Программа развития ДОУ на 2015-2020г

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Советский детский сад №2 «Березка»

Принято: Утверждено:

решением педагогического совета Заведующий МБДОУ «Советский

детский сад №2 «Березка»

___________А.А. Комиссарова

Протокол №__ от «__» _____ 2015г. Приказ № __ от «__» ____ 2015г.






ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА»

НА 2015-2020ГГ.












Республика Крым, п. Советский

ул. Железнодорожная, 19

телефон: 9-26-43

электронный адрес: [email protected]





п.Советский

2015г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1. Паспорт Программы развития …………………………………………………………3-5

2. Пояснительная записка…………………………………………………………………….6

3. Информационная справка об учреждении …………………………………………..7-10

4.Анализ состояния и организации образовательного процесса…………………....10-14

5. Концептуальные основания программы развития ……………………………..…14-20

6. Стратегия развития дошкольного учреждения…………………………………….20-29

7. Управление программой ………………………………………………………………29-30

8. Финансовый план реализации Программы …….……………………………………...30











  1. Паспорт Программы развития


Наименование Программы

Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Советский детский сад №2 «Березка» (далее Программа)

Разработчики Программы

Заведующая МБДОУ А. П.Комиссарова

Старший воспитатель Т.М.Пронина

Исполнители Программы

Администрация и педагогический коллектив МБДОУ, родительская общественность.

Основания для разработки программы.

Программа разработана в соответствии с:

-Конституцией Российской Федерации.

-Конвенцией о правах ребёнка.

-Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155).

- Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Распоряжением Правительства от 15.05.2013г. №792-р.

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).

-Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года

№ 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»

-Уставом МБДОУ.

Кем принята Программа

Педсовет МБДОУ, протокол от 10.08.2015г. № 1

Цель и задачи Программы

Цель: Переход к новому качеству образования и воспитания детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Задачи:

- Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования и здоровьесбережения детей.

- Организация деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников в условиях интеграции усилий семьи и детского сада в соответствии с ФГОС.

- Совершенствование и обновление системы взаимодействия с семьями воспитанников;

- Внедрение информационных технологий в образовательный и управленческий процесс.

- Формирование гражданской позиции всех субъектов образовательного процесса.

- Приведение в соответствие с требованиями ФГОС развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы учреждения.

Принципы реализации программы:

Реализация программы строится на следующих принципах:

- программно - целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- вариативности, предполагающей осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ДОУ, включение в решение программы развития всех субъектов образовательного пространства.

- поддержание устойчивого, доброжелательного и морально-психологического климата в детском саду.

- повышение профессионального мастерства каждого члена коллектива: через обучение на курсах повышения квалификации, семинарах - практикумах и методических объединениях.

- самоуправление, предполагающие совместное участие администрации и родительской общественности в организации образовательной деятельности, определение оптимального режима жизни, питания детей и оздоровительной работы.

Приоритетные направления Программы

Управление качеством дошкольного образования

Программное обеспечение, методики, технологии

Информатизация образования

Здоровье сберегающие технологии

Безопасность образовательного процесса

Кадровая политика

Государственно-общественное самоуправление

Ожидаемые результаты

(социально экономические эффекты) реализации Программы

Для детского сада - создание развивающей предметно-пространственной среды и методической базы МБДОУ, обеспечивающей выполнение требований ФГОС ДО;

для детей - получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка;

для педагогического коллектива - увеличение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности; повышение профессионального уровня педкадров;

для семьи - сохранение здоровья ребенка и успешность ребенка при поступлении в школу;

для социума - реализация системы социального партнерства.

Срок действия Программы

Реализация программы осуществляется в период с сентября 2015г. По август 2020г.

Этапы реализации Программы

I этап (подготовительный)

2015г.- 2016г.

Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы

Задачи этапа:

- диагностика имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации и начало выполнения Программы,

- выявление перспективных направлений развития ДОУ и моделирование его нового качественного состояния в условиях модернизации образования,

- создание условий для осуществления качественного образовательного процесса в процессе перехода на ФГОС

II этап (реализация)

2016г.- 2019г.

Цель: создание оптимальных условий для внедрения ФГОС в образовательный процесс МБДОУ.

Задачи этапа:

- апробация новшеств и преобразований - внедрение их в текущую работу детского сада,

- переход к устойчивой реализации модели учреждения, обеспечивающего современное качество формирования ключевых компетенций дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и использование ИКТ, расширение услуг по внедрению здоровьесберегающих технологий, дополнительных образовательных услуг;

- реализация мероприятий Программы, корректировка мероприятий по реализации Программы в соответствии с результатами мониторинга;

III этап (обобщающий)

2019г.-2020г.

Цель: анализ полученных результатов.

Задачи этапа:

- анализ эффективности механизмов реализации ФГОС

- анализ результатов реализации программы

- подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Программы

- представление аналитических материалов на педсовете, общем родительском собрании, размещение на сайте учреждения

Источники финансирования Программы

Бюджетные средства

Внебюджетные средства

Порядок управления реализацией Программы

Управление и корректировка программы осуществляется педсоветом МБДОУ

Контроль исполнения Программы

Контроль над реализацией осуществляют МКУ «Отдел образования Советского района Республики Крым;

Административно-управленческий аппарат МБДОУ


  1. Пояснительная записка


«Педагогика должна ориентироваться

не на вчерашний, а на завтрашний день

детского развития»

Л.С.Выготский

Программа развития является организационной основой деятельности МБДОУ, определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития учреждения, это система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического процесса (воспитанников, педагогов, руководителя учреждения, родителей (законных представителей), направленная на повышение качества воспитания и обучения в МБДОУ.

Система дошкольного образования является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в МБДОУ.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками МБДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно постоянно доказывать свою привлекательность, неповторимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Предпосылками к созданию Программы развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Советский детский сад №2 «Березка» (далее - программа МБДОУ) послужили изменения в образовательной политике государства, модернизация системы образования. Целевые установки, обозначенные в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», акцентирующие внимание на поддержку семьи и детства, в том числе и на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных услуг, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования.

Современное дошкольное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, привлекая к мероприятиям МБДОУ широкие слои заинтересованного населения. Разработка нового содержания программы развития МБДОУ потребовала по новому подойти к его отбору с учётом экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей района, в котором живут дети дошкольного возраста.

Изменения, происходящие в образовании: переход на работу по российскому законодательству, а также изменения, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, способов обучения, поиска новых путей и условий деятельности учреждения.

Программа развития является нормативным документом, регламентирующим процесс перевода МБДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития.

3. Информационная справка об учреждении

3.1. Общие сведения об учреждении и контингенте детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Советский детский сад №2 «Березка» Советского района Республики Крым введено в эксплуатацию в 1989 году.

До 2014 года называлось дошкольное учебное заведение ясли-сад № 2 «Березка» Советского поселкового совета Республики Крым, код ЕГРПОУ - 35094747, было зарегистрировано 19.04.2007 года Советской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым № 1 135 102 0000 000337.

Во исполнение положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», распоряжения администрации Советского района Республики Крым от 15.12.2014г., №4-рг принято решение о включении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Советский детский сад №2 «Березка» Советского района Республики Крым в Единый государственный реестр юридических лиц.

Полное официальное наименование Образовательного учреждения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Советский детский сад №2 «Березка» Советского района Республики Крым.

Сокращенное официальное наименование Образовательного учреждения: МБДОУ «Советский детский сад №2 «Березка».

Организационно правовая форма - муниципальная организация.

Тип - бюджетная дошкольная образовательная организация.

Место нахождения Образовательного учреждения и его единоличного (постоянно действующего) исполнительного органа:

Юридический адрес: 297 200 Республика Крым п. Советский ул. Железнодорожная, д.19.

Фактический адрес:

297 200 Республика Крым п. Советский ул. Железнодорожная, д.19.

297 200 Республика Крым п. Советский ул. Железнодорожная, д.5 (2 группы на арендованной территории МБОУ Советская средняя школа №1).

МБДОУ в своей деятельности руководствуется:

-Конституцией Российской Федерации.

-Конвенцией о правах ребёнка.

-Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155).

- Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».

- Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Распоряжением Правительства от 15.05.2013г. №792-р.

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).

-Уставом МБДОУ.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, а также ведет уставную финансово-хозяйственную деятельность, направленную на осуществление образовательного процесса, с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательное учреждение имеет печать с полным наименованием на русском языке и бланки со своим полным или сокращенным наименованием и другие реквизиты, необходимые для осуществления своей деятельности.

По итогам аттестации в 2007 году на основании решения Регионального экспертного совета по вопросам лицензирования и аттестации учебных заведений (протокол №46 от 23.012008г.) выдано свидетельство о подтверждении способности предоставлять образовательные услуги в сфере дошкольного образования на уровне государственных требований (стандартов) по аттестационному уровню «аттестовано» сроком на 10 лет.

В настоящее время МБДОУ «Советский детский сад №2 «Березка» представляет собой образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Советский детский сад №2 «Березка» находится в типовом здании, проектная мощность рассчитана на 206 детей и 2 группы находятся на арендованной территории МБОУ Советской средней школы №1 (проектная мощность 51 ребенок). В настоящий момент в 14 возрастных группах обучаются и воспитываются 318 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Комплектование детей по группам:

Младшая

группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Итого

групп

детей

групп

детей

групп

детей

групп

детей

групп

детей

3

63

5

107

5

115

1

33

14

318

В соответствии с Уставом МБДОУ управление Образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом Образовательного учреждения является руководитель Образовательного учреждения - заведующий Образовательным учреждением.

Коллегиальными органами управления Образовательным учреждением являются: Общее собрание работников Образовательного учреждения (далее - Общее собрание), Педагогический совет Образовательного учреждения (далее - Педагогический совет), Общее собрание родителей учреждения (далее - Совет Родителей).

3.2. Характеристика педагогического коллектива.

Детский сад кадрами укомплектован. Коллектив стабильный. В МБДОУ «Советский детский сад №2 «Березка» №2 работают:

Педагогический состав: Административный состав:

Старший воспитатель- 1; Заведующий МБДОУ - 1;

Воспитатели - 22; Заместитель заведующего по ХР - 1;

Музыкальный руководитель - 3.

Медицинские работники - 2.

Образовательный уровень педагогов:

Всего педагогов

Высшее образование

Среднее специальное

26

12

14

Наличие квалификационной категории:

высшая

первая

соответствие

4

8

14

Педагогический стаж

Всего педагогов

до 5 лет

5 - 10 лет

10 - 15 лет

15 - 20 лет

20-25 лет

Свыше 25 лет

26

1

1

5

3

3

13

Педагогический коллектив сплоченный, стабильный, инициативный, работоспособный, квалифицированный. Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. В дошкольном образовательном учреждении есть все условия, необходимые для совместного труда, налажена трудовая дисциплина.

С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, семинары, семинары - практикумы по типу деловых игр, консультации, решение проблемных задач и практических ситуаций.

Педагоги постоянно повышают свою квалификацию: работают по темам самообразования, изучают методическую литературу, новинки педагогики, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в районных методических объединениях.

Основная часть педагогов нацелена на активное участие в планомерном развитии ДОУ. Трудовой коллектив испытывает потребность в повышении уровня профессиональных знаний и умений, а значит, способна перевести дошкольное учреждение образования на качественно новый уровень его развития: построение новой - современной модели ДОУ.

3.3. Анализ материально-технической базы.

Здание МБДОУ «Советский детский сад №2 «Березка» типовое, 2-х этажное, общей площадью - 10602 м 2, жилая - 2790 м2, арендованная территория - 366,92 м2. В групповых ячейках имеются раздельные игровые, спальни, моечные, туалетные комнаты. Групповые комнаты укомплектованы мебелью, но в большинстве групп мебель старая, нуждается в замене или ремонте, особенно столы и стулья. Силами родителей изготовлена игровая мебель в зависимости от возрастной группы. В группах имеется раздаточный, дидактический материал, частично имеется методическая литература, наглядные материалы.

В МБДОУ есть музыкальный зал, методический кабинет, медицинский кабинет, кабинет заведующей и ряд других кабинетов. Хозяйственный блок МБДОУ состоит из кабинета заместителя заведующей по хозчасти, кладовых, прачечной, пищеблока. На пищеблоке имеются необходимое технологическое оборудование. Все оборудование в рабочем состоянии, используется по назначению. За последние три года в МБДОУ №2 расширена материально-техническая база: произошла замена окон и входных дверей на металлопластиковые, проведена реконструкция пищеблока с заменой технологического оборудования. Частично заменено технологическое оборудование на прачечную (стиральные машины-автомат, бойлеры). В детском саду к началу учебного года за счет субвенции приобретено: двадцать четыре стола и сорок восемь стульев групповых, два ноутбука, один системный блок, цифровой фотоаппарат.

Предметно-развивающая среда не в полной мере соответствует требованиям ФГОС, игровое и учебное оборудование в недостаточном количестве, нуждается в обновлении и пополнении по всем разделам программы.

Ежегодно силами работников МБДОУ и родителей проводится внутренний текущий ремонт здания и групповых игровых площадок.

Участок МБДОУ озеленен, оснащен навесами. На территории, прилегающей к дошкольному учреждению, имеется 12 групповых игровых площадок. Не хватает 2 игровых площадок для возрастных групп, находящихся на арендованной территории МБОУ «Советская средняя школа №1». Оборудование участков в рабочем состоянии, в летний период силами сотрудников было проведено художественное оформление теневых навесов и установка малых архитектурных форм на всех игровых площадках. Все теневые навесы нуждаются в ремонте - замене деревянного полового покрытия. Спортивная площадка требует дополнительного оснащения.

Дошкольное учебное заведение находится на бюджетном финансировании. Рациональное использование бюджетных средств достигается благодаря постоянному контролю за расходом энерго и водоресурсов, стоимостью питания, выполнением плана функционирования. Расход воды и электроэнергии соответствует норме. Стоимость питания не превышает контрольной цифры.

Итак, можно констатировать, что в учреждении идет постоянная работа по созданию материально-технических и хозяйственных условий необходимых для эффективной работы.

4.1. Анализ состояния и организации образовательного процесса.

МБДОУ работает по основной образовательную программе, разработанной на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Приоритетным направлением работы дошкольного образовательного учреждения является всестороннее развитие дошкольников, формирование у них нравственных качеств и патриотических чувств.

В учреждении соблюдены гигиенические требования к организации образовательного процесса (требования к максимальной нагрузке с учетом состояния здоровья воспитанников) и создан психологически комфортный микроклимат.

Организация учебного процесса, в том числе планирование недельной учебной нагрузки, осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.1. 3049-13.

Максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки на воспитанника ДОУ соответствует требованиям СанПиН.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей группе 45 минут соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Работа ведется по следующим направлениям:

- формирование профессиональной компетентности педагогов в области освоения новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

- обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о здоровом образе жизни, внедрения в образовательный процесс инновационных технологий оздоровления;

- создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса;

- практическая реализация последовательности в обучении детей при переходе из детского сада в школу;

- работа с родителями с целью привлечения их в образовательный процесс воспитания и развития ребенка в МБДОУ и семье.

В реализации программы педагоги осуществляют дифференцированный подход к отдельным разделам программы. Наиболее успешно реализуются разделы:

- сенсорное воспитание

- развитие элементарных математических представлений

- ознакомление дошкольников с природой

- организация игровой деятельности

Испытывают некоторые трудности в реализации программных целей раздела «Речевое развитие». Проблема развития речи дошкольников остается одной из основных проблем современной дошкольной педагогики. Все чаще в детский сад приходят дети с различными видами речевых нарушений. Если не обращать внимания, и не корректировать эту проблему, то в дальнейшем ребенку будет трудно реализоваться в социальном мире: в школе, во взрослой жизни, так как формирование коммуникативных навыков не возможно без хорошо усвоенных норм речи. Поэтому коллективу необходимо уделить особое внимание проблеме развития речи. Необходимо качественно проводить работу по развитию речи за счет использования разнообразных методов и приемов, развивающих игр, иллюстраций, целенаправленно формировать интерес и потребность детей к художественной литературе, приобщать к словесному искусству, к развитию литературной речи.

Перспективно-календарные планы воспитателей скоординированы с учетом места, времени проведения занятий и режимных моментов. Обеспечивается координация различных направлений педагогического процесса на основе взаимодействия сотрудников: проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания. С целью повышения результативности педагогической работы регулярно проводятся педагогические советы, семинары-практикумы, круглые столы, решаются проблемные задачи и практические ситуации, консультации, открытые просмотры. На базе МБДОУ регулярно проводятся заседания районного МО, семинары для воспитателей района.

Состояние образовательного процесса соответствует достаточному уровню, а также возрастным возможностям детей и состоянию их физического и психического здоровья. Педагоги стараются обращать внимание детей на создание проблемных ситуаций, развитие экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Большое внимание уделяется творческому подходу педагогов к планированию и проведению непосредственной образовательной деятельности с детьми, их творческому слиянию с игрой, проводимых занятий в группах, на прогулках, где достигаются поставленные цели.

Работа с детьми строится на основе критериев итоговых знаний у детей по внедряемой программе. Итоговые срезы педагогической диагностики показывают, что дети имеют хорошие результаты развития в овладении программным материалом. Большинство выпускников детского сада имеют положительные результаты обучения в начальной школе. Вместе с тем, следует отметить, что потенциал участников образовательного процесса (детей и педагогов) позволяет получать более высокие результаты.

Поименный анализ диагностических данных показал, что низкий уровень усвоения материала выявлен у детей, чаще других пропускающих занятия. С ними проводятся индивидуальные занятия.

При планировании и осуществлении образовательного процесса реализуется принцип интеграции различных видов деятельности.

Социально-личностное развитие. Хочется отметить, что в детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх. Воспитатели развивают умение детей широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет, поощряют детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения конфликтов, воспитывают честность, доброту, дружеские взаимоотношения, уважение к коллективу, чувство товарищества. Дети вместе с воспитателями осваивают множество социальных ролей, значимых для успешной адаптации в обществе, приобщаются к ценностям, традициям нашего общества, учатся быть одним из многих - частью целого, через игровое сообщество (сюжетно ролевые, строительные, театрализованные, игры-драматизации). На основе анализа результатов были сделаны выводы о необходимости:

  • создания условий организации предметно-развивающей среды (подбор игрушек по возрасту, интересам, по полу ребенка, для развития разнообразных сюжетов);

  • изготовления дополнительных атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, содержание образовательного процесса в учреждении имеет развивающую направленность.

4.2. Анализ организации предметно - развивающей среды.

Развивающая среда в группах организована в соответствии с имевшимися финансовыми возможностями МБДОУ, соответствует возрасту, безопасна, позволяет ребенку проявить инициативу, активность. Педагоги разумно и рационально использовали все пространства групповой комнаты, помещения для раздевания.

Каждый ребенок может найти занятие в соответствии со своими интересами. Детям предоставлено право преобразовывать среду с учётом своих потребностей и интересов.

В группах созданы уголки ряженья, уголки для сюжетных и дидактических игр, книжные, изобразительные и музыкальные уголки, уголки символики и др. Для развития детской компетентности активно используются уголки природы, позволяющие формировать биологические представления о жизни растений и животных, развивать практические умения и навыки по уходу за животными и растениями.

Но в тоже время предметно-развивающая среда недостаточно оснащена: требуется обновление мебели, игрушек и наглядных пособий и средств обучения в соответствии с ФГОС ДО.

Существует проблема организации развивающей среды на территории детского сада: необходимо обновить спортивное оборудование на спортивной площадке, отремонтировать веранды.

Несмотря на то, что сделано многое, задача оснащения предметно-развивающей среды МБДОУ остается одной из главных.

4.3. Конкурентные преимущества детского сада, противоречия образовательного процесса и риски.

К числу конкурентных преимуществ детского сада следует отнести:

- авторитет детского сада в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района;

- квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу в инновационно-экспериментальном режиме;

- высокий уровень компетенций выпускников детского сада;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать отношения сотрудничества и партнерства семей и педагогов.

Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых направлена Программа развития учреждения. Это противоречия между:

- стандартной групповой системой обучения детей и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым ребенком;

- ориентацией организации и содержания обучения и воспитания на воспроизведение готовых знаний, умений и навыков и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений;

- высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях.

Мы понимаем, что предполагаемая модель развития учреждения не является идеальной, мы готовы ее совершенствовать и уточнять. Кроме того, судьба программы, степень ее реализации в немалой степени будут определяться субъективными условиями, которые в ближайшее время сложатся вокруг системы образования, а именно в вопросах управления и финансирования.

К возможным рискам реализации программы развития можно отнести человеческий ресурс. Средний возраст педагогов МБДОУ №2 составляет 48 лет. Это люди, имеющие свой опыт работы и часто не воспринимающие нововведения. Чтобы минимизировать фактор риска, необходимо использовать современные интерактивные методы обучения педагогов (мозговой штурм, проект, деловая игра, практикум, тренинг и др.).

Из вышеизложенного анализа работы следует, что система работы нашего детского сада требует создания такого проекта, где должны быть предусмотрены все внутренние преобразования, способствующие развитию и воспитанию детей с превышением с государственного стандарта. Для этого необходимо иметь высококвалифицированный коллектив педагогов и специалистов, реализующих на высоком уровне комплексную программу. В то же время, у родителей должны быть сформированы потребность и готовность к конструктивному сотрудничеству с детским садом, желание участвовать в организации образовательного процесса. В МБДОУ должна быть создана материально-техническая база, соответствующая современным требованиям. Предметно-развивающая среда должна способствовать индивидуальному подходу к развитию ребенка. На сегодняшний день мы имеем огромный потенциал и считаем, что у нас есть все основания для построения новой модели своего учреждения - детского сада.

5. Концептуальные основания программы развития

5.1. Основные положения концепции

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства, нацеливает работников дошкольных образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.

В этой связи перед работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребёнка.

В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребёнка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребёнком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.

Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребёнком.

Модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:

  1. Право каждого ребёнка, как полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями.

  2. Признание самоценности периода детства каждого ребёнка, его уникальности и неповторимости.

  3. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация различных по содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их адаптация к работе МБДОУ).

В основе концепции развития МБДОУ лежит возможность:

  • комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе;

  • интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития, для достижения максимального качества образовательного процесса;

  • создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребёнком, были бы взаимосвязаны.

Личностные «компоненты» нашей образовательной системы - дети, родители и воспитатели. Ребёнок в нашей системе рассматривается как активный субъект образовательного процесса, цель и результат деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребёнок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищено и уверенно. В общении с ребёнком необходимо помнить слова известного педагога Я. Корчака: «Каждый ребёнок - это особый мир, и познать его может только тот. Кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания. Ребёнок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймёт».

Концепция нашего учреждения содержит понятия, позволяющие реализовать принцип развивающего образования и показатели психического развития как становление деятельности, сознания и личности ребёнка (отечественная общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева):

Деятельность. Под деятельностью понимается активность, которая побуждается определённым мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт и результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребёнком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя. В создание специальных условий для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения, будет входить организация следующих видов деятельности:

  • игровая деятельность - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста;

  • познавательная деятельность, результатом которой является новообразование, как первичная связная картина мира и расширение кругозора детей;

  • деятельность общения (коммуникация), имеющая разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный);

  • разнообразная продуктивная деятельность, направленная на получение продукта или результата;

  • предпосылки учебной деятельности (старший дошкольный возраст).

Сознание. Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи. Становление сознания связано с присвоением ребёнком культуры. Особым содержанием сознания ребёнка становится его представление о самом себе, а также осознание им целей, мотивов, способов своей деятельности. Содействие становлению сознания включает в себя интегрированную работу по развитию речи, познавательному, интеллектуальному развитию, становлению морального сознания и системы ценностей.

Важно использовать приёмы, обеспечивающие возникновение нужной мотивации у большинства детей, появление у них собственных целей, достижение первых успехов, порождающие у детей чувства значимости, компетентности, самостоятельности.

Личность. За основу взято представление В.Н.Мясищева о личности как системе трёх основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Формирование личности ребёнка - результат его социализации. В процессе воспитания и образования необходимо сформировать первичную идентичность личности как носителя национальной, российской и мировой культуры. В сотрудничестве с семьей сформировать семейную и тендерную принадлежность, развить патриотические чувства детей, осознание принадлежности к своему народу и мировому сообществу. Необходимо формировать бережное и уважительное отношение к продукту труда людей; уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе; заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства; положительное отношение к соблюдение общепринятых норм и правил.

Кроме того, проведённый анализ результатов образовательного процесса дошкольного учреждения, анализ имеющихся условий и выявленных проблем показал, что переход МБДОУ в режим развития должен сопровождаться преобразованиями на нескольких уровнях деятельности:

- на уровне методической и управленческой работы ДОУ - создание системы деятельности, направленной на внедрение в педагогический процесс современных развивающих технологий, обеспечивающих создание психо-эмоционального комфорта и гармонизацию детско-родительских отношений в дошкольной группе.

- на уровне образовательного процесса - появление новых целей, обновление содержания образовательного процесса, модернизация взаимодействия, изменения в компетентности, уровне развития личности всех субъектов образовательного процесса.

Обновление содержания образовательного процесса дошкольного учреждения состоит в следующем:

- введение в содержание образовательной деятельности познавательно-речевого направления системы приёмов, ранее не используемых игровых заданий, упражнений, направленных на оптимальное обеспечение здоровьесбережения, психологического и эмоционального благополучия детей, разностороннее развитие личности каждого дошкольника;

- введение в содержание совместной деятельности с детьми специальных упражнений, носящих комплексный развивающий и оздоровительный характер («Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б.Б.Егорова).

В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие организационные формы преобразований в МБДОУ:

  • Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием (трактовка М.М.Поташника);

  • Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями (раскрывает В.Г.Алямовская);

  • Принцип приоритетности развития личности и смысловой сферы ребёнка связан с заботой не только о здоровье, но и о культуре и воспитанности детей, с повышением мотивационной готовности участников образовательного процесса к собственному личностному развитию; саморефлексия (особо пристально рассматривается В.Т.Кудрявцевым, Б.Б.Егоровым, Е.Шулешко);

  • Принцип доверительного сотрудничества субъектов образовательного процесса предполагает активность педагогов, родителей и детей в процессе участия в преобразованиях. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника процесса развития ДОУ (Т.И.Бабаева, О.Л.Князева);

  • Принцип диалогического общения тесно связан с предыдущим принципом и логически вытекает из него. Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учёт мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (О.Н.Сомкова, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт).

В жизни человека дошкольному детству отведено не так много времени, но от того, как оно прожито ребёнком, зависит физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, духовного и интеллектуального потенциала. Поэтому необходимо эффективно использовать этот возраст, который можно назвать возрастом накоплений:

  • создать возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

  • обеспечить охрану и укрепление здоровья;

  • способствовать разностороннему и своевременному психофизическому развитию;

  • приобщать к основным сферам человеческой деятельности и культуры: труду, искусству, морали, духовности;

  • выявить индивидуальные способности и качества личности ребёнка и развивать их;

  • создавать условия для полноценного развития личностных начал через механизмы самореализации, самоосуществления, самоактуализации.

Приоритетным направлением программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Советский детский сад №2 «Березка» является создание оптимальных условий для своевременного, полноценного психического и физического развития воспитанников, укрепления их здоровья, формирование эстетически развитой здоровой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребёнка, развитие навыков восприятия различных видов искусств и способности к самовыражению. Выполнение данной задачи призвано обеспечить становление оптимальных базисных характеристик личности современного дошкольника-выпускника, предусмотренных реализуемой программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Реализация задач дошкольного образовательного учреждения предполагает изменение в образовательной деятельности: самих участников образовательного процесса, методического сопровождения.

Основными ценностями педагогического коллектива МБДОУ являются:

1. Ответственность за результаты деятельности как каждого из педагогов лично, так и всего коллектива.

2. Уважение к каждому ребёнку, принятие его личностных особенностей, потребностей.

3. Высокий профессионализм.

4. Отношения субъектов образовательного процесса, основанные на взаимоуважении, доверии, результативном сотрудничестве.

Оптимальный процесс развития МБДОУ невозможен без грамотного методического сопровождения происходящих преобразований в образовательном процессе.

5.2. Методическое сопровождения процесса развития МБДОУ (по С.Н. Штекляйн) - целостная система взаимосвязанных действий, направленных на непрерывное самообразование через формирование внутренней мотивации саморазвития педагогов, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей посредством внедрения современных развивающих педагогических и оздоровительных технологий в практику ДОУ, оказание реальной и действенной помощи педагогу как при необходимости (оперативно), так и в целостности (планово).

Основные принципы методического сопровождения процесса развития МБДОУ:

  • Принцип научности. Заключается в том, что содержание любой запланированной работы должно иметь научное обоснование. Руководитель своими действиями обязан помочь педагогам понять научную подоплёку реализуемой программы, её задачи, принципы, методики.

  • Принцип системности. Во-первых, обеспечивает непрерывность содержания методических мероприятий (каждый последующий шаг базируется на предыдущем, вытекает из него). Во-вторых, система предполагает логическую и тематическую связь между мероприятиями, направленными на реализацию вышеозначенных функций.

  • Комплексность, или взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.

  • Принцип дифференциации - задание зоны ближайшего развития для каждого из педагогов. В зависимости от уровня компетентности создаётся поле для преодоления трудностей в достижении определённого результата - своего для каждого педагога.

  • Принцип практической направленности и открытости методической помощи. Тесно связан с предыдущим. Каждый из воспитателей должен быть уверен, что в любой момент он получит необходимую методическую помощь - не только плановую, но и оперативную.

  • Оперативность, гибкость и мобильность. Данный принцип предполагает умение внести вовремя нужные изменения в систему работы в связи с вновь возникшими обстоятельствами.

  • Принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования. Этот принцип даёт педагогам возможность выбора из практического арсенала мероприятий те, которые для него наиболее оптимальны в плане проявления творчества, активности.

  • Принцип многообразия и оптимального сочетания средств и методов повышения квалификации. Обеспечивает процесс наращивания знаний, умений, освоения новых способов работы, связанных с целью и задачами программы развития, и возможность обобщить данный багаж знаний.

  • Создание благоприятных условий для повышения квалификации педагогов в ДОУ. Начинает срабатывать автоматически, если выдержаны предыдущие восемь принципов. Кроме того, обеспечивается оснащением материально-технической базы ДОУ, современным программно-методическим обеспечением.

5.3. Модель выпускника дошкольного учреждения

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребёнка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.

Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.

Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:

  • здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, снятие синдрома гипервозбудимости, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии - положительная динамика;

  • коммуникативная компетентность - умение общаться с взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;

  • физическая компетентность - забота о своём здоровье, желание физического совершенствования с учётом возрастных и индивидуальных возможностей;

  • интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;

  • креативность - отношение ребёнка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;

  • любознательность - исследовательский интерес ребёнка;

  • инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;

  • произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определёнными сформированными у него представлениями, правилами и нормами.

5.4. Модель педагога детского сада

Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус дошкольного учреждения. Одновременно повышается требование к педагогу, к его работе в инновационном режиме.

Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада.

Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и рёбенка. Проанализировав стиль общения педагогов учреждения с детьми, мы пришли к выводу, что они приняли новую тактику общения, основанную на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.

Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):

  1. Профессионализм воспитателя:

  • имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;

  • свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;

  • владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей группы;

  • умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;

  • владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;

  • проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;

  • умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;

  • стимулирует активность детей на занятии, их увлечённость познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала.

  1. Проявление организационно-методических умений:

  • использует в работе новаторские методики;

  • включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;

  • владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.

  1. Личностные качества педагога:

  • имеет чётко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;

  • обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребёнка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;

  • владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

  • обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;

  • ведёт работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.

Таким образом, обе модели ребёнка-выпускника и педагога отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.

5.5. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат)

Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 3 до 7 лет, их социализации и самореализации.

Перспектива новой модели учреждения предполагает:

  • эффективную реализацию программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребёнка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;

  • обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования;

  • личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;

  • расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;

  • принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения.

Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития.

6. Стратегия развития дошкольного учреждения

Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2020 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены тематическими блоками: «Дошколёнок», «Управление», «Здоровье», «Кадры», «Безопасность», обеспечивающие участие в реализации программы коллектива детского сада родителей воспитанников, социума.

Стратегическая цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в МБДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребёнка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Достижение стратегической цели, решение поставленных задач обеспечивается за счёт мероприятий в рамках реализации следующих блоков: «Качество образования», «Здоровье», «Управление», «Кадры», «Безопасность и качество».


  1. Этапы реализации программы

Система мероприятий

Этапы

2015-2016г.г.

Организационно-подготовительный этап

Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития. Создание банка нормативно-правовых и методико-диагностических материалов

2016-2019г.г.

Коррекционно-развивающий

(обновленческий этап)

Цель: Развитие образовательного учреждения оптимизация функционирования детского сада. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы

2019- 2020г.г.

Аналитическо-информационный этап

Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений. Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы

Блок

«Качество образования»

1. Совершенствование основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Советский детский сад №2 «Березка».

2. Разработка рабочих программ педагогов и программ кружковой работы.

3. Организация предметно-развивающей среды учреждения

1.Реализация мероприятий направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов МБДОУ, что в свою очередь, способствует повышению качества образовательной услуги

2. Внедрение вариативных

воспитательно-образовательных программ.

1. Комплексная экспертиза качественных изменений в системе дошкольного образования в учреждении. Внесение необходимых корректив в образовательную программу МБДОУ.

2. Построение целостной системы дифференцированной работы педагогов с детьми с 3 лет до 7 лет по развитию индивидуальных способностей в разных видах деятельности.

3. Создание предпосылок для успешной адаптации выпускников МБДОУ к обучению в школе

Блок

«Здоровье»

1. Мониторинг качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения

1.Организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников.

2. Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости воспитанников и сотрудников МБДОУ

1. Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ.

2.Мониторинг эффективности работы МБДОУ по профилактике заболеваний

Блок

«Управление»

1.Приведение нормативно-правовой базы МБДОУ в соответствии с ФЗ-273 «ОБ образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования.

2. Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ в процессе управления детским садом и в повышении качества образовательного процесса

1.Привлечение различных источников финансирования (бюджет и вне бюджетные средства)

2.Создание эффективной системы управления на основе анализа и регулирования процессов нововведения

1.Подведение итогов реализации Программы

Блок

«Кадры»

Разработка плана по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала ДОУ

1.Реализация стимулирования инновационной деятельности и стремления к повышению своей квалификации.

2. Реализация курсовой подготовки педагогического персонала детского сада

3.Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы, участие в районных методических объединениях.

1.Определение перспективных направлений деятельности по повышению профессионального уровня сотрудников МБДОУ.

2.Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищённость работников учреждения

Блок

«Безопасность и качество»

Создание системы условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка

1.Приведение в соответствие с требованиями СанПиН и СНиП территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения.

2.Работы по обновлению предметно-развивающей среды и материально- технической базы детского сада за счёт разнообразных источников финансирования

Анализ эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий




  1. План действий по реализации программы развития


Блоки реали-зации

Содержание деятельности


Ожидаемый

результат

Сроки


Ответственные

2015-2016 г.г. Организационно-подготовительный этап

2016-2019г.г.

Коррекционно-развивающий этап

2019-2020г.г.

Аналитическо-информационный этап

Блок «Качество образования»

Комплексная оценка актуального состояния образовательного процесса в МБДОУ, экспертиза качества образовательного процесса в МБДОУ

Проблемно-ориентированный анализ качества образовательной услуги

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий

МБДОУ

Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правового, материально-технического, финансового, кадрового, мотивационного компонентов ресурсного обеспечения образовательной деятельности

Разработка и корректировка локальных актов, - Обновление материально-технической базы

-Корректировка плана курсовой подготовки педагогов

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий

МБДОУ, Зам по ХР, Старший воспитатель

Ориентация педагогов на приоритет самостоятельной деятельности ребенка, использование инновационных программ и технологий.

Комплекс методических мероприятий для педагогов по организации образовательной деятельности

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Старший воспитатель

Совершенствование предметно-развивающей среды в МБДОУ:

- оборудование групповых помещений развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми, развивающей направленности;

- пополнение программно-методического и методико-дидактического сопровождения образовательной программы, реализуемой в МБДОУ

Предметно-разви-вающая среда, соответствующая требованиям СанПиН и программы, реализуемой в МБДОУ, возрастным особенностям детей

В течение отчётного периода




В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий МБДОУ

Заместитель заведующего по хозяйственной работе

«Кадры»

Повышение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования в практике работы современных технологий дошкольного образования:

- курсовая подготовка;

- участие в работе объединений педагогов разного уровня;

- обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии)

- транслирование опыта работы через участие в конкурсах, участие в районных методических объединениях

Высокий профессиональный уровень педагогического коллектива, готовность к работе в инновационном режиме

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Старший воспитатель МБДОУ


Информатизация образовательного процесса в МБДОУ:

- обновление компьютерной техники (приобретение мультимедийного оборудования)

- создание сайта МБДОУ и постоянное обновление материала

Активное использование компьютерной техники в рамках образовательного процесса

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заместитель заведующего по хозяйственной работе

МБДОУ

Заведующий МБДОУ

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса:

- разработка и внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов развития и здоровья;

- мониторинг эффективности внедрения индивидуальных и дифференцированных маршрутов

Постепенный переход на личностно-ориентированную модель образовательного процесса, направленную на развитие индивидуальных способностей ребёнка

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Старший воспитатель МБДОУ,

педагоги


Комплексная оценка состояния физкультурно-оздоровительной и профилактической работы МБДОУ

Проблемно-ориентированный анализ качества образовательной услуги

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Старший воспитатель МБДОУ, старшая медсестра,

педагоги

Выявление, обобщение и транслирование опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности дошкольного учреждения и родителей воспитанников:

- публикации на сайте МБДОУ

- участие в конкурсах

Транслирование передового опыта поддержания и укрепления здоровья в дошкольном учреждении и семье

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Старший воспитатель МБДОУ,

педагоги

Организация работы по профилактике роста заболеваемости и укреплению здоровья воспитанников и сотрудников учреждения

Снижение объёма пропусков по болезни воспитанниками и сотрудниками ДОУ

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Старшая медсестра МБДОУ,

педагоги

Блок

«Управление»

1.Лицензирование образовательной деятельности МБДОУ.

2. Приведение в соответствие требованиям СанПиН ресурсного обеспечения МБДОУ (выполнение предписаний надзирающих органов, своевременная замена изношенного инвентаря и оборудования, соблюдение санитарно-гигиенического, санитарно-эпидемиологического режимов и режима дня детского сада);

- мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности сотрудников МБДОУ;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности детского сада (локальные акты)

Эффективно действующая, система управления учреждением


В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий МБДОУ, старшая медсестра






Старший воспитатель


Заведующий старший воспитатель

Организация работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников МБДОУ:

- систематическая курсовая подготовка сотрудников учреждения;

-составление планов по самообразованию педагогов и организация работы по их выполнению

Высококвалифи-цированный, стабильно работающий коллектив

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Старший воспитатель


Мероприятия по аттестации педагогического персонала:

- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации педагогических и руководящих работников

Повышение квалификацион-ной категории педагогического персонала учреждения

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий МБДОУ, старший воспитатель



Блок «Безопасность и качество»

Совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды МБДОУ (своевременная замена изношенного оборудования)

Ресурсное обеспечение соответствующее требованиям СанПиН

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заместитель заведующего по ХР, завхоз


Ремонт коммунальных систем здания

Осуществление контроля за организацией пропускного режима




Заместитель заведующего по ХР

Осуществление программы производственного контроля

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заместитель заведующего по ХР, старшая медсестра


Ожидаемые результаты:

  • Обеспечение равных возможностей для получения дошкольного образования.

  • Реализация ФГОС ДО.

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитательно-образовательной работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

  • Внедрение здоровьесберегающих технологий.

  • Обеспечение психофизического благополучия детей в условиях ДОУ, социальной адаптации к социуму, развивающему общению с взрослыми и детьми.

  • Достаточно высокий уровень общего, интеллектуального, эмоционально и волевого развития воспитанников, закрепление человеческих начал личности, развитие способностей, коммуникативности, доброты, эмоциональной отзывчивости.

  • Изучение и обобщение опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников.

  • Улучшение материально-технической базы.

  • Построение современной предметно-развивающей среды.


7.Управление программой


Управление и корректировка программы осуществляется педсоветом МБДОУ. Управление реализацией Программы осуществляется заведующей МБДОУ.

Координатор программы, в лице заведующего МБДОУ:

  • разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

  • разрабатывает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;

  • разрабатывает перечень целевых показателей для контроля хода реализации Программы;

  • несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

  • организует информационное сопровождение в целях управления реализацией Программы и контроля хода программных мероприятий;

  • осуществляет координацию деятельности исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета и средств внебюджетных источников;

  • утверждает механизм управления Программой.

Для текущего управления реализацией Программы создаются творческие группы из педагогов МБДОУ по разработке и реализации Программы развития и целевых проектов.

Основными задачами творческих групп в ходе реализации Программы являются:

  • подготовка предложений по направлениям работы, по формированию перечня программных мероприятий на каждый год;

  • подготовка предложений по вопросам реализации Программы для рассмотрения на Педагогическом совете и общем родительском собрании;

  • выявление содержательных и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.

  • разработка и апробация предложений по механизмам и схемам финансового обеспечения реализации Программы;

  • организация и проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий по каждому направлению работы;

  • организация и проведение оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий;

  • принятие решения об участии в презентациях, конкурсах, экспертизе и т.п.

  • ведение отчетности о реализации Программы.


8.Финансовый план реализации Программы

Финансирование Программы осуществляется на основе ежегодного плана финансово - хозяйственной деятельности МБДОУ.

Мероприятия по реализации Программы являются основой годового плана работы. Информация о ходе реализации Программы в целом и целевых проектов ежегодно представляется на педсовете МБДОУ.


Разработано: старший воспитатель Т.М.Пронина



© 2010-2022