Консультация для воспитателей «Роль нетрадиционных техник рисования в изобразительном творчестве дошкольников»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для воспитателей «Роль нетрадиционных техник рисования в изобразительном творчестве дошкольников»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В. А. Сухомлинский.

Кто не наблюдал, как рисуют дети - дома, на улице? Самые маленькие, еще не зная, чем и на чем можно рисовать, с увлечением рисуют всем, что оставляет след на асфальте, на стене, на бумаге. Взрослые иной раз досадуют: обои исчиркал, бумагу извел - лучше бы играл со своими игрушками. Людям подчас невдомек, что рисунки детей - одно из чудес, мимо которых многие проходят, не замечая их, не задумываясь. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка

Мы часто недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребенка. Такой подход к детскому изображению далек от истины. Научить изображать, то есть первоначально любить что-либо изображать - это значит сделать универсальное полезное дело для ребенка. Развиваются руки, ребенок учится активно показывать в своих первых детских работах свое отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всем многообразии красок он познает окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Этот порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом.

Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия.

При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребенка - это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, в другом - морским кораллом.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, воспитатель должен разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. А если педагог уделяет большое внимание к выполнению работ в нетрадиционной технике, то изобразительное творчество становится еще увлекательнее и интереснее.

Детей всегда притягивает цвет и фактура краски. О роли рисования в эстетическом воспитании спорить не приходится. Но как построить изобразительную деятельность в игровой форме, которая была бы интересной и взрослым и детям? Игровые и сюрпризные моменты используются в работе детского сада широко, они дают заинтересованность к процессу и результату рисования. Но это не игра с красками. Игра возможна только при исследовании и освоении новых живописных техник и материалов. Поэтому необходимо формировать у детей нетрадиционные навыки рисования, потому что эта деятельность носит ярко выраженный творческий характер, у детей развивается образное мышление, воображение, внимании

Один из компонентов изобразительной грамоты - это художественные техники.

Не совсем верно связывать нетрадиционные техники с желанием достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет важное значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа. Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом

Художественные техники: «Граттаж», «Монотипия», «Пальчики- палитра», «Печатать от ладони», «Печатка», «Рисование вдвоем на длинной полоске бумаги», «Рисование с секретом в три пары рук», «Тампонирование», «Трафарет», «Набрызг», «Ниткография», «Веревочные рисунки», «Кляксография», «Мыльные пузыри», «Рисуем на мокрой бумаге», «Фотокопия», «Рисование через копировальную бумагу», «Точечный рисунок», «Граттаж», «Фоновая» техника, «Монотипия», «Акватипия» - очень важная составляющая часть педагогического процесса, поскольку ребенок вовлекается в процесс преобразования материала. Иными словами, развивается его творческое мышление. Способность экспериментировать.

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисовании у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность доставляет детям радость, создаёт положительный настрой.







© 2010-2020