Обобщение опыта по экспериментальной деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружковая работа по экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи»

Подготовила: воспитатель МБДОУ Детский сад «Аленушка» Ресненко Е. В.

В данном кружке участвуют дети средней группы (4 - 5лет). Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 15 - 20 минут.

Цель:

- Развитие у детей познавательной активности, любознательности стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе экспериментирования.

Задачи:

- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов;

- Развитие у детей умственных способностей;

- Социально - личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Основное оборудование, применяемое в процессе экспериментирования:

- Приборы - помощники: увеличительные стекла, лупы, песочные часы, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы: пластиковые бутылки, ведерки, воронки, стаканчики, ковши, лейки, тазы;

- природный материал: камешки, глина, песок, шишки, семена;

- утилизированный материал: кусочки ткани, дерева, пробки, пластмассовые, металлические, деревянные предметы, формочки - вкладыши от наборов шоколадных конфет;

- красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

- прочие материалы: зеркала, формочки, совочки, ведерки, воздушные шары, вертушки для определения силы ветра.

Во время занятия проводятся один - два эксперимента. Работа проводится с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Структура проведения игры- экспериментирования:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи)

  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

  • Проверка гипотез;

  • Подведение итогов, вывод;

  • Фиксация результатов;

  • Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

  • Тайна, сюрприз;

  • Мотив помощи;

  • Познавательный мотив (почему так?);

  • Ситуация выбора.

Перед началом работы в детской лаборатории дети познакомились с ее хозяином - дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная, к детям в лабораторию «заходят» и другие персонажи: капелька, медвежонок Миша, зайчик Любознайчик.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: отчего бывает ветер, почему все звучит, для чего необходимо сито и др.

Дети задают вопросы деду Знаю, а он либо присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.

Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Нередко дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемым темам.

Для родителей моих воспитанников создаются «Рассуждалки» детей на различные темы, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.

В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.


© 2010-2022