Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Дикие птицы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дикие птицы»

Цель: Формировать преставление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Закрепить понятие «перелётные, зимующие, водоплавающие птицы».

Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Также развивать умение образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова. Подбирать слова-антонимы. Воспитывать внимательное отношение к языку, желание говорить правильно.

Материал: Предметные картинки зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки птиц, грамзапись пения птиц. Игрушка кота.

Ход занятия. Звучит грамзапись пения птиц. На магнитной доске изображение зимующих птиц.

Педагог:

- Выпал в лесу первый снег. Замело полянки и дорожки, пригорки и овражки. Стоят деревья все в снегу. Тихо. Ни одна ветка не шелохнётся. Вдруг на лесную поляну прилетела ворона и подняла крик: «Птицы! Летите скорее сюда! Мы приход зимы проворонили, не заметили. Зима пришла, а мы не подготовились!»

- «Что ты каркаешь!» - отвечает тетерев. У меня есть перья. Это и есть моё спасение. Птичьи перья от холода спасут, а глубокие сугробы от врагов защитят. Ночью мы, тетерева, спим глубоко под снегом. Нас там ни один хищник не достанет. А днём высоко на деревьях сидим, клюём почки да семена разные. Мы зимы не боимся. Каждый к зиме по-своему готовится. Перья и у тебя есть, а почек, семян да ягод сухих на деревьях и для тебя хватит. Не замёрзнешь и с голоду не пропадёшь.

- Назовите зимующих птиц.

1. Назовите ласково птиц, которых вы видите. сова - совушка воробей - воробушек

синица - синичка ворона - воронушка

снегирь - снегирёк ласточка -

- Какая из этих птиц лишняя?

- Назовите перелётных птиц? Почему их называют перелётными? Что есть только у птиц? Что умеют делать все птицы? (летать)

Птицы осенью (улетают)

Весной птицы (прилетают)

С дерева на дерево (перелетают)

К кормушки (подлетают)

С кормушки (слетают)

В гнёздышко (влетают)

2. Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.

- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов...)

- Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)

3. Радуются птицы весне, но каждая по-своему. Как? Что делают? Воробей - чирикает, скачет, прыгает, летает, клюёт.

Грач - ходит, перепрыгивает, ищет корм.

Утка - плавает, ныряет.

Цапля - ловит лягушек, стоит, ходит, перешагивает.

Ласточка - щебечет, парит.

4. Рады пернатые весне на разные голоса. Ласточка - щебечет.

Соловей - поёт. Утка - крякает. Кукушка - кукует.

Приветствуют их зимующие. Воробей - чирикает. Синица - поёт. Голубь - воркует. Сорока - трещит. Ворона - каркает.

5. Но у всех птиц есть один очень страшный враг - кот. Для маленьких птенцов он не кот, а котище.

У него не усы, а...

Не лапы, а...

Не глаза, а...

Неуши, а...

Давайте прогоним его от наших птиц.

6. Дидактическая игра «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.

{нет хвоста, глаз, крыльев и т.д. Дети называют)

7. Физкультминутка

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Птички летают, поют,

Зёрнышки клюют.

8. Кто это? {сравнение цапли и воробья)

У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное.

У воробья голова маленькая, а у цапли...

У воробья клюв короткий, а у цапли...

Воробей юркий, а цапля...

Где живёт каждая птица? Что означает слово «водоплавающая»? Из каких двух слов образовано?

9. Дидактическая игра «Длинное слово»

- Я вам говорю два коротких слова, а вы одно длинное.

У цапли длинные ноги - длинноногая.

У синицы жёлтая грудь - желтогрудая.

У дятла красная голова - красноголовый.

У аиста белое крыло - белокрылый.

10. Итог занятия.

Анализ занятия.

- Ребятам сложно было образовывать существительные в родительном падеже. Не справлялись со сложными словами.

- Дети справились и правильно поняли смысловые оттенки значений существительных, образованных с помощью суффикса -ищ-

- Следует продолжать обучать образовывать сложные слова, совершенствовать умении находить однокоренные слова.

© 2010-2022