Экологическое воспитание дошкольников. Из опыта работы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. Мир живой и неживой природы не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию природы, и поэтому я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которое появляется во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании с неразрывностью с ней.

Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:

- на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;

- наблюдают за падающими снежинками;

- слушают стихи, рассказы;

- дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;

- ухаживают за растениями и животными в уголке природы.

Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

В течение многих лет в нашем детском саду ведётся работа по экологическому воспитанию дошкольников. Это одно из многих направлений работы нашего дошкольного учреждения, которое ведётся через все виды деятельности. Наше дошкольное учреждение находится в районе, где рядом - река, дубрава. Здесь дети дышат чистым воздухом, постоянно контактируют с природой. Исходя из этого, я определила основные направления своего кружка.

Работу начала в 2013 году с детьми 3-4 лет и решила, начиная с младшего возраста, обучать детей любить и бережно относиться к природе, ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают увиденную и услышанную информацию. Я начал формировать естественное представление у детей как метод закладки нового отношения к природе.

Самое простое, с чего мы начали - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры, походы и прогулки на огород, экологическую тропу, любование растениями. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой.

Во второй младшей группе я начала работу по экологии с того, что составила перспективный план работы на год, приобрела необходимую литературу, подобрала конспекты занятий. Затем я оформила уголок природы таким образом, чтобы детям было удобно ухаживать и наблюдать за растениями.

Важное место в моей работе занимает игра - несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. С самого начала года я многократно рассказываю и разыгрываю сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать их детям.

Тему домашних животных я представляла с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Я даю возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Кроме сказок мною используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

С помощью родителей я приобрела дидактические игры «Дикие животные», «Домашние животные», «Ягоды», «Грибы», «Овощи», «Во саду ли в огороде» , «Круглый год»,»Зверята». В разных источниках я нашла экологические сказки, которые помогают детям уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь.

Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное - я начала использовать эколого-психологические тренинги. На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами.

Ежедневно, во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой, изменениями в природе, прилетающими на участок птицами, за насекомыми, любуемся красотой окружающей природы. Весной мы сажали огород на окне, где дети самостоятельно поливали ростки. Летом мы будем выращивать на грядке лук и зелень для нашего стола, а также ухаживать за цветами на клумбе.

В рамках своей темы по экологическому воспитанию я реализовала проект «Комнатные растения» Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.

Проект рассчитан на 1 неделю.

Проект предполагает совместную деятельность педагога, детей, родителей. Реализуется посредством включения разнообразных видов деятельности: наблюдения, изготовление различных моделей, приспособлений для наблюдений и экспериментирования, составление рассказов, решение проблемных ситуаций и др.

Целью данной работы является формирование представлений об условиях жизни комн. растений, правилах ухода за ними.

Теоретической значимостью является- формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

А практическая значимость состоит в

  • расширение зелёного уголка в группе детского сада;

  • составление картотеки комнатных растений в детском саду;

  • составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;

  • создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).

Для реализации своего проекта я разработала план. Участники данного проекта дети 2 младшей группы. Работа проходит в три этапа. На первом этапе были изучены материалы по проблеме экологического воспитания, собирались различные материалы ,в совместной работе воспитателя, детей и родителей были рассмотрены альбомы с комнатных растений. Сравнивали, находили сходства и различия. Играли в дидактические, подвижные игры.

Родителям предложено заполнение анкет, с которыми они успешно справились. Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначали проблемы, требующие педагогической помощи. Для устранения проблем проводились консультации для родителей. Постоянное сотрудничество с родителями поможет воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

На втором этапе так же проводились беседы, наблюдения. Слушали музыкальные произведения, проводили опыты, и эксперименты после которых дети сами пытались делать выводы. Игры дидактические и подвижные как в группе, так и на прогулке, трудовые поручения. Дети проявили свое творчество в рисовании, лепке, аппликации. Провели акцию «Подари растение детскому саду»

На третьем заключительном этапе были подведены итоги проекта.

Оформили выставку рисунков, фотоотчёт, папку-передвижку.

В ходе работы над проектом дети научились:

  • вести наблюдения;

  • проводить опыты;

  • различать растения по виду и происхождению;

  • правильно ухаживать за растениями.

Результатом своей работы по экологическому воспитанию я считаю следующее:

- в группе созданы условия, способствующие развитию элементарных экологических знаний, воспитанию экологической культуры у дошкольников;

- дети имеют первоначальные представления о живой и неживой природе;

- знают основные потребности растений и животных (тепло, вода, пища);

- знают характерные особенности времен года,

- с удовольствием принимают участие в уходе за растениями, обитателями живого уголка;

- бережнее относятся не только к животным, за которыми они ухаживают, но и к тем живым существам, которых они раньше и не замечали, например, к насекомым.
Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что ребенок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир, сумеет помочь нуждающемуся.






© 2010-2022