- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Мастер-класс для педагогов ДОУ Интерактивные методы и формы методической работы как фактор повышения профессионального уровня педагогов
Мастер-класс для педагогов ДОУ Интерактивные методы и формы методической работы как фактор повышения профессионального уровня педагогов
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полюхович В.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МАСТЕР-КЛАСС
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
ПЕДАГОГОВ ДОУ»
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня мы поговорим с вами о повышении качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
-
Если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без использования инновационных технологий - поднимите правую руку!
-
Если вы считаете, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов - поднимите левую руку!
-
Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов просто необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения коллег потопайте ногами.
Ну, вот, Вы уже улыбаетесь и готовы к восприятию информации. А это значит, что один из многочисленных приёмов активизации взрослых и детей, используемых нами в методической и педагогической работе (разогревки - самооценки), опять успешно сработал.
Качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом ДОУ, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике.
Мы, как и многие образовательные учреждения продолжаем работу по наращиванию в применении нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения педагогов, родителей и воспитанников ДОУ.
Рассматривая понятия сущности профессионализма педагогов можно сделать вывод, что развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольном учреждении является использование интерактивных методов и форм взаимодействия с родителями и воспитанниками ДОУ. Уровень владения разнообразными приемами взаимодействия с детьми и взрослыми, эффективность их применения, во многом определяет профессиональную готовность к реализации образовательной программы ДОУ.
Что же такое интерактивность? Это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем - либо (человеком).
Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение воспитанников в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.
По свидетельству экспериментальных данных при лекционной подаче материала усваивается не более 20 - 30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%. Эти данные полностью подтверждает древняя китайская пословица, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму»
Работа в группах:
распределите предложенные формы и методы работы на 2 части - традиционные и интерактивные.
Формы и методы работы с педагогами и родителями
Традиционные
Инновационные
-
проблемные семинары
-
семинары-практикумы
-
дни открытых дверей
-
творческие микрогруппы
-
наставничество
- индивидуальное шефство
- выступления перед аудиторией
- обобщение опыта работы
- проблемные консультации;
- «Школа молодого педагога»
- взаимопосещения занятий;
- методические посиделки;
- МО специалистов;
- открытые НОД - приглашения
- смотры-конкурсы
-
«копилка» педагогического мастерства
-
мастер-классы
-
проектная деятельность
-
создание банка инновационных идей
-
творческие конкурсы
-
творческая лаборатория молодых специалистов
-
школа родительской любви
-
педагогический маркетинг
-
ярмарка инновационных идей
-
творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
-
музыкально - литературная гостиная
- метод «Кейсов»
-
метод «Мозгового штурма»
- метод «Модерации»
- разминки
-
Можете ли вы добавить список нетрадиционными форм и методов?
-
Команда коллег согласна с таким разделением?
-
Что вы хотели бы добавить или убрать из такого разделения?
В числе основных методических принципов интерактивного обучения выделяют следующие:
1. Принцип проблемности
Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает мотивацию и дает возможность педагогам проявить умственную самостоятельность и инициативность.
2. Совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью всех субъектов образовательного процесса.
3. Принцип дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей педагогов.
4. Рефлексивность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны методиста, так и педагогов.
Работа в группах: Составить перечень преимуществ интерактивных методов.
-
способствуют эффективному усвоению материала;
-
стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию;
-
повышение уровня активности и самостоятельности;
-
развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
-
развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Почему мы говорим «Да интерактивным методам?»
При всех своих положительных качествах, методы активного обучения обеспечивают:
-
Высокую мотивацию
-
Прочность знаний
-
Активную жизненную позицию
-
Демократичность
-
Командный дух
-
Самовыражение
-
Индивидуальность
-
Взаимоуважение
-
Творчество
-
Фантазия
-
Коммуникабельность
-
Акцент на деятельность
Что позволяет резко увеличить % прочности усвоения материала.
Вопрос: Что может затруднять внедрение интерактивных методов и форм в методическую работу с кадрами? (ответ пишут на индивидуальных листочках)
-
Задача группы: сформулировать общую проблему из разрозненных ответов участников группы, сгруппировав их.
-
Определить способы разрешения проблем по алгоритму «Зеркало прогрессивных преобразований» и оформить в таблице:
Указать проблему начиная с частицы НЕ или НЕТ, или глагола, отрицающего наличие чего-нибудь.
Проблема________________________________
-
Причины
Цель
Задачи
Мероприятие
Планируемый результат
-
Указать причины этой проблемы
-
Проблему переформулировать в цель, начиная с глагола.
-
Причины переформулировать в задачи.
-
К каждой задаче определяется мероприятие и планируемый результат.
По итогам обсуждения группы представляют свои результаты.
Вопрос к противоположной группе: Довольны ли вы результатом обсуждения? Устраивают ли предложенные перспективы решения?
Таким образом, применение интерактивных методов и форм в нашей деятельности позволяет создать условия для самостоятельной и творческой работы, развивает умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом.