Консультация Методические рекомендации к организации Книжного уголка в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад «Радуга»




Методические рекомендации

по теме:

«Педагогические условия организации и функционирования «Уголка книги» в дошкольном учреждении»


Консультация Методические рекомендации к организации Книжного уголка в ДОУ







Подготовила:

Старший воспитатель Захарова В.Б.

Слайд 1, 2 Обозначение темы

Слайд 3 «Уголок книги» - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть - «перечитать» ее. Здесь ре­бенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит лич­ностное общение ребенка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами худо­жественной литературы.

Встреча в «Уголке книги» со знакомым произведением, полю­бившимися героями углубляет проникновение в авторский замы­сел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Вниматель­но рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобрази­тельному искусству, учится видеть и понимать графические спо­собы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредст­венно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников: Ю. Васнецова, В. Ле­бедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Только в «Уголке книги» воспитатель имеет возмож­ность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгля­да, уже по одному тому, как он касается книги...» (Франс А).

Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно фор­мируется в месте, отведенном для чтения.

Слайд 4 Цель Уголка книги - привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Слайд 5 Требования к организации Уголка книги

  • «Уголок книги» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравив­шуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).

  • «Уголок книги» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосре­доточенного общения с книгой.

  • Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

  • Нужно продумать правильное ос­вещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

  • Уголок должен быть уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

  • «Уголок книги» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему.

  • Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Уголке книги», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Уголок должен быть не парадным, а рабочим.

  • Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены.

  • Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употребле­нии книги порою привлекательнее для читателя уже пото­му, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть ин­тересной.

Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.

Слайд 6 В «Уголке книги» групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно больше кни­жек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не регламентировано. Оно зависит от тех задач, которые ста­вит воспитатель в работе с детьми в течение дня или неде­ли. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5-7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точ­ки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфи­ческого исполнения. Периодичность замены книг также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух, если к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но если смена книг произошла, малышам надо указать на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у де­тей, что остановило их внимание, какую книгу им захоте­лось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги.

Слайд 7. В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с «Уголком книги», его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторож­но, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

В книжной витрине младшей группы выставляется, как пра­вило, немного (4-5) книг, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

- В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

- Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

- Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

- Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Слайд 8

В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные в шкафу). Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, диафильмы, аудио, видео фильмы, материал для ремонта книг. Можно предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки используются реже, добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги.

У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.
Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).

Малыши любят подолгу «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Рассматривая картинки, дети нередко шепчут или выкрикивают, сами того не замечая, непроизвольно возникающие стихи. Такие стихи очень ценил и любил К. Чуковский, называя их экстатическими. Таким образом, многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоко личностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

Слайд 9-10

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в лите­ратурном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выражен­ные индивидуальные интересы.

Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избира­тельность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений - удовлетворение этих многообразных интересов.

Слайд 11 «Уголок книги» старших групп формируется по тематическому признаку. Тема выставки должна быть важной и актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника - иллюстратора, с содержанием планируемого занятия, детского праздника).

Примеры формирования «Уголка книги»:

  • «Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» иллюстрированная разными художниками»

  • «Книги И. Токмаковой с иллюстрациями Л. Токмакова

  • Выставка серии книг издательств «Самовар», «Дрофа» и др.

  • «Разные азбуки»

  • Творчество А.С. Пушкина

  • Народные детские песенки стран мира

  • «Елка» Сутеева В., Зощенко М., Барто А., Трутневой М.,
    Михалкова С. и др. (произведения с одним названием, по разным авторам)

  • Тематический «Уголок книги» «Птицы»

  • Народная сказка источник для авторской сказки

  • Выставки детских журналов издаваемых в одном регионе

  • Сезонные изменения в природе

  • «От книги к мультфильму» (произведения положенные в основу мультфильмов)

  • Детские журналы.

  • «Мы художники - иллюстраторы» - выставка ,произведений, знакомых детям, вместе с иллюстрациями.

  • «Домашняя библиотека» - выставка книг принесенных детьми из дома.

В книжную витрину одновременно помещается от 3-4 до 10-12 книг. Количество книг зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течении дня или недели. Каждый из детей должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Так же в «Уголке книги» необходимо иметь папку для портретов писателей или художников детской книги. Портреты помещаются туда в соответствии с темой выставки.

Кроме того, в книжном уголке в соответствии с темой выставки размещаются:

  • наборы открыток

  • самодельные детские книги

  • детские рисунки и поделки

  • разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть специально созданные художником альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова) или альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток или рисунков о труде, природе, о книгах того или иного писателя.

Кроме того, в старших групп необходимо иметь материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч.

Следует иметь в виду, что старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэ­тому педагогическое руководство становится более косвенным, кор­ректным.

В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Совместное об­щение воспитателя и ребенка с книгой носит особо теплый и дове­рительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение вос­принимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.


Как отобрать книги, с тем,

чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в «Уголке книги» должны быть представлены стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно следует выставлять 2-3 сказочных произведения.

Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, поэтому предложите книги о природе: о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природовед­ческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности. Вместе с ласточкой-берего­вушкой, героиней сказки В. Бианки «Лесные домишки», он путе­шествует от одного птичьего домика к другому, наглядно знако­мясь с условиями обитания разных птиц. Благодаря рисункам Е. Чарушина к сказке В. Бианки «Первая охота» дети наглядно убеждаются в мудром устройстве жизни на земле: птицы умеют ловко защититься от врага, спрятаться, дать отпор: удод превра­щается в пестрый лоскут; вертишейка вытягивается и шипит как змея; выпь раскачивается, сливаясь с болотной травой.

На витрине должны находиться издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рас­сматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить про­читанное, углубить свои первоначальные представления. Напри­мер, после чтения на занятии рассказа Л.Толстого «Филипок» поставим в «Уголок книги» издание с иллюстрациями А. Пахомова. Художник писал, что ему хотелось сделать Филипка любимым героем малышей, поэтому он нарисовал его красавцем. Таким он представлял себе Ломоносова в детстве. Прекрасные рисунки по­могут детям увидеть и лучше узнать «бедового» деревенского маль­чика, полюбить его, как любили своего героя писатель и художник.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С.Я.Маршака, С.Михалкова,А. Барто, М.Зощенко, Н.Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть выставлены в «Уголке книги». Общение с этими произведениями не только приносит детям радость, но и полезно им, так как разви­вает необходимую человеку способность - способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в «Уголок книги» можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг? Как долго стоит каждая книжка на витрине? Нужны ли тематические выстав­ки книг?

Ответить правильно на эти вопросы поможет сформулирован­ный уже ранее принцип - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребывания на выставке каж­дой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Например, подолгу любят они рассматривать книги художника и писателя В. Сутеева, сказку К.Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рисунками В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным и многие другие издания. Такого рода книги могут и должны долго находиться в группе, достав­ляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги составляет 2-2,5 недели.

Воспитатели старших групп нередко устраивают тематичес­кие выставки книг. Цель таких выставок - углубить литератур­ные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную Тему. Это может быть выставка сказок А.Пушкина (с иллюстра­циями разных художников), книг Л.Толстого, С.Маршака и др.

П

!равила организации выставок книг

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.).

  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.

  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее вни­мание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.



Правила работы в «Уголке книги»


!

Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать.

!

При смене книг в книжном уголке необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание.

!

Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли.

П

!ри рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой.

!

Книги брать чистыми, сухим руками.


Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста


Наполнения уголка

Педагогическая работа с детьми

Правила поведения в уголке книги

Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг.
Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями.
Отдельные картинки, иллюстрации.
Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.
Особое предпочтение книжкам - картинкам.
Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения.
Могут быть представлены книжки-малютки, книжки - игрушки и др.

Воспитатель учит:

  • внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия;

  • побуждать пересказывать отдельные эпизоды;

  • обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)


Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:

  1. Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением.

  2. Приучает рассматривать книги и картинки только там.

  3. Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

    • брать книги только чистыми руками;

    • перелистывать осторожно, не рвать,

    • не портить, не использовать для игр;

    • после просмотра ставить на место.


В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой.
Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

Иллюстрации по различным тематикам:

  • Родина

  • Труд людей

  • Родная природа

  • Игры детей

  • Предметные картинки и др. по программе.

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.
В младшей и средней группах - 2-3
иллюстрации.



Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Содержание определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к 5 годам. Книга становится важной частью духовной жизни детей, у них появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные пристрастия.

Принцип организации - удовлетворение многообразных интересов детей.

Наполнения уголка

Педагогическая работа с детьми

Работа с детьми

Художественная литература
Размещать можно одновременно 10-12 разных книг:

  • 2-3 сказочных произведения,

  • стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью);

  • 2-3 книги о животных и растениях;

  • книги, с которыми детей знакомят на занятиях;

  • книги для расширения сюжета детских игр;

  • юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.);

  • «Толстые» книги ;

  • книги, которые дети приносят из дома.

Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.

  • Учить самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;

  • Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;

  • Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;

  • Закрепить интерес дошкольников к сказкам;

  • Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства;

  • Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями.

  • Закрепляются правила обращения с книгой.

  • Принимают участие в самостоятельной починке книг.

  • Принимают участие в оформлении тематических альбомов и выставок.

В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие - нет.
Иллюстрации к различным тематикам:

  • Родина

  • Труд людей

  • Родная природа

  • Игры детей

  • Предметные картинки

  • Иллюстрации к прочитанным произведениям


и др. книги по программе.

Знакомит с миром природы, ее тайнами и закономерностями.
Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.
Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального комфорта.
«Толстые» книги» читают в течение длительного времени.
Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

Педагогическая целесообразность.
Учет возрастных особенностей детей.
Эстетка оформления.

В старшей и подготовительной группах 3-4- тематики:
2-3 посвящены явлениям общественной жизни, 1 - природе.

Альбомы для рассматривания
специально созданные художниками, альбомы на разные темы («Разные звери» Н. Чарушина и др.)
Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации)

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

  • Педагогическая целесообразность.

  • Учет возрастных особенностей детей.

  • Эстетика оформления.

Детские журналы
В подготовительной группе
выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки» «Свирелька» и др.)

Чтение, рассматривание, работа с сюжетными картинками.

Библиотека
В подготовительной группе оформляется небольшая библиотека (желательно книжки- малышки)

Знакомим с библиотекой.
Чтение книг и рассматривание иллюстраций.
Речевое общение, воспитание интереса к книге и чтению, художественной литературы, культура поведения.

Составление картотеки


© 2010-2022