Из опыта работы «Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Игры для развития звуковой культуры речи

у дошкольников

Из опыта работы «Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников»






«Придумай слово»

Цель - развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.

В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ». Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.


«Поймай слог»

Цель - развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.

Например: ПА - папа, ма - мама, ку - кукла, ар - арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель - развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем

Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Наоборот»

Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай ... («конец»).


Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лёд ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.

Предлагаемые игры помогут ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.

Из опыта работы «Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников»






© 2010-2022