Проект модели организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 года по теме Ум на кончиках пальцев

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования





Итоговая аттестационная работа (проект)

ТЕМА

Проект модели организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 года (младшая группа) по теме «Ум на кончиках пальцев»





Авторы проекта

Ефимова Ирина Николаевна, воспитатель, АНО «Прогимназия № 14 «Журавушка» города Бугульмы

Лапшова Анна Николаевна, воспитатель, АНО «Прогимназия № 14 «Журавушка» города Бугульмы

Мифтахова Файруза Нагимулловна, воспитатель, АНО «Прогимназия № 14 «Журавушка» города Бугульмы




Научный руководитель


Сафина Р.Н., к.п.н. доц, ПМЦПКиППРО


Казань, 12.05-22.05.2015г.

Введение

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих, любознательных, активных, интеллектуальных развитых детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, художественно - эстетического развития ребенка.

Связь пальцевой моторики и умственного развития была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.

Еще В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». [ 3.,стр. 12 ]

Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Начинать ее развитие необходимо с самого раннего детства.

Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

Большинство специалистов, психологов, педагогов - сходятся во мнении: детское рисование - один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признакам, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

Для этого в дошкольных учреждениях используют нетрадиционные приёмы рисования и лепки: пальчиковая живопись, заминание ткани, работы с солёным тестом, живопись губкой, мятой бумагой, ватными палочками, печать от руки и мыльными пузырями на воздушных шарах, которые положительно влияют на эмоциональное состояние детей, помогают развивать мускулатуру рук, мелкую моторику ребёнка.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь отсутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно - осязаемые анализаторы. В настоящее время значительный вклад в иссследование данной проблемы внесли Н.Е. Веракса, И. А. Лыкова, А.В. Никитина, Г.Н. Давыдова и другие учёные. Современные иссследователи в художественно - эстетическом развитии дошкольников делают акцент на самостоятельности и активности малышей во всех видах изобразительной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к художественно - эстетическому развитию у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [2.7, 32-34.]

Основанием для разработки проекта являются нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.11.2003. № 1155:

- Приказ от 30.08.2013. № 1014 Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам дошкольного образования;

- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» с изменениями от 04.04.2014.

Используя в работе разнообразные методы и техники, пришли к выводу, что

на сегодняшний день художественно - эстетическое развитие строится в рамках проектной деятельности с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка, способствуя развитию мелкой моторики рук у детей, а значит, и развитию речи, пооперационному действию, что необходимо для обучения в школе.

Таким образом, одной из наиболее эффективной и интересной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе выбрали тему «Ум - на кончиках пальцев» по художественно- эстетическому развитию детей .

Цель проекта: Изучить теоретически, обосновать методически и разработать для практической реализации проект организованной образовательной деятельности детей 3-4 лет (младшая группа)

Задачи проекта:

1. Анализ научно - методической литературы по данной теме.

2. Подбор и отбор необходимого рабочего материала

и создание предметно-развивающей среды в группе по художественно- эстетическому развитию.

3. Разработка плана мероприятия

4. Подготовка к реализации содержания проекта

5. Опредение и уточнение методик диагностик с целью определения уровня художественно - эстетического развития дошкольников.

6. Определение эффективности и результативности проекта.


Целевая группа проекта: Дети 3-4 лет младшая группа, АНО «Прогимназия № 14 «Журавушка» города Бугульмы

Срок реализации проекта: 12.05. - 12.10.2015

Место реализации проекта: АНО «Прогимназия № 14 «Журавушка» города Бугульмы

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап - с 12.05. - 22.05, 2015 ( Изучение и формирование устойчивого интереса к тематике проекта. Подбор и отбор литературы для детей и родителей (подготовка воспитателями методического, дидактического, иллюстративного, информационного материала).

2. Основной этап - 25.05. - 12.10.2015 ( Реализация содержания проекта)

3.Заключительный этап - октябрь 2015г (обобщение, подведение итогов, определение планов на будущий год).

















Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1

Изучение нормативных документов

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка»

Города Бугульмы

Май 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

2

Анализ содержания правовых документов

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка»

Города Бугульмы

Май 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

3

Сбор необходимого материала

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Май 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

4

Разработка плана мероприятия

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Май 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

5

Обозначение сроков реализации проекта

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Май 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

6

Создание художественно- эстетического центра

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Май 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

7

Выставка работ совместно с родителями «Мама, папа и я - творческая семья»

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Июнь 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

Родители

Дети

8

Оформление книжки «Умные книжки для малыша и малышки»

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Июнь 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

Родители

9

Выставка детского творчества «Пальчиковая палитра»

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Июль 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

10

Дидактические игры: «Сильные ладошки», «Разноцветные прищепки», « Бусинки», «Весёлые горошинки»

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Август 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

Ст. воспитатель

11

Изготовление лэп-буков «Домашние животные»

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Сентябрь 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

Родители

Учащиеся прогимназии

12

Подведение итогов реализации проекта

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Октябрь 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

13

Размещение информации на сайте (рекомендации для родителей в упражнении мелкой моторики руки)

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Октябрь 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

14

Выступление на педагогическом совете об итогах реализации проекта

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города

Октябрь 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

15

Публикации в газетах и журналах

АНО «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы

Октябрь 2015

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

1. Изучение и анализ ФГОС ДО

2.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» с изменениями от 04.04.2014.

4. Приказ от 30.08.2013. № 1014 Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам дошкольного образования

5. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования Автономной некоммерческой организации дошкольного и начального общего образования «Прогимназии № 14 «Журавушка» города Бугульмы

6. Региональная программа дошкольного образования детей Р.К. Шаехова РИЦ, 2012





+






+

+

+





+



+





Сборник нормативно-правовых документов






Апрель-май 2015

Материально-технические:

1. Использование интерактивной доски

2.Применение проектора

3. Использование демонстративного пособия

+

+

+

Кадровые:

  1. Директор

  2. Зам директора

  3. Ст. воспитатель

  4. Воспитатели

  5. Муз. руководитель

  6. Ст. воспитатель

+

+

+

+

+

+

Научно-методические:

  1. Подписка на журналы и методическую литературу

  2. Изучение методической литературы по художественно- эстетическому развитию

  3. Методические разработки: конспекты, картотека пальчиковых гимнастик, игр

+

+

+

+

Директор

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

Май-июнь 2015

Информационные:

  1. Выступление на педсовете по теме «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

  2. Информация для родителей

  3. Презентация

  4. Размещение информации на сайте

+


+

+

+

Директор

Ст. воспитатель

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

Май- октябрь 2015

Мотивационные:

  1. Повышение мотивации у воспитателей через:

Семинары.

Самообразование.

Повышение квалификации

Научно- практические конференции

  1. Повышение мотивации у родителей через:

Индивидуальные беседы.

Родительские собрания.

Консультации.

Круглый стол.

День открытых дверей

Сайты

  1. Повышение мотивации у родителей через:

Беседы

Родительские собрания.

Консультации.

Круглый стол.

  1. Повышение мотивации у детей через:

Совместную игровую деятельность

Наблюдение

Беседы


+

+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Директор

Ст. воспитатель

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

Май- октябрь 2015

Организационные:

  1. Разработка плана мероприятия

  2. Родительские собрания

  3. Подготовка и приобретение раздаточного материала

+

+

+

Директор

Ст. воспитатель

Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н.

Мифтахова Ф.Н.

Май- октябрь 2015

Финансовые:

  1. Приобретение призов, грамот

  2. благодарственных писем

  3. Приобретение оборудования

+

+

+


Воспитатели:

Ефимова И.Н.

Лапшова А.Н. Мифтахова Ф.Н.

Май- октябрь 2015








Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Сформированность устойчивого интереса у детей 3-4 лет к изобразительной деятельности, самостоятельному созданию нового образа ( в рисунке, лепке, аппликации); овладению способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.

  2. Сформированность компетенций готовности педагогов к разработке проекта.

  3. Сформированность положительного отношения родителей к совместным творческим работам.






























Критерии эффективности проекта (методы диагностики)


Для определения уровня художественно - эстетического развития дошкольников использовали диагностические карты промежуточных и итоговых (интегративных) результатов развития детей во второй младшей группе по Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

Цель диагностики - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; удовлетворение потребности детей в самовыражении; развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка. аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.


Промежуточная оценка во второй младшей группе №_____.

Образовательная область «Художественное творчество»

Дата _____________________ Педагог _________________________

Вторая младшая группа

ф

а

м

и

л

и

я

и

м

я

р

е

б

е

н

к

а

Рисование

Умение свободно и правильно держать карандаш, не напрягая пальцы

Умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю капельку краски о край баночки легким прикосновением ворса

Умение хорошо промывать кисть, прежде, чем набрать краску другого цвета. Осушать промытую кисть о салфетку

Знание цветов и оттенков: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый.

Умение наносить на форму элементы дымковских узоров

Ритмическое нанесение мазков, линий, штрихов, пятен

Рисование прямых линий (коротких и длинных) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик). Движение кисти должно быть по направлению ворса.

Изображение предметов, состоящих из комбинации разных форм и лини (Неваляшка, тележка)

Закрашивание предметов краской в одном направлении сверху вниз или слева направо, не выходя за контур рисунка

Закрашивание рисунка карандашами неотрывными движениями туда и обратно (сверху вниз - снизу вверх, слева направо - справа налево), регулируя силу нажима на карандаш

Лепка

Раскатывание комочков глины, пластилина прямыми движениями ладоней

Раскатывание комочков глины, пластилина круговыми движениями ладоней

Умение соединять концы раскатанной палочки глины, пластилина

Умение сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук

Лепка предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу

Аппликация

Умение предварительно выкладывать на листе бумаги готовые формы в определенной последовательности, и только потом наклеивать

Умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем обратную сторону наклеиваемой фигуры на специальной клеенке

Умение прикладывать смазанную форму к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой ладонью, а не пальчиками

Умение создавать композиции из геометрических форм, повторяя и чередуя их по форме и цвету, чувствуя ритм узора

Умение убирать за собой рабочее место

Итоговая оценка

Оценка уровня развития

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты

2 балла - отдельные компоненты не развиты

3 балла - соответствуют возрасту

4 балла - высокий

Итоговая оценка

Сумму баллов разделить на количество параметров.

Высокий уровень - ∆, средний балл - 4 балла

Норма - ∆ , средний балл - 3 балла

Средний - ∆, средний балл - 2 балла

Низкий - ∆, средний балл - 1 балл





Список литературы


Основная литература:

  1. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности / Светлана Вдовиченко - М. ; Чистые пруды, 2009. - 32 с. : ил. - (Библиотечка «Первое сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 25) .

  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в ДОУ. Младшая группа. - М.: Цветной мир, 2012

  3. Лыкова И.А. Изобразительное искусство в детском саду. Путешествия в тапочках, ластах, босиком, на ковре - самолёте и в машине времени. - М.: Цветной мир, 2012

  4. Мелик-Пашаев А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с. ил. - (Библиотечка «Первое сентября», серия «Дошкольное образование», Вып. 6( 18) .

  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб. КАРО, 2010 г.

  6. Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд Издательство Учитель, 2013

  7. В.А. Сухомлинский О воспитании., М., 1979

  8. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику, М.; Издательство ЭКСМО, 2009

  9. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков, М.; Издательство ЭСКМО, 2010

  10. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  11. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.11.2-13. № 1155.

  12. . Федеральный закон от 29.12.2-12. Г. № 273-ФЗ «Об образованиии в Российской Федерации».

  13. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина Ростов - на - Дону. ООО «Феникс», 2010

Дополнительная литература:


  1. Н. Алексеевская Карандашик озорной

  2. Ю.Васнецов Сборники русских народных потешек

  3. С.И. Гудилина Чудеса своими руками

  4. Т.Г.Казакова, И. А. Лыкова Каляки - маляки


© 2010-2022