- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Статья «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА»
Статья «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шипунова О.И. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА»
Шипунова Ольга Ивановна
ГККП «Ясли-сад №15 акимата города Костаная отдела образования
акимата города Костаная»
город Костанай, Костанайская область
В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан - Лидер нации Нурсултан Назарбаев отмечает, что гражданский мир и межнациональное согласие - наша главная ценность.
Казахстанское общество чрезвычайно разнообразно. Кроме 130 национальностей у нас сосуществует около 18 конфессий, которые представляют множество различных культур. Такая многокультурность подразумевает конструктивную работу всего общества по формированию полиэтнической культуры с целью предупреждения конфликтов. Чтобы не допустить конфликтных ситуаций, а если конфликты возникли, то решать их мирно и цивилизованно, человек должен быть толерантным - уважать и признавать за другими право на собственные, отличные от его, национальную культуру, образ жизни и вероисповедание, взгляды, менталитет, привычки.
Толерантность приобрела в настоящее время большое значение потому, что основные имеющиеся нежелательные явления в общественном развитии связаны, в первую очередь, с проявлением бездуховности, то есть не способностью проявлять милосердие, альтруизм.
Нравственное сознание личности развивается под влиянием внешних социо-культурных и внутренних факторов.
Особое место в формировании полиэтнической культуры дошкольников отведена детскому саду, где закладываются основы мировоззрения ребёнка, и главной задачей воспитателя является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Целостная система позволяет нам в условиях дошкольных организаций формировать у детей представление о региональных особенностей и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций одновременно воспитывать полилингвальную личность в полиэтнической среде детского сада.
Что такое полиэтническое воспитание? С чего начать?
На самом деле всё просто. Нужно научить ребёнка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире, воспитывающих гордость, уважение к особенностям родного края, своей Родины.
Не напрасно говорят: «Начни с себя». «Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение - непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Вспомним, о чем писал в свое время К.Д. Ушинский: «Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».
Но успешность деятельности педагога в поликультурной образовательной среде в большой мере зависит от уровня его профессиональной компетентности. Среди них выделяется межкультурная компетентность, которая играет огромную роль в процессе взаимодействия с представителями другой культуры. В.И. Тузлукова пишет: «Межкультурная компетентность - знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика), национально-культурных традиций, системы ценностей».
Воспитывая своих детей, мы сами становимся лучше. Ведь самый главный пример для ребёнка - это родительский пример. И научить ребёнка самому элементарному не бросать мусор легко, если мама будет сама выбрасывать мусор в ближайшую урну.
Если папа учит ребёнка, что переходить дорогу нужно на зелёный свет, а сам периодически переходит на красный, то и эту науку ребёнок с легкостью усвоит. Можно услышать как недоброжелательно друг к другу, с недоверием относятся некоторые к цыганам, татарам, евреям. И даже не потому что они с ними близко общались, а больше по слухам и выражениям взрослых, которые порой, чтобы вызвать послушание своих детей прибегают к таким абсолютно не правдоподобным высказываниям «играй во дворе, а то цыгане украдут», «не будь жадным как еврей, поделись игрушкой», «тебя не переубедишь, такой упрямый как татарин». И ещё много высказываний, которые не несут в себе правдивой информации, но откладываются у ребёнка внутри.
В своей работе, проводя анкетирование с родителями, выясняется, насколько у родителей развиты нравственные качества, характеризующие отношение их к людям и самим себе. И вот такие данные были получены.
Таблица №1
Воспитание положительных качеств в себе и окружающих людях.
Хотели развить в себе качества
% опрошенных
- уверенности, решительности
46 %
- выдержки, уравновешенности
30%
- целеустремленности, силы воли
30%
- терпимости
12%
- доброжелательности
10%
Окружающим людям добавить
% опрошенных
- доброты, человечности
50%
- честности, порядочности
30%
- взаимопонимания, сочувствия
22%
- терпимости
16%
- альтруизма, щедрости
12%
К какому выводу мы пришли?
Люди желают себе больше твёрдости (46%), а окружающим больше мягкости (50%). Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы «твёрдой поступью» идём в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворённость и напряжение.
Необходимо помнить что, семья в современном полиэтническом пространстве способствует сохранению национально-культурных традиций в семье и взаимопроникновению культур народов Казахстана.
Итак, для эффективного межэтнического взаимодействия и успешной адаптации в полиэтнической среде большое значение приобретает формирования полиэтнической культуры у дошкольников, знания о культуре, традициях и обычаях других народов; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к иным точкам зрения и ценностям, отличным от собственных; умение преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных общностей, идти на разумный компромисс.
В работе нашего детского сада мы исходим из того, что педагогические условия формирования полиэтнической культуры дошкольников представляют собой совокупность мер в образовательном процессе, которые обеспечивают воспитанникам достаточный уровень полиэтнической культуры.
Условия, позволяющие детям, во-первых, постичь культурные ценности, номы, во-вторых, сформировать опыт позитивного межэтнического взаимодействия и, как следствие, успешно адаптироваться в среде со смешанным этническим составом населения.
Определён следующий комплекс педагогических условий эффективного формирования полиэтнической культуры дошкольников:
-
передача знаний этнологии в процессе изучения всех образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей;
-
внедрение полиязычья в образовательный процесс;
-
привитие навыков культуры общения в полиэтнической среде, основанных на знании народной мудрости.
Хочется отметить, что успешное формирование полиэтнической культуры у дошкольников может быть осуществлено только в рамках системы.
Дошкольник выбирает себе для подражания готовые образы, воздействующие на него личным примером. В первую очередь педагог всем своим поведением
И во всех своих поступках и действиях должен служить для своих детей и их родителей примером, быть образцом высокой духовности; сформированной на этнокультурных традициях.
Литература
-
Конституция РК.
-
Блауберг И.В. «Проблемы методологического системного исследования» М.:Наука,1970.
-
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд.2-е. М.2001.
-
Кукшкин Р.С. «Этнопедагогика». Москва - Воронеж. 2002г.