Семья и детский сад – два института социализации детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья и детский сад - два института социализации детей.

Пустовалова Светлана Александровна

ГККП «Ясли - сад «Моншақ» воспитатель

В настоящее время Казахстан призван мировым сообществом, возросла роль и значение современной системы образования, человеческого капитала. В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманности и демократизации. Они нашли отражение в Конституции РК, Закон РК «Об образовании». В документах отмечается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства.

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050».

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РК.

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования.

С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

- возможность посещения дошкольной организации;

- создание условий для образовательной деятельности;

- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.

- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.

Преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на дошкольное воспитание и образование. Система дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития.

В Законе РК «Об образовании» (статья 49) определены права и обязанности родителей и иных законных представителей. В их обязанность входит развитие основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных организаций.

Семья и детский сад - два института социализации детей. Эффективность работы с родителями зависит от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. До того как родители привели своего малыша в детский сад, он жил своей жизнью в семье. Где существует свой уклад жизни, своя история жизни. Воспитание детей - одна из вечных проблем человечества. Отмечено множество функций семьи, но самая главная это функция воспитания. Многие родители считают, что при достижении ребёнком двух лет его должны воспитывать в детском саду. Детский сад это место где родители совместно с педагогами решают процесс социализации подрастающего поколения. Детский сад выполняет воспитательную функцию, дополняя воспитание, получаемое в семье. Родителями быть трудно - такой профессии нет. Люди становятся родителями и воплощают в жизни те представления, которые получили из опыта взаимоотношений в семье, но для того чтобы воспитывать других, нужно терпение и рассуждение, взаимопонимание и умение прощать. Только любовь и умение прощать покрывают и позволяют взглянуть на любую проблему с разных сторон. Легко любить тогда, когда любовь приносит одни радости. Но дети не всегда радуют нас. Самое печальное, когда родители начинают меньше любить своего малыша, только за то, что он не смышлённый или неловкий. Те родители, кто был в детстве лишён живой родительской любви, чаще склонны вести себя более жестко, сухо по отношению к своим детям и к остальным. Воспитывая ребёнка, мы заново переживаем и собственное детство, но на этот раз умудрённые и знанием законов его, и жизненного опыта. Родители должны расти вместе со своими детьми.

Детский сад побуждает ребёнка приобретать знания и умения, отличающиеся от тех, которые он получал в семье. Перед ребёнком открываются новые возможности и взаимоотношения с людьми.

За годы работы в детском саду могу сказать, что взаимодействие педагогов и родителей ограничено, оно больше поддерживающееся, чем развивающее взаимодействие, что отслеживается границами общения. Поэтому, в нашем детском саду поставлена задача по взаимодействию с родителями с применением инновационных форм работы. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также, обеспечивать связи между воспитывающими взрослыми, позитивно отражающиеся на физическом, психическом и социальном здоровье.

Многие родители с опаской относятся к педагогам, но и педагогам трудно грамотно выстроить беседу, найти необходимое содержание и формы, выбрать методы активации родителей. Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей, допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять. И чаще всего общение ограничивается взаимными претензиями.

Нами выбрано общение педагогов с родителями на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Воспитатели ежедневно общаются с детьми и родителями, видят проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи воспитанников.

За то время, как коллективом поставлена задача, по налаживанию взаимоотношений с семьями воспитанников замечены положительные результаты. Родители сами проявляют желания быть участниками праздничных мероприятий, родительские собрания проходят более в дружеской атмосфере, дискуссии или круглого стола, что дало положительные результаты в решении определённых задач. Родители не просто слушатели на родительских собраниях, а участники, которые делятся своими примерами из практики, анализируют педагогические ситуации, высказывают своё мнение о работе коллектива в книге «По обмену мнениями» между администрацией детского сада и родителями.

Вот некоторые из высказываний: «От всей души хочу поблагодарить коллектив детского сада «Мошак» за заботу, уют, любовь, которыми вы окружили моего сыночка и всех малышей…» И.Коржова;

«Дети - это цветы жизни» и для того, чтобы они расцветали, необходим талант и с уверенностью могу сказать, коллектив я/с «Моншак»- талантливые, отзывчивые, а самое главное - любящие детей люди..» Ж. Умарова;

«Благодаря прекрасному коллективу, дети с огромным удовольствием посещают д/с…» Югова

Хочется сказать слова благодарности тем родителям, которые совместно с воспитателями решают совместно задачи по воспитанию всесторонне развитых детей, с учётом индивидуальных качеств ребёнка. Что позволяет управлять процессом взаимодействия с семьями воспитанников.

Литература:

1. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» Н.В Микяева, С.Н Толстикова, Н.П Целикина Творческий центр Москва 2010 стр.3

2. «Детский сад и семья» Е.С Евдокимова, Н.В Додокина, Е.А Кудрявцева

Мозаика - Синтез Москва 2008 стр.4,7,13,27,33,34,35

3. «Мир детства. Дошкольник» Л.Е Журова, Т.С Комарова Издательство «Педагогика» 1979г стр.50

4. «Дошкольное воспитание» 2001. № 10, Доронова Т.Н. «Право на образование» стр. 2-6



© 2010-2022