Проект «Ознакомление старших дошкольников с неживой природой через поисково – познавательную деятельность (экспериментирование)»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект:«Ознакомление старших дошкольников с неживой природой через поисково - познавательную деятельность (экспериментирование)»

Тема:

«Мы в мире природы»

Актуальность.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково -познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поисково - познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.

Задачи проекта:

- формировать представление о неживой природе и её свойствах;

- развивать познавательный интерес, уметь наблюдать;

- развивать поисково - познавательную деятельность;

- активизировать работу по повышению уровня знаний детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Сроки реализации проекта: Сентябрь - Декабрь 2014 год.

Цели и ожидаемые результаты на основных этапах реализации проекта

Основные этапы реализации проекта

Цель этапа

Ожидаемые результаты

1 этап подготовительный

Изучение условий успешной реализации проекта, определение проблемы, накопление информационного материала

Изучение материала по проблеме.

Накопление информационного материала.

Разработка перспективного плана,

Информационно - методическое обеспечение.

2 этап практический

Реализация проекта в трёх направлениях:

- дети,

- родители,

- педагоги.

Организация творческих гостиных.

Включение проектной деятельности в непосредственно образовательную деятельность.

Совместная работа педагога и родителей в рамках проекта.

3 этап заключительный

Внедрение проекта в систему ДОУ

Разработка проекта.

Примерный перспективный план по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Месяц

П.№

Наименование занятий

Сентябрь

1.

2.

3.

Беседа «Неживая природа».

Чтение художественной литературы.

Занятие «Вода бывает разной».

Октябрь

1.

2.

Занятие «Явления природы».

Беседа «Почему гремит гром?».

Ноябрь

1.

2.

3.

Эксперименты с воздухом.

Занятие «Глина и песок - строительный материал».

Поделки из глины.

Декабрь

1.

2.

Беседа «Неживая природа и человек».

Наблюдение «Снег, метель и гололёд».

Январь

1.

2.

3.

Эксперименты с землёй.

Занятие «Земля - матушка».

Заучивание стихотворений о явлениях природы.

Февраль

1.

2.

Занятие «Источник жизни - вода».

Эксперименты с водой.

Март

1.

2.

3.

Занятие «Путешествие по четырём временам года».

Наблюдение за сосульками, зарисовка.

Конкурс рисунков «Звёзды и планеты».

Апрель

1.

2.

Беседа «Гром, гроза - что это такое?».

Развлечение «Здравствуй солнышко!».

Май

1.

2.

3.

Занятие «Человек в природе».

Конкурс рисунков «Времена года».

Беседа «Как происходит извержение вулкана?».

Для того чтобы процесс экспериментирования был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, в которой разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В уголке природы есть мини - лаборатория, в которой имеется всё необходимое для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, мини - микроскоп, сосуды разной формы и объёма, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.).

В работе использовала различные методы и приёмы, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяю методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приёмы, используемые мной в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями. Ведь как бы мы, воспитатели, не старались учить детей чему - либо, если родители пассивны, не уделяют должного внимания своим детям, то и результат будет низким. Поэтому постоянно нахожусь в состоянии поиска новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьёй. Помимо ставших уже традиционными родительских собраний, консультации и анкетирований, использую такие формы работы, как «Почтовый ящик», вопрос - ответ, проведение совместных с семьёй мероприятий, аудиоконсультации.

Подводя итог работы по ознакомлению дошкольников с неживой природой через поисково - исследовательскую деятельность (экспериментирование), я отметила, что используя системный, спланированный подход в обучении, используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, разнообразных дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребёнку, отмечается положительная динамика овладения детьми поисково - исследовательской деятельности (экспериментирование) и знаниями о неживой природе.


© 2010-2022