Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах.Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах.Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах.Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах.Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах.Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах.Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах.Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах.Модель работы по преемственности в инклюзивном образовании ДОУ и школах.


Понятие «инклюзивное образование» (от франц.inclusif -включающий в себя) для нашей страны является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов). В Федеральном Законе № 273 - ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и

внедрения. Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого- педагогического сопровождения развития и социализации детей.

Основная задача педагогов и специалистов моделировать собственное понимание проблематики инклюзивного образования, формировать умения работать в инновационной образовательной среде, что в совокупности должно обеспечить готовность к решению профессиональных задач.

Инклюзивное образование - образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.

Инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.

Инклюзивное обучение и воспитание - это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как

системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.

Эта форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками (Ковалев Е.В., Староверова М.С. , 2010).

Следует особо подчеркнуть, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования. Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы, в тех случаях, когда для ребенка нецелесообразно совместное обучение, необходимо предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, позаботившись о формировании социальных умений, включив его в совместные досуговые программы.

В современной ситуации накопленного опыта социальной и образовательной инклюзии неизбежно встает вопрос о поиске и четкой трактовке методологических, концептуальных оснований, с позиции которых будет происходить исследование процессов построения инклюзивного образования, так и процессов, происходящих внутри него. Попытки содержательного обоснования проблемы в литературе часто ограничиваются призывами к обеспечению реального права детей с нарушениями на полноценное образование. Вполне понятно, что концептуальное наполнение интегрированной модели образования будет происходить постепенно, соответственно реализации комплексных системных исследований в этой области. Ясным является то, что становление теории нового образования будет представлять синтез теорий, включающий философское, педагогическое, психологическое, медицинское и т.д. знание, а результаты теоретического поиска будут выполнять роль научных ориентиров в практике реализации инклюзивного образования, обеспечат его оптимальное функционирование.

Нововведения - закономерность развития любой системы, вызывающие рассогласованность, расхождение уже сложившихся ее подструктур. Согласно положениям системного анализа, при внедрении инновации необходимо обеспечить, чтобы новая модель была согласована с культурной средой, в которой ей предстоит функционировать, входила бы в эту среду не как чужеродный элемент, а как естественная составная часть (Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П., 1989). Также вероятно, что и в самой среде должны быть созданы предпосылки, обеспечивающие функционирование будущей модели. Таким образом, не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к модели будущей системы.

Детский сад №46 в этом году является базовой площадкой по организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию, модель работы по преемственности в инклюзивном образовании МАДОУ д/с №46 и школах.

Схематически можно расположить ее таким образом:






ПМПК

МСЭК (ИПР)

Родители (законные представители)

ПМПК детского сада


Специалисты школ, центров, специализированных учреждений (дефектологи, психологи, логопеды)

Специалисты детского сада (дефектологи, логопеды, психологи, муз. руководитель, инструктор по физкультуре, инструктор ЛФК)


Учителя


Хочу отметить, что все блоки модели взаимосвязаны между собой. Так как в выписках из протоколов областной ПМПК идет опора на ИПР, соответственно, комиссию МСЭК мы включаем при наличии в образовательных учреждениях детей-инвалидов. Если у ребенка нет инвалидности, то адаптированная программа составляется индивидуально на каждого ребенка специалистами детского сада.

При поступлении в детский сад №46 родителями предоставляется выписка из протокола ПМПК, где указана программа, по которой рекомендуется обучение.

В МАДОУ д/с №46 функционирует консилиум, который проходит 3 раза в год. Его целью является определение дальнейшего маршрута ребенка, контроль за освоением материала, а также внесение предложений специалистов по разнообразным формам работы.

Для качественной работы по преемственности в инклюзивном образовании школы и ДОУ в детском саду проводятся различные мероприятия. Одним из наиболее важных и значимых является День открытых дверей, на который мы приглашаем сотрудников школ (завучей, психологов, дефектологов). Специалисты общеобразовательных учреждений рассказывают о предлагаемых в их школах (центрах) услугах, сообщают о контингенте обучающихся детей, а также о возможностях, которые могут дать.

Очень четко выражена позиция педагогов о необходимости выбирать грамотно и рационально ту программу обучения для своего ребенка, при освоении которой ребенок будет чувствовать себя успешным. Мы приводим примеры, когда ребенок не осваивает программу и в результате возвращается на класс ниже, либо наоборот, с нижней ступени поднимается на другой уровень.

Невозможно представить себе модель преемственности без блока родителей ребенка. Прежде всего, хочется сказать о том, что очень многим родителям детей с ОВЗ необходимы примитивные знания о психологии и физиологии подобных детей. Это прежде всего необходимо для того, чтобы родители осознали важность правильного выбора послесадовского образования для своего ребенка.

В нашем детском саду проводятся клуб «Содружество» где специалисты делятся опытом с родителями, обучают их формам, приемам, методам воспитания и обучения детей с ЗПР, интеллектуальным нарушением.

К условиям организации инклюзивной образовательной среды в преемственности дошкольного и школьного образования мы относим:

• Уровень дидактических технологий, образовательных

программ, воспитательного пространства учреждений).

Создание гибкой и вариативной организационно-методической системы, адекватной образовательным потребностям детей с различными возможностями обеспечивается преемственностью систем дошкольного и школьного образования.

Совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии. Сотрудничество осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника.

• Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и социализации детей (психолог, родители, волонтеры).

Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса:

• технология адаптации ребенка к новой образовательной

ступени

• технология сопровождения педагога

• технология помощи ребенку в процессе обучения

• технология взаимодействия с семьей

• технология воспитания личности

Виды (направления) комплексного сопровождения:

• профилактика;

• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

• консультирование (индивидуальное и групповое);

• развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

• психологическое просвещение и образование (повышение психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей).

В основе поддержки лежит метод комплексного сопровождения, реализующего четыре функции:

  • Диагностика возникающих у ребенка проблем; поиск информации о сути проблемы и способах ее разрешения;

  • консультация на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы;

  • помощь на этапе реализации решения проблемы.

Среди принципов построения инклюзивного образовательного

пространства основными, на наш взгляд, выступают:

• Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию;

• Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-

воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального

сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).

• Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка. Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.

• Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.

• Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.

Заместитель заведующего МАДОУ д/с №46 Белобородова Юлия Геннадьевна

© 2010-2022