- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Особенности развития детей младенческого и раннего возраста
Особенности развития детей младенческого и раннего возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кавкаева Н.Д. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Особенности развития детей младенческого и раннего возраста
Возрастные особенности детей с 2 мес. до 1 г. 6 мес.
Период младенчества и раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психологических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.
Помимо того, что период младенчества и раннего детства - один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития отмечается на весьма неблагоприятном фоне - при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость).
Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и как следствие неустойчивое эмоциональное состояние.
Взаимосвязь физического и психического развития - это общая закономерность, присущая любому возрасту, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.
Именно в периоде младенчества учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например, ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные).
Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в младенческом и раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия - уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида, настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание.
Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей: сенсомоторной потребности, потребности в эмоциональном контакте, потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2-3 месяца; познавательное общение в 3-10 месяцев; вербально-невербальное общение в 10 месяцев - 1,5 года). Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются: легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения, повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная утомляемость, сложность переключения процессов возбуждения и торможения.