Статья Закаливание водными процедурами

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Закаливание водными процедурами детей дошкольного возраста».

Закаливание - это многогранный процесс, который имеет особое значение для детского организма. Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии иммунной системы, снижающей чувствительность организма к вредному воздействию естественных природных факторов.

Плавание - наилучший способ закаливания, великолепное средство, которое помогает человеку приобрести красивую осанку, пропорциональное телосложение. Оздоровительное и гигиеническое значение плавания особенно важно в дошкольном возрасте. Горизонтальное положение тела во время плавания, а также состояние, близкое к невесомости, создают благоприятные условия для работы сердца и всей сердечно - сосудистой системы. Улучшается перекачивание крови, обмен веществ, увеличивается объем легких.

Вода воздействует на нервные рецепторы, заложенные в коже, повышая подвижность нервных процессов. При этом снижается усталость, появляется чувство бодрости, прилив сил.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью.

Вода - очень сильное и разностороннее средство воздействия на наш организм. В индийской книге»Аюр - Веды», еще за 1500 лет назад до нашей эры, было написано, «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи.»

Водные процедуры - обтирание, обливание. Души, ванны, которые создают как местные, так и общие защитные реакции, причем раздражения определенных участков кожи вызывают сосудистые реакции со стороны органов, расположенных и в других частях тела. Так, например, нежная ванна, - действует на сосуды головного мозга, ручная - на сосуды грудной клетки, и т. д.

Решающим фактором при закаливании водой, является ее температура, а не продолжительность воздействия. Однако следует неукоснительно выполнять правило: чем холоднее вода, тем короче должно быть время соприкосновения ее с телом. Закаливающий эффект тем больше, чем ближе температура воды к точке замерзания.

С учетом того , что теплопроводность воды в десятки раз больше воздуха, принята следующая градация водных процедур:

Горячие - свыше 40 градусов, теплые - 36-40 градусов, безразличные - 34-35 градусов, прохладные -20-33 градуса. Холодные -ниже 20 градусов.

Начинать любые водные процедуры надо при комнатной температуре (18-20 градусов).Такой водой, которая не вызывает раздражения, особенно у легко возбудимых, нервных детей. Приводимы е цифровые рекомендации несколько условны, поскольку не учитывают конкретной ситуации в каждый данный момент, а так же индивидуальных особенностей детей и их возможностей.

Нельзя шаблонно применять к детям методику закаливания. Все мероприятия по закаливанию детей строятся с учетом их анатомофизиологических особенностей.

Ребенок - это не взрослый в миниатюре. Главной отличительной особенностью является продолжающееся развитие и совершенствование органов, тканей и всего организма в целом. Чем младше ребенок, тем интенсивнее идет развитие. В тоже время, на ряду с возрастными особенностями, свойственными всем детям, каждый ребенок имеет свои индивидуальные различия, которые проявляются в своеобразии всех ответных реакций, в том числе и на закаливающие процедуры.

И так, закаливание, как и любое другое воздействие, применяемое к ребенку, имеет положительный эффект лишь в том случае, если проводится с учетом возрастных , индивидуальных особенностей , а также условий жизни. Оно должно быть неотъемлемой частью всех режимных моментов.

Начинать закаливать водными процедурами лучше летом в начале осени, а не весной, когда организм, как правило ослаблен.

Образ жизни наших детей, особенно жителей нашего региона, в подавляющем большинстве случаев является малоподвижным. Почти постоянно пребывание в помещении : детские сады, школы, часовые сидения возле телевизоров, детская комната с кучей игрушек, компьютеры и т.п.

Кормление детей несопоставимое с реальным энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Основные составляющие естественного образа жизни обязательны для детей:

  1. Двигательная активность, стараться как больше времени давать детям на движение, ходьба при возможности пешком до садике, после сада, прогулки в выходные дни в парке, во дворе, катание на санках, лыжах, регулярное проветривание помещений, и т.д.

  2. Одежда, не мешает движениям, количество умеренное, потливость вызывает простуду чаще ,чем переохлаждение.

  3. Питание, аппетит, как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности . Не хочет есть - не потратил должного количества энергии.

В первые дни обучения плаванию не происходит условно-рефлекторного включения терморегуляции, организм ребенка находится в состоянии относительной беззащитности к действию более низкой температуры воды по сравнению с воздухом. Закаливание температурой воды бассейна наблюдается обычно к 7-8 занятию. И заболеваемость детей, посещающих бассейны, в три раза меньше, чем их сверстников не занимающихся плаванием.

Исследования А.Я . Тихоновой показали, что дозированные занятия в бассейне при температуре воды 27 градусов, способствуют изменениям в системе терморегуляции, которые наблюдаются при акклиматизации детей, длительно проживающих в условиях Севера, что представляет ценность плавания как закаливающей процедуры. Но, тут есть много минусов, дети к тому моменту, должны быть подготовлены.

Поэтому наряду с водными процедурами для успешного закаливания можно использовать и воздушные ванны, особенно когда у ребенка наблюдается повышенная чувствительность к холоду.

Обтирание - самая легкая процедура. Ею можно завершать утреннюю гимнастику, даже если дети ослаблены. Намочив, конец полотенца, махровую варежку, губку, оботрите ее верхнюю часть тела, совершая движения от периферии к центру, по току крови и лимфы. Смочив лицо, шею, руки от пальцев к плечам, грудь. Спину, вытереть насухо и хорошо растереть, обтереть нижнюю часть туловища ( живот, поясницу, ягодицы, ножки от пальцев вверх), и тоже вытереть насухо.

Обливание - более интенсивный вид закаливания. Начиная с воды в 30 гр., постепенно доводя ее до 15 градусов., и ниже. Сокращается время контакта с водой , и вся процедура вместе с растирание тела, занимает 3-4 минуты.

Обливать холодной водой надо торс. Стопы, а затем все тело ребенка. Охлаждение только верхней части туловища ведет к простуде. З счет проветривания снижать нужно температуру в помещении, где обливают детей, до 15 градусов. Летом можно обливать детей на открытом воздухе в любую погоду.

Условия нашего региона не особо комфорты, чтоб мы могли круглый год закаливать детей на воздухе, в природных водоемах, на дачах, и т. д. Ну детей то закаливать все равно нужно.

Много примеров из практики, а именно, в нашем Северном регионе, начинания, посещения бассейнов, особенно детей младшего дошкольного возраста, заканчиваются насморками и простудами. Типичная ошибка - начинание закаливания с экстремальных методов.

Тот ребенок, которого постоянно кута ли, пребывание в бассейне с температурой воды 27-28 градусов, сопоставимо с купанием в проруби.

Экстремальное закаливание - - взывает перенапряжение защитных сил организма, и как результат - срыв иммунитета.



Исходя из наших условий, мы можем только стараться применять все методы закаливания в помещениях, и особенно в детских садах, где есть бассейны. Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ, чередование теплой воды до 40 гр., 30-40 секунд, с более холодной. Удлиняя длительность ее воздействия от 15-20 до 30 секунд. Температуру воды снижать на 2-3 градуса , укорачивая время ее воздействия. Конечная температура воды для дошкольников не должна быть меньше 14-15 гр.

Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание вызвало только положительные эмоции. Доводить холодовые воздействия до неприятных ощущений недопустимо.

Хороший закаливающий эффект дает ежедневное мытье ног прохладной водой, холодный душ, после ванны или бани. После купания в бассейне если вода немного прохладней, чем хотелось бы, нужно хорошо растереть кожу жестким полотенцем, чтоб появилась краснота.

Принцип закаливания водой, постепенность, последовательность , систематичность, и как уже отмечалось выше - индивидуальность.

При проведении закаливающих процедур, в детских учреждениях, с посещением бассейнов важно знать следующее:

Дети делятся на три группы:

- первая; практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

- вторая; дети, с которыми, закаливающие процедуры проводятся с ограничениями, К ним относятся дети предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам, и другим простудным заболеваниям.

Третья; дети, которым, в условиях массового проведения закаливающих мероприятий, противопоказаны ( имеющие острые или хронические воспалительные процессы - отиты, пиелиты, пиелонефриты и т.д., с пороком сердца, желудочно-кишечными заболеваниями).

Результат закаливания, а именно в воде, при посещении бассейнов, во много м зависит от того, как относятся к нему дети. Страх перед купанием, перед водой, и тем более насильственные меры, не будут способствовать положительному и нужному результату.

Наша задача - продумать так эти процедуры и мероприятия по закаливанию детей в бассейне, и не только, чтобы они вызывали у них, только радость и положительные эмоции.

Результат, хороший сон, аппетит, здоровый внешний вид, бодрое настроение, а в дальнейшем улучшение их физического развития и самое главное - здоровья - будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.



© 2010-2022