Игра как одно из средств социализации воспитанников групп с ЗПР

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра как одно из средств социализации дошкольников с задержкой психического развития


Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей.

В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля
Социальная компетентность - способность взаимодействовать с окружающими людьми. Формируется в ходе общения и совместной деятельности.

Включает в себя:

  • Умение ориентироваться в социальных ситуациях

  • Умение общаться и взаимодействовать, ставить себя на место другого человека

  • Умение определять эмоциональные состояния других людей

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»

Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • - развитие игровой деятельности детей;

  • - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

  • - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

У детей с задержкой психического развития очень слабо выражена игровая деятельность. Такие дети либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым «игру». Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте и не могут договариваться, регулировать действия друг с другом с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается), при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников 5-7 лет).

У таких детей наблюдается трудности в формировании образов - представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия.

Довольно часто ослаблена память. У них снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжет игр тяготеют бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Например, ребенок собирается играть в «больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет ... в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей.

Не сформирована игра и как совместная деятельность дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

На основе выявленных проблем мы поставили для себя следующие цели и задачи


ЦЕЛЬ - содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками
ЗАДАЧИ:
Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей;

  • Определить уровень игровых навыков и умений детей;

  • Учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог;

  • Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам - партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;

  • Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.

Игра выступает ведущим видом всей деятельности

Игра важна для развития человека, особенно для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей.

  • Игра - во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст), игра выступает ведущим видом всей деятельности.

Игры подразделяются:
дидактические
подвижные
с предметами - заместителями
настольно - печатные
словесные
строительные
театрализованные
Лого-ритмические

Условия обеспечения социальной активности в игре

Предваряя игру воспитатель знакомит детей с доступной деятельностью взрослых, как образцом нравственных отношений (врач - лечит, он вежливый, добрый, много знает о болезнях и т.д.)

Подбирает игрушки, создает игровую среду, атрибуты побуждает детей играть коллективно, отображать в игровых ролях нравственные отношения.

Опираясь на правила коллективной игры, учит соблюдать очерёдность при распределении ролей - регулирует организационные отношения детей.

Побуждает детей объединяться в группы.

Исходя из условий социальной игровой активности мы используем в работы следующие этапы

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ:
1 ЭТАП - ПОЯВЛЕНРИЕ ЖЕЛАНИЯ У РЕБЁНКА ИГРАТЬ, АКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ

ПРИЁМЫ: БЕСЕДЫ, ЗАГАДКИ, СЧИТАЛКИ О ПЕРСОНАЖАХ, ВНЕСЕНИЕ НОВОЙ

ИГРУШКИ, СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ

ПРОЦЕСС: УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ ВЫБОРА

ТЕМЫ,ПАРТНЁРОВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ, АТРИБУТОВ, МЕСТА ИГРЫ

РУКОВОДСТВО ИГРОЙ:УЧИТЫВАЮ ПОЛ РЕБЁНКА, УЧУ ВЫРАЖАТЬ СВОИ

ПОТРЕБНОСТИ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ, РАЗРЕШАЮ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ, АТРИБУРОВ

2 ЭТАП - РЕБЁНОК УЧИТСЯ ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ, ВЫПОЛНЯТЬ ИГРОВУЮ ЗАДАЧУ

ПРИЁМЫ: ЭКСКУРСИИ ПО Д/С, В КАБИНЕТ М/С, НА КУХНЮ К ПОВАРУ,НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРАНСПОРТОМ, ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ, ИГРАМИ И РАЗВЛЕЧЕНИЧМИ СТАРШИХ ДЕТЕЙ,ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ И ЦИРКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,СОВМЕСТНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И БЕСЕДЫ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ АПТЕКИ, МАГАЗИНА, ПАРИКМАХЕРСКОЙ, КАФЕ,РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, СЕМЕЙНЫХ И ГРУППОВЫХ ФОТОГРАФИЙ,ЧТЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТАРШИХ ДЕТЕЙ К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ

ПРОЦЕСС: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ: ЧЕСТНОСТИ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ, НАСТОЙЧИВОСТИ, УВАЖЕНИЮ, ТЕРПИМОСТИ, СОЧУВСТВИЯ ДРУГ К ДРУГУ, УМЕНИЯ РАДОВАТЬСЯ СВОЕМУ УСПЕХУ И УСПЕХУ ТОВАРИЩА.ФОРМИРОВАНИЕПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, УМСТВЕННОЙ, НРАВСТВЕННОЙ, ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

РУКОВОДСТВО ИГРОЙ:УЧУ ПРИНИМАТЬ РОЛЬ НА СЕБЯ,ОБОЗНАЧАЯ ЕЁ СЛОВОМ,УЧУ РАЗВОРАЧИВАТЬ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ - ОБЩЕНИЕ ПО ХОДУ ИГРЫ, УЧУ СОГЛАСОВЫВАТЬ ДЕЙСТВИЯ С ПАРТНЁРОМ ПО ИГРЕ,ДИАГНОСТИРУЮ АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ, ПРЕДЛАГАЮ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ,ИСПОЛЬЗУЮ СОВРЕМЕННУЮ ТЕМАТИКУ

3 ЭТАП - РЕБЁНОК ЗНАКОМ С ПРАВИЛАМИ, ОН ИГРАЕТ, ОХОТНО ВСТУПАЕТ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПРОЯВЛЯЯ АКТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО

ПРИЁМЫ:ВВЕДЕНИЕ «ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ»,ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ, РОЛЕЙ,СОЕДИНЕНИЕ 2 - 3 СЮЖЕТОВ В ОДНОЙ ИГРЕ, ПРОЦЕСС : ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ:КОЛЛЕКТИВИЗМ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ, ЗАБОТА, ВНИМАНИЕ К ПАРТНЁРАМ ПО ИГРЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ

РУКОВОДСТВО:УЧИМ ВЫПОЛНЯТЬ ОСНОВНУЮ И ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ,ФОРМИРУЮ УМЕНИЕ ИЗМЕНЯТЬ В ХОДЕ ИГРЫ РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОЛИ ПАРТНЁРА,ФОРМИРУЮ УМЕНИЕ МЕНЯТЬ СВОЮ ИГРОВУЮ РОЛЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗВЁРТЫВАЮЩЕГОСЯ СЮЖЕТА,ВЫСТУПАЯ КАК РАВНОПРАВНЫЙ ПАРТНЁР, ПРИНИМАЮ ТОТ УРОВЕНЬ ИГРЫ, КОТОРЫЙ ИГРАЮТДЕТИ, ИХ ПРАВИЛА,ПРИВЛЕКАЮ ЗАСТЕНЧИВЫХ, «ИЗОЛИРОВАННЫХ» ДЕТЕЙ В ИГРУ,ФОРМИРУЮ УМЕНИЕ РАЗВВЁРТЫВАТЬ РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ С ПАРТНЁРОМ - СВЕРСТНИКОМ,СПОСОБСТВУЮ РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ,ПОДСКАЗЫВАЮ ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ,АНАЛИЗИРУЮ И ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОЦЕНИВАЮИГРУ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ.

Известно, что игровая деятельность ребенка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. Учитывая ее значимость для детского развития, делает особый акцент на поэтапное формирование у детей с задержкой психического развития игровой деятельности. С помощью игры можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное развить игровую деятельность, которая станет основной для бурного развития высших психических функций, и подготовки детей к социальному общению и развитию.



© 2010-2022