счастья и поделиться с ними душевным теплом.


© 2010-2022