Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Под звуки гармошки

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие. Музыка» в подготовительной к школе группе

«Под звуки гармошки»



Цель: Совершенствовать знания детей о народных музыкальных инструментах.

Задачи:

Знакомить детей с историей возникновения и развития народного инструмента гармони, с разнообразием ее видов. Пополнять знания детей о баяне и аккордеоне.

Развивать творческую фантазию, желание импровизировать.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к национальным традициям народов Поволжья, интерес к народной культуре и чувство гордости за русских мастеров. Развивать ритмический, тембровый слух детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения у воинам Великой Отечественной войны, бережного отношения к музыкальному наследию родного края.

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа:

Экскурсия в музыкальную школу

Создание презентации к ООД

Разучивание «Танца с ложками», песни

Необходимые пособия, дидактический материал:

деревянные ложки (по одной на каждого ребенка);

музыкальные инструменты (баян, балалайка, курай, аккордеон, арфа, треугольники, трещотка и др.);

стеклянные, деревянные, металлические предметы;

ритмические карточки с однотактными ритмическими рисунками

Репертуар:

  1. «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная мелодия - оркестр народных инструментов

  2. «Заволжские переборы» - саратовская гармонь

  3. Пальчиковая гимнастика «Гармощка»

  4. «Танец с ложками» «Байновская кадриль»

  5. «Ах ты, береза» русская народная мелодия

  6. Песня «Солдат буллам» муз. А.Минхажева

Программно-техническое обеспечение:

компьютер, музыкальный центр, мультимедийное оборудование



На зкране слайд 1

Вход детей

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте»

МУЗ.РУК

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. (на столе разложены кусочек дерева, глины, металлический предмет)

  • Посмотрите: что вы здесь видите?

  • Как вы думаете, что с ними можно сделать?

  • А что произойдет, если мы попробуем постучать по ним?

  • Что вы слышите?

  • Похожи ли эти звуки друг на друга?

  • Давайте найдем эти звуки вокруг нас.

Упражнение - игра - «Найди звук»

Под музыку дети выполняют поскоки (боковой галоп, пружинящий шаг). С окончанием музыки педагог говорит: стеклянный звук. Дети находят стеклянный предмет и играют на нем (постукивают). Такие же действия с металлическими, деревянными предметами.

МУЗ.РУК.

А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и послушать: какие звуки вас окружают.

Что вы услышали? (ответы детей) Да, скучно было в мире без этих звуков.

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится, -

Повсюду музыка слышна.

Щебет птиц, плеск волны… Это все музыка природы, и родилась она раньше людей, раньше нас с тобой. Но пришел человек и сотворил из этих звуков великое чудо. Он дал голос дереву и металлу, и даже кусочку глины, то есть он сделал первые музыкальные инструменты. И мир зазвучал по-новому.

Я думаю, вы догадались, о чем сегодня у нас пойдет разговор? (ответ детей)

Правильно, о музыкальных инструментах.

Давайте мы пройдем с вами к другому столу. (подходим к столу у центральной стены)

  • Что вы видите перед собой?

  • Какие здесь есть музыкальные инструменты?

  • А видели ли вы их где-нибудь еще?

Дети рассматривают музыкальные инструменты, пробуют играть.

Затем садятся на стулья перед экраном.

МУЗ.РУК.

С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты: от тетивы лука, от «музыкальных камней» древнего человека (слайд 2) до скрипки Страдивари и современных синтезаторов. (Слайд 3) А сегодня уже существуют и музыкальные инструменты-роботы, лазерные инструменты. (Слайд 4)

Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания. Как вы думаете, ребята, можно ли перепутать звучание, например, скрипки и балалайки, флейты и трещотки? (ответ детей) Конечно, нет.

И в этом многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который в нашей стране образно и с любовью назван людьми «душой народа». Хотите узнать, о каком инструменте идёт речь? (ответ детей) Вы знаете, ребята, к сожалению, он спрятался среди других музыкальных инструментов и нам придется его найти.

Посмотрите на экран. (слайд 5)

К какой группе относятся инструменты, расположенные в верхнем ряду?

ДЕТИ

К группе народных инструментов.

МУЗ.РУК.

Правильно. А какие инструменты в нижнем ряду?

ДЕТИ

Инструменты симфонического оркестра.

МУЗ.РУК.

Послушайте, пожалуйста, фрагмент музыкального произведения и скажите, в исполнении каких инструментов оно звучит. А инструменты сами вам покажут, правильно ли вы ответили.

Слушание фрагмента русской народной песни «Пойду ль я, выйдуль я»

в исполнении оркестра народных инсчтрументов

ДЕТИ

Музыкальное произведение звучит в исполнении народных инструментов.

МУЗ.РУК.

Посмотрите, инструменты симфонического оркестра исчезли. Значит, вы правильно ответили, а спрятавшийся инструмент относится к группе?

ДЕТИ

Народных инструментов.

МУЗ.РУК

А найдем мы его методом исключения при помощи игры «Угадай инструмент». Нужно прослушать звучание музыкального инструмента и назвать его.

Дети поочередно слушают звучание инструментов: ложек, рожка, курая, балалайки.

На слайде они исчезают. Остается одна гармошка.

МУЗ.РУК.

Ребята, какой инструмент остался на слайде?

ДЕТИ

Гармошка.

МУЗ.РУК.

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о гармошке. Вспомним мы также и ее ближайших родственников: баян и аккордеон.

Ребята, любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит и любимые народные музыкальные инструменты. У татар и башкир это курай, у русских - балалайка, ложки, у чувашей - свирель. Но у всех народов издавна и до сих пор гармошка - это самый любимый и распространённый инструмент. Она является украшением любого праздника, гуляния. Недаром говорится в народе:

Ты - гармошка - матушка, не хуже хлеба - батюшки.

Ты не кормишь, не поишь, но всегда развеселишь.

Интересно, что бы нам рассказала гармошка, если бы умела говорить.

Слайд 6, раздается голос в записи

ГОЛОС

Добрый день. Я - гармошка. Родилась я в начале XIX века в Германии и оттуда быстро распространилась по всему миру и в Россию попала.

МУЗ.РУК.

Да, ребята, считается, что в Россию гармошка попала из Германии. Она часто ломалась и,

ремонтируя заграничные инструменты, русские мастера постепенно переделывали их: изменяли звук, украшали её и называли её именем того города, в котором была создана эта гармошка.

Первые русские гармошки стали изготавливать в городе Туле. Они так и стали называться - тульскими. (слайд 6)

лбыло особое звучание.Посмотрите, ребята. (слайд 7) Здесь вы видите саратовские гармошки. Догадались, в каком городе они изготавливались? Правильно, в Саратове. Звучание этой гармошки отличается особой звонкостью, потому что саратовские мастера придумали встраивать в гармошку колокольчики. Звучание этих гармошек вы сейчас услышите. (Звучание саратовской гармошки) Правда, необыкновенное звучание?

(слайд 8)

А сейчас вы видите фотографии ливенских гармошек, потому что сделаны мастерами из

г. Ливны. Эти гармошки тоже отличаются своим звучанием, так как у них очень длинные меха, почти 2 метра. В ней 40 складок, так что когда меха растягиваются, гармоникой можно опоясаться.

(слайд 9)

Были еще нижегородские, вятские гармошки. Гармошки отличались цветом, размером, формами. И у каждой из них было свое особое звучание.

(слайд 10)

ГОЛОС

Да, любят меня за голос веселый, звонкий, переливчатый. Раньше ни один праздник, ни одно гуляние без меня не проходило. (слайд 11, 12) А уж если вместе собирались музыканты с гармошкой, бубном, ложками, так это целый оркестр получался с песнями, плясками да частушками.

МУЗ.РУК.

Ребята, а как называют музыканта, который играет на гармони? (слайд 13)

РЕБ.

Такого человека называют гармонист.

МУЗ.РУК

Правильно. Не так давно в каждом селе на Руси был свой гармонист - очень уважаемый человек. И действительно, ни один праздник без него не проходил.

Представьте, что вы гармонисты, а играть на гармони не просто - нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. Поиграйте своими пальчиками на воображаемых гармошках.

Проводится пальчиковая гимнастика «Гармошка».

Посмотри: моя ладошка -

Как веселая гармошка!

(показывают ладошки по очереди)

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

(раздвигать и сдвигать пальчики)

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри.

(указательным пальцем нажать на все по очереди)

Я на кнопки нажимаю,

На гармошке я играю.

Раздвигаются меха -
Веселись, моя душа!

(перебирать пальчиками - игра на гармошке)

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри.

(имитировать игру на баяне)

МУЗ.РУК.

Ребята, а ведь гармонь звучала не только на праздничных гуляниях. Она сопровождала человека и в тяжелые минуты. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь. Была она и на войне. (слайды 14, 15, 16) Во время военной передышки, на привалах гармонисты брали в руки гармошку, играли задушевные и веселые песни, бойцы подпевали, а то вдруг пускались в пляс под веселые наигрыши. Гармонь поднимала настроение, боевой дух бойцов. Посмотрите, ребята, героических гармонистов запечатлели в своих работах многие художники, скульпторы. (Слайды 17, 18)

Ребята, давайте исполним песню «Солдат булам».

песня «Солдат буллам» муз. А.Минхажева

(слайд 19)

МУЗ.РУК.

А вот, ребята, ближайшие родственники гармошки: баян и аккордеон. Кто не присмотрится, тот их путает. Посмотрите, как они похожи. А чем же они отличаются?

ДЕТИ

У аккордеона кнопки только на одном боку, а на другой клавиши как у рояля. А у баяна кнопки и справа, и слева.

МУЗ.РУК

Баян родился в России, в старинном русском городе Туле в начале XX века. Сделал его музыкальных дел мастер Петр Стерлигов и назвал именем гордым, былинным Баян. Он может играть любую музыку, даже самую сложную. И баян, и аккордеон могут играть не только простыми нотами, но и целыми аккордами. Поэтому, всем кажется, что играет целый оркестр.

Ребята, как на этих инструментах извлекается звук?

ДЕТИ

При помощи мехов.

МУЗ.РУК

Правильно, прямо как мы с вами. Люди дышат легкими, а баян, гармошка, аккордеон при помощи мехов. Меха - это специальное механическое устройство. Если чуть-чуть воздуха набрать - будет мелодия тихая, задушевная. Ну, а если вдохнуть от всей души, то можно посостязаться и с роялем, и даже с органом. (слайды 20, 21)

МУЗ.РУК

Ребята, люди каких профессий нужны, чтобы мы услышали звучание не только гармошки, баяна или аккордеона, но и других музыкальных инструментов?

ДЕТИ

Музыкальных дел мастер, музыкант, композитор.

МУЗ.РУК

Да, ребята, то, что маленькая, скромная гармонь достигла всенародного признания - заслуга многих поколений талантливых русских умельцев, людей с душою музыкантов и золотыми руками искуснейших мастеров.

Давайте мы с вами тоже станем музыкантами и украсим звучание баяна игрой на ложках. Но прежде нам нужно сочинить ритмический рисунок для них, то есть кем стать?

ДЕТИ

Композиторами.

Дети выкладывают ритмический рисунок для партии ложек

МУЗ.РУК

Разбирайте, дети, ложки.

В красочной цветной одежке.

«Ах ты, береза» р.н.м.- игра на ложках в ансамбле с баяном

МУЗ.РУК

Послушаем гармошку

Да попляшем немножко.

«Танец с ложками» -«Байновская кадриль»

Итог занятия:

  • о каких музыкальных инструментах мы сегодня говорили?

  • что нового вы узнали о них?

  • гармонь относится к народным инструментам или инструментам симфонического оркестра?

  • как называют людей, которые играют на гармони?

  • о чем вы расскажете дома своим родным?

© 2010-2022