Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта посредством кружковой деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Личность человека с раннего детства формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. При этом сам человек не выступает пассивным участником, а своим поведением влияет на процесс собственного культурного развития.

Несмотря на имеющиеся научные разработки и исследования, проблема формирования культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе кружковой работы остается малоизученной. Выявляется противоречие между провозглашением необходимости воспитывать поколение, способное к целеустремлённой деятельности по сохранению физического здоровья, безопасного общественного и личного бытия, с одной стороны, и отсутствием целенаправленной систематической работы по обучению детей с нарушением интеллекта безопасному поведению, где с другой стороны имеется противоречие между требованием как можно более раннего приобщения детей к культуре безопасного поведения и недостаточностью методического инструментария этой работы с детьми дошкольного возраста [3, c. 11].

Актуальной проблемой современного мира являются вопросы не только сохранения жизни и здоровья дошкольников, но и поиска эффективных форм и методов подготовки самих детей к правильному поведению в возможных чрезвычайных ситуациях, формированию у них культуры безопасного поведения. Обозначенная проблема актуальна и в контексте работы с дошкольниками с нарушением интеллекта, так как данная категория детей особенно остро нуждается в воспитании сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих [2, c. 32].

Поведенческая сфера дошкольников с нарушением интеллекта, формирующаяся на фоне комплекса последствий органического дефекта, имеет ряд особенностей: наличие поведенческих стереотипов, неспособность к спонтанному и гибкому произвольному поведению, неумение адекватно действовать в соответствии с собственными целями, неспособность к содействию и конструктивному сотрудничеству, закрытость для формирования нового поведенческого опыта [3, c. 10].

Научить детей в процессе коррекционно-развивающей работы предвидеть и распознавать опасности и с должной степенью ответственности реагировать на них, посильно предотвращая, а лучше избегая их, - это лишь часть педагогических замысла. Проблема усугубляется по отношению к детям с нарушением интеллекта, у которых и вовсе снижена мотивация в самостоятельности и свободе поведения, не развиты чувства меры, осторожности и предусмотрительности, предполагающие способность к предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и событий.

Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта зависит не только от правильного применения адекватных методик, сочетания гибких форм, методов, способов и приемов воспитания детей данной категории, но и от успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и родителей воспитанников [1, c. 384].

На основе анализа результатов выполнения заданий констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что культура безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта находится на низком уровне, а методика работы специалистов дошкольной образовательной организации в данном направлении нуждается в дополнительном совершенствовании.

С учетом полученных первичных результатов, опираясь на уже имеющиеся у дошкольников с нарушением интеллекта знания и представления о культуре безопасного поведения, нами была разработана и апробирована программа кружка «Страна безопасности», рассчитанная на один год обучения.Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта. Целью данной программы являлось формирование у испытуемых осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Реализация задач предусматривалась через создание условий для социального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации, развивающее общение и развивающие виды деятельности, развивающую предметно-пространственную среду. Разработка программы кружка осуществлялась с учетом следующих принципов: системности, последовательности, доступности, включения в деятельность, наглядности, преемственности. Весь объем проведенной нами работы можно условно разделить на два основных блока: взаимодействие с дошкольниками и сотрудничество с родителями. Нами были проведены консультации для родителей, созданы памятки и папки-передвижки по проблемам формирования культуры безопасного поведения у детей с нарушением интеллекта.

Содержание программы кружка базируется на личностно ориентированном подходе к ребенку. Оптимальными методами работы с дошкольниками с нарушением интеллекта являются проблемное и игровое обучение. В работе с детьми в большом количестве применялись наглядные методы, что обусловлено особенностями детского восприятия и мышления. Наглядность обеспечивает лучшее понимание и более прочное запоминание материала.

В целях максимально эффективной организации процесса формирования культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта нами были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей, способствующих лучшему усвоению полученной информации.

Таким образом, одним из способов совершенствования методики формирования культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта является организация целенаправленной и систематической кружковой работы, опирающейся на тесное взаимодействие педагогов и родителей.

Список литературных источников


  1. Каюрова, А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС / А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. - 2014. - № 11. - С. 384-386.

  2. Косымова, А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта / А. Н. Косымова // Дефектология. - 2013. - № 5. - С. 30-35.

  3. Садретдинова, А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий /А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 8. - С. 10-12.

3


© 2010-2022