- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Мастер – класс. Что? Для чего? Как?
Мастер – класс. Что? Для чего? Как?
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дмитриенко А.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Мастер - класс. Что? Для чего? Как?»
Что же такое мастер-класс, для чего он нужен и как его можно использовать в своей педагогической деятельности. Слайд 1
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
-
Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
-
Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
-
Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Слайд 2
Как мы видим, ближе всего для педагога два последних определения.
Педагогу-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Мы знаем, что одной из форм трансляции педагогического опыта является «Мастер-класс». Так что же это, мастер-класс?
Мастер - класс - это форма занятия, на котором педагог передает опыт своей работы путем прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методов, приемов, форм педагогической деятельности и используется способ самостоятельного построения плана применения их всеми участниками занятия. Слайд 3
Мастер-класс, прежде всего, это обучающий материал по конкретной теме.
Задача мастер-класса - научить, описать, показать и разъяснить зрителям/ученикам суть какого-либо процесса. Важная составляющая мастер-классов - наглядность подачи материала. Слайд 4
Какими бывают мастер-классы?
- живой урок, реальное общение реальных людей;
- видео-урок - заснятое в виде ролика живое общение людей, обменивающихся опытом;
- фото-мастер-класс - подробное словесное описание процесса изготовления изделия. С фотографиями, пошагово иллюстрирующими действия. Слайд 5
Мастер-классы условно можно разделить на две группы: развлекательного характера, и обучающего. В первом случае участники приятно и весело, с пользой проводят время (праздничные мастер-классы, детский театр и др.), во втором случае занятия формируют определенные навыки и умения: например, дети учатся фотографировать, вязать, готовить, валять и тому подобное. Слайд 6
Важнейшие особенности мастер- класса:
-
Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
-
Создание условий для включения всех в активную деятельность.
-
Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
-
Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
-
Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
-
Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Слайд 7
Исходя из вышесказанного я думаю, что каждый из нас вспомнил, что такое мастер - класс, но не все понимают, как он строится, какова структура проведения мастер-класса:
Мастер- класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Слайд 8
Примерный алгоритм проведения мастер-класса:
-
выделение проблемы
-
актуализация знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения по проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс.
-
работа с материалом (практическая часть)
-
представление результатов работы
-
обсуждение и корректировка результатов работы
Рефлексия - последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Слайд 9
Позиция Мастера (педагога)
При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию Мастера.
Позиция Мастера - это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.
-
Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
-
Мастер работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Слайд 10