Консультации для родителей Нормативность как главный показатель речи

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Говорите правильно! Следите за своей речью! Так не говорят!» как часто мы адресуем подобные обращения нашим воспитанникам.

А правильно ли говорим мы сами? Невольно вспоминается ставший классическим пример из кинофильма «Доживём до понедельника», где учительница начальных классов сетовала, что её дети «ложат» зеркало в парты.

Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребёнок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники. Почти две тысячи лет тому назад Марк Фабий Квинтиллан, автор «Двенадцати книг риторических наставлений» (перевод члена Императорской Российской Академии А. Никольского), возглавлявший первую государственную риторическую школу, давал совет: прежде всего следует позаботиться о том, чтобы кормильцы «не имели дурного выговора или испорченного наречия».

Нельзя отрицать, что культура речи - показатель общей культуры человека. А. П. Чехов утверждал, что « для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». Современные средства массовой коммуникации далеко не всегда являют собой образцы хорошей устной и письменной речи. К сажелению, мы вынуждены констатировать, что некоторые печатные издания и отдельные каналы теле - и радиовещание оказывают крайне негативное влияние на речевое развитие подрастающего поколения. В недавно изданном сборнике «Не говорили шершавым языком» ( М. В. Горбаневский и др. - М., 1999) приведено начало случаев нарушения коммуникативно - этических норм, которые, право, даже в качестве примера приводить неловко.

Профессия - педагог

Что же включает в себя понятие культура речи?

С.И. Ожегов писал: «Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной

речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Но культура речи.^. заключается ещё и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое ( т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».

Ученные прежде всего делают акцент на главном показателе речевой культуры

- на соблюдении языковых норм. «Норма - это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых^вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной в широком смысле, оценки этих элементов» (С. И. Ожегов). I

Одни современные учёные правильность речи соотносят с речевой грамотностью, в частности с функционально - стилистической грамотностью говорящего / пишущего.

Возникает закономерный вопрос: как и кем определяются языковые

нормы?

Это процесс сложный, динамический, исторически и социально обусловленный. Литературная норма складывается в результате социально - исторического отбора языковых элементов, функционирующих в данный момент, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого, например: считавшееся нормативным произнесение слова дЕньгами с ударением на первом слоге устарело, литературной нормой сейчас считается другой вариант - деньгАми (здесь и далее ударная гласная обозначается прописной буквой).

Мы сегодня употребляем немало слов, которые появились в нашей речи совсем недавно. В основном это иноязычные слова, такие как менеджмент, дайджест, дилер, киллер и др.

Принято различать нормы строго обязательные (императивные) и не строго обязательные (диспозитивные). Если в первом случае нарушение норм расценивается как слабое владение русским языком (например, нарушение норм склонения, спряжения, принадлежности к грамматическому роду), то во втором случае - возможны варианты. Например, 1) акцентологические варианты (по месту ударения): родИлся - родился, ржАветь - ржавЕть, хАос - хаОс); 2) фонетические варианты, связанные с прошением отдельных звуков или их сочетаний: булоГчн] ая - булоГшн]ая, дГе]кан - дГэ]кан; 3) фонематические, различающиеся по составу фонем: ноль - нуль, галоша - калоша, тоннель - туннель; 4) морфологические: заусеница - заусенец.

Выделим две основные группы норм языка:

  • орфоэпические (акцентологические и фонетические);

  • общеграмматические (на уровне морфологии и синтаксиса).

Рассмотрим употребление некоторых глаголов в соответствии с нормами современного литературного языка.

  1. Орфоэпические нормы (императомные).

  • Повторишь, повторит, повторим, повторите, повторят.

  • ЗвонИшь, позвонИшь, звонИт, позвонИт, звонИм, позвонИм, звонИте, позвонИте, звонЯт, позвонЯт.

  • ВключИшь, включИт, включИм, вкпючИте, включАт.

  • Начался, началось, начались, завтрак (обед) начался.

  1. Общеграмматические нормы.

А) Употребление форм повелительного наклонения глаголов. о Лечь - ляг, лягте, о Ехать - поезжай, поезжайте.

о Лазить, лазать - не лазь (не лазьте) не лазай (не лазайте).

Б) Выбор слова на уровне смысловой и стилистической сочетаемости.

о Надеть - одеть.

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо: надеть шубу на ребёнка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением(т. е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребёнка, одеть куклу.

о Есть - кушать.

Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своём употреблении. В дореволюционном русском просторечии глаголы кушать, откушать, выкушать и т.п., применялись по отношению не только к еде, но и к еде, но и к питью, а также употреблялись с оттенком подобострастной вежливости при обращении слуг к господам или низких чинов к высшим особам. Например пожалуйте кушать чай; барин кушает кофе; кушать подано и т.п.

В современной литературной норме слов кушать не употребляется в форме 1 лица, нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим). В. Бианки писал: «Даже о себе мы начинаем говорить: «я кушаю», «мы кушаем». И получается смешновато: больно пышно»

В 3-м лице этот глагол обычно употреблятся только по отношению к ребёнку для выражения ласки.



© 2010-2022